Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Рычаловская Л. Ф. Дарованное нам телекино // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 107-109. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=656

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й

Театр и кино на Дону

ДАРОВАННОЕ НАМ ТЕЛЕКИНО

звукорежиссёр Алексей Николаевич Кошеверов (1935-2008)

 

Мы возвращались из хутора Старая Станица, где наша съёмочная группа двадцать дней прожила среди юных талантов одной из первых школ, исповедующих искусство как главное содержание жизни. Начало этому уникальному эксперименту положил Дмитрий Белоусов и на всю Россию прославил свой хутор, где каждый первоклашка знает «Времена года» Чайковского, где учителя и дети играют в одном спектакле и создают один триптих из жизни начала восьмидесятых. «Пазик» наш скакал по кочкам и выбоинам, в нём было тесновато, ведь тогда «творцы» и «технари» составляли довольно большую группу дружных единоверцев в кинопроцессе. Запомнилась необычная тишина, нарушил которую протяжный вздох режиссёра Евгения Иващенко: как теперь жить-то будем? И сразу все заговорили, проживая заново каждый съёмочный день... Впереди – ещё проявка в Киеве, монтажно-тонировочный период «скрещённых шпаг»; но со съёмочной площадкой мы всегда расставались трудно.

Когда в середине 80-х я пришла в «Донтелефильм», там работали профессионалы кинодокументалистики. Уже оператор Валентин Тимошенко снял в 1967 году чёрно-белое кино «Шаги в солнце» на музыку Прокофьева, а Владимир Яблоков – фильм о лётчике Капустине. Режиссёр Николай Беликов в 1968 году трудился над сериалом «Этапы большого пути», востребованным и по сей день хроникальными кадрами. Уже сняли свой любимый фильм «Орлята» режиссёр Евгений Иващенко и оператор Стас Иларионов, а «корифеем звука» давно стал Алексей Кошеверов (в киношном просторечии Кошкин или дядя Лёша), слава о котором перешагнула границы Дона: фильмы наши, принимавшиеся исключительно в Москве, проходили там через все «звуковые барьеры».

Алексей Николаевич Кошеверов был человеком, не похожим ни на кого. За чистоту звука сражался в любых обстоятельствах и с автором, и с режиссёром, и с их замыслами, которые могли поставить под удар даже само «качество» щебетанья птиц... В «затишье», между съёмками, это был интереснейший собеседник, кладезь знаний, и ещё – заботливый друг. В день его семидесятилетия мы обнаружили, что он трепетно собирал все наши киношные капустники, фильмокопии нашей документалистики, – просто киношный архивариус был наш дядя Лёша! Вместе с тем вся группа с уважением, с пониманием относилась и к низшим по рангу – нашим безукоризненным монтажницам Лиде Даниловой и Тане Зинченко, не ведая, конечно, что за их трудоёмкую работу с нашими режиссёрами им полагалось как минимум молоко...

Признанный мастер документального кино Юрий Калугин в начале семидесятых снимал фильмы-портреты о рабочих, учёных, а в 1973 году, после выхода фильма «Ростов-город, Ростов-Дон» все узнали, как любит этот город наш «сдержанный» режиссёр. Через годы его «Азовское море», трилогия об истории донского казачества и «Судьба Алексея Береста» станут классикой отечественного документального кино. Личность Калугина даёт повод к размышлению о том, почему в периоды, как потом скажут, «лакировки действительности» на малом и большом экранах появлялись фильмы, тревожащие ум и сердце. Одарённые люди ничего не делали наспех, не полагались лишь на собственную одарённость; они хорошо понимали, что такое ответственность профессионала. Глубинное проникновение в тему, будь ты автором или режиссёром, почиталось азами профессии. Будучи историком, Калугин свято соблюдал и оберегал историческую точность, и как же увлекательны, как содержательны были его сценарии! Насколько убедительны герои! Ведь фильм «Судьба Алексея Береста» получил в Архангельске на Всероссийском фестивале первое место не только за вновь открытые страницы судьбы героя, но и за то, что Берест в этом фильме был – живым, печаль за его судьбу – бесконечна.

Словом, пришла я в киногруппу, где мэтры были среди режиссёров, операторов, но дефицит сценаристов оставался. Меня и взяли-то в это элитное подразделение – скорее всего за удачный сценарий фильма «Вижу утреннюю звезду» (для дикторского текста первую фразу «Больше всего на нас похожи наши фантазии» я позаимствовала у Толстого). Конечно же, режиссёр Эвелина Экономиди, оператор Валерий Шебанов, тот же дядя Лёша – люди искушённые, не раз познавшие успех, не дали «упасть» моей первой работе, фильм не испортил нашей творческой биографии.

Случались у нас и курьёзные эпизоды. Снимаем фильм о женщинах шахтинского текстильного производства, пытаемся «разговорить» девушек, вызвать на откровения… Мотор! Съёмки… Девчонка превзошла ожидания: так всё человечно, но… почему-то камера за спиной молчит (а ТЕ камеры с широкой кинопленкой надо было слышать!) Стоп! Эпизод снят. Но… нет, не снят! Оказывается, оператор «заслушался». Повторить сказанное девчонка уже не смогла, в киногруппе – полный траур по эпизоду.

Теперь-то я знаю, что сценарная моя судьба в документально кино сложилась счастливо. Чего стоит одна только работа с Кириллом Серебренниковым на фильме «Тайны грозы». Это теперь он известный и модный режиссёр. А тогда только пробовал силы в документальном кино. Серебренников согласился снимать этот фильм, когда познакомился с моим восьмилетним героем из хутора Весёлый Ваней Прошкиным. С моей точки зрения, мальчишка привлекал необычным взглядом на взрослый мир, тем, как оценивал российскую жизнь середины девяностых. Кирилл увидел в нём ещё и мальчишку, увлечённого собой, желающего произвести впечатление. Мы сражались, будучи людьми совершенно разных поколений, да ведь я исколесила к тому времени сотни сельских дорог, а он впервые вступил на сельскую тропу... Но как же интересно работать с молодым, столь талантливым человеком, да ещё таким трудоголиком! Фильм стал призёром Всероссийского фестиваля в Сочи, а через год Кирилл привёз в телекомпанию первую премию «Тэфи».

Но и судьбе документального телекино на нашем телевидении повезло. В девяностые годы, когда финансировать нас перестали и мало кто в регионах страны сохранил возможность снимать такое кино, стартовал проект «Приподнятая целина» (авторы Михаил Коломенский и Николай Чеботарёв, режиссёр Юрий Калугин). Игровые киноминиатюры на острейшие темы жизни в жанре юмора и сатиры были приняты зрителем на ура, конечно, благодаря ещё и актёрам Николаю Сорокину и Фёдору Пряникову.

Потом были фильмы, принёсшие нам телевизионные лавры в виде «Тэфи» благодаря режиссёрской работе Кирилла Серебреникова, Александра Расторгуева, операторов Эдуарда Кечеджияна и Сергея Ковалёва, при авторском участии Сусанны Баранджиевой и Людмилы Рычаловской.

Почти сорок пять лет на Ростовском государственном телевидении существует документальное телевизионное кино. Да, теперь мы сами ищем средства на его создание, и находим! В Белокалитвинском районе недавно сняли фильм «Веруй твёрдо...» о казачьих заповедях, живущих не на бумаге, а в людях, притом молодых, о бережном отношении к традициям начиная с воспитанников детского сада. Режиссёр Олег Афанасьев, оператор Сергей Ковалёв, звукооператор Алиса Сырикова столько души вложили в этот фильм!

Важно, что и теперь интерес к кинодокументалистике в нашей телекомпании не угасает, ведь не становится меньше вокруг нас интересных, значительных героев и событий! От сельской учительницы Натальи Жильцовой, которая учит говорить по-французски родной хутор, до Василия Соцкова – фермера с консерваторским образованием, или Дмитрия Белоусова, чьи питомцы из школы искусств в Каменском районе завоевали только что престижные призы в Париже, – эти имена, и ещё другие, не открытые, заставляют нас всё время собираться в дорогу, звать за собой молодых журналистов, операторов, режиссёров, чтобы нескончаемым был путь телевизионного документального кино, призванного показывать жизнь как она есть, и помнить при этом о тех, кто стоял у его истоков...




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"