Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Брицина С., Запасная Л. Чуткая душа Семёна Попова // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 203-204. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=470

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й

Генеалогия. Семейная история

С. Брицина
Лина Запасная

ЧУТКАЯ ДУША СЕМЁНА ПОПОВА

хутор Диченский Каменского района Ростовской области

 

2-я премия на VI Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век». Каменск-Шахтинский, гимназия № 2, руководители А. Н. Чеботарев, С. И. Куштарева.

Имя Семёна Тихоновича Попова (1888—1913) затерялось в истории, а «всплыло» оно в виде надгробия — каменной пирамидки, надпись на которой гласит: «Здесь покоится прах народного учителя, талантливого бытописателя, Коллежского регистратора Семёна Тихоновича Попова». На обороте — «Мир праху твоему — дорогой труженик».

Вот мы и в хуторе Диченском. По узенькой тропинке спускаемся к погосту, к надпойменной террасе Донца. Перед нами могила; пирамида позеленела от мхов, заросла дёрном в обрамлении буйного сибирька, вросла в землю...

Установить годы жизни Попова нам могла бы помочь метрическая книга Каменской Покровской церкви за 1888 год, к которой был приписан хутор Диченский. Но, увы, страницы книги варварски искромсаны.

Открываем сшив «Вестника казачества» за 1913 год. На странице 144 — некролог «Семён Тихонович Попов». Узнаём: вышел Попов из казачьей семьи, учился в Каменском приходском училище, на месте которого сегодня один из корпусов школы. С жадностью прочитывал всё, что попадалось под руку, и уже тогда пробовал писать рассказы и сценки из школьной жизни. Не имея средств на обучение, по окончании училища стал сельским учителем, и на этом поприще проработал 8 лет.

«Чуткая душа покойного, — отмечено в некрологе, — не могла не отозваться на нужды работников в области просвещения. В кругу своих коллег-учителей он пользовался большой симпатией, как человек, не боявшийся открыто высказывать свои убеждения, несмотря на малую ступень своего положения». Безысходное ли материальное положение или же иные обстоятельства заставили уйти из жизни этого 25-летнего, полного сил человека?

В газетах нам удалось разыскать три рассказа. Интересно, что все они — с трагической развязкой, во всех — печаль, безысходность.

Открываем рассказ «На поселение». Окунаемся в страшные события раскулачивания и выселения казаков, коснувшиеся и семьи Поповых. Как будто в нём воплощение судьбы родственников: через некоторое время, уже после смерти Семёна Тихоновича, его брата Василия сошлют в Сибирь...

«Последнее «двадцатое» Ивана Петровича». В рассказе мы увидели самого Семёна Тихоновича. Верится, что и Попов, как его герой, бедный учитель Иван Петрович, был весёлым и добродушным. А дома — «худосочная» жена, которая старается на мизерное жалование мужа прокормить семью. Герой Попова тяжело болен. Можно ли по этому судить о самочувствии самого автора? Те источники, которые были у нас под рукой, не дают ответа. Об одном можем сказать: взглянув на портрет Попова, мы видим невзрачную фигуру далеко не красивого человека, сутуловатого, с глубоко посаженными глазами, в потёртом мундире чиновника.

Поиски привели нас к племянницам Семёна Тихоновича Галине Фёдоровне Пушкарь, проживающей в Каменске, Галине Васильевне Поповой, живущей в посёлке Лиховском, и Альбине Глод из Белой Калитвы. В Диченском живёт и одна из учениц Попова — Евгения Филипповна Письменская (когда писатель застрелился, ей было 9 лет).

Со слов Пушкарь мы узнали, что Семён Тихонович являлся старшим сыном в многодетной семье, родился и вырос в Диченском. Отец работал на шахте, болел чахоткой; выпивал. Детьми не занимался. Гораздо ближе к детям был дедушка по материнской линии. Устроил мальчика в приходское училище, которое находилось при Покровском храме, дедушка.

Из воспоминаний второй племянницы, Поповой, стало известно, что мать Семёна Тихоновича, Евфросинья, пережила мужа и умерла в годы Великой Отечественной войны. Именно на её плечах лежала забота о детях.

Попов обучал своих младших братьев и сестёр грамоте, был требователен. Галина Васильевна поведала нам следующее: «По рассказам отца, он учился у брата, Семёна Тихоновича. Тот был очень строг, случалось, давал подзатыльника. Однажды Василий не выучил урок, сидел на печи и симулировал болезнь горла. «Знаю, какая у него болезнь, — заявил пришедший Семён Тихонович. — А ну-ка, слезай с печи и давай учи стихотворение, проверять буду». Тихон за младшего вступаться не стал, так как доверял грамотному старшему сыну».

Моисей был вторым сыном в семье. Полная противоположность Семёну и Василию. Офицер, образованный, талантливый, одарённый, целеустремлённый. Сестра Моисея Мария вспоминала: «Примчится, бывало, на коне, как ветер, и умчится». Прошёл Первую мировую и Гражданскую войны. Воевал под командованием генерала Болдырева. Впоследствии Моисей стал его зятем, пережил новороссийскую катастрофу, ушёл в эмиграцию (Франция). Последнюю весточку от Моисея родственники получили в 1936 г. Затем связь с ним была окончательно потеряна. Второй брат — Василий. По духу он ближе всего к Семёну. Оба по натуре бунтари и атеисты, Василий, вступив в партию, работал простым членом коммуны, затем возглавлял хуторской Совет в Вишневецком. Служил в органах ВЧК. В 1934 году был арестован, 10 лет отбывал ссылку в Красноярском крае. Вернулся в 1947 г., а в 1948-м его вновь сослали на Север. «Белых медведей пас», — говорили тогда казаки. В 1954 г. Василия Тихоновича реабилитировали.

Почему Семён Тихонович так рано ушёл из жизни? По семейной версии, причиной явилось разногласие с Моисеем, отстаивавшим старые казачьи принципы и мораль.

Попов учительствовал, снимал квартиру на улице Госпитальной и столовался у хозяйки. Однажды, придя с совещания, закрылся в своей комнате. Тишину прервал выстрел. Со слов сестры Марии, Семён, вероятно, был связан с политическим кружком, возможно, имел листовки, оружие, что было запрещено законом. В кружке он получил задание, затрагивающее интересы Моисея. Пойти против родного брата? Он долго терзался и нашёл только один путь — свести счёты с жизнью.

...Не случайно кинорежиссёр Герасимов выбрал хутор Диченский для съёмок «Тихого Дона»: крытые соломой курени, глинобитные строения, каменные изгороди, плетни...

В 1990-е «новые русские» здесь выстроили «Царское Село» с коттеджами. Диченский превратился в мегаполис города. И... быстро опустел. Местные олигархи, спешно вложившие капитал в недвижимость, всё же остались в городе.

В личном архиве нашего руководителя А. Н. Чеботарёва нас поразили факты в одном из документов Войскового правления за 1908 год: «В хуторе Диченском Каменской станицы Донецкого округа население до 1000 человек, детей школьного возраста до 150 человек. Общество берёт на себя открытие приходского училища». А сейчас? На школе замок, могила Попова поросла полынью. Из 20-30 дворов хутора детей возят в соседнюю скородумовскую школу.

И всё же надежда на воскрешение есть. Будет история хутора иметь своё продолжение в конкретных делах и поступках тех, для кого любовь к родному пепелищу превыше всех земных благ. И не зарастёт народная тропа к могиле Семёна Тихоновича Попова.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"