Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Мишина Л. Г. Так любить на сцене никто не умел // Донской временник. Год 2008-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2007. Вып. 16. С. 176-177. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=643

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2008-й

Театр и кино на Дону

ТАК ЛЮБИТЬ НА СЦЕНЕ НИКТО НЕ УМЕЛ!

актер Александр Зиновьевич Горелик

Я пришла в Ростовский театр музыкальной комедии в 1957 году начинающей артисткой. До этого я окончила московское музыкально-театральное училище имени А. К. Глазунова и вокальный факультет Ленинградской государственной консерватории. Горелик уже работал в Ростове после эвакуации из Баку. Вокалу он обучался у знаменитого педагога Доры Борисовны Белявской (у неё, кстати, училась Татьяна Шмыга). Он не имел какого-то определённого амплуа, он был разносторонним актёром.

Мне запомнился эпизод на гастролях нашего Ростовского театра музыкальной комедии в Тамбове. Мы открывали гастроли опереттой Д. Б. Кабалевского «Весна поёт». У А. Горелика там была отрицательная роль Бориса, я играла героиню, которую звали Берёзкой. В финале второго акта Борис кричал мне: «Таня! Таня!», да так, что горло моё перехватили спазмы. Да и сам облик Александра Зиновьевича — он был полным, высоким, с породистым еврейским лицом — располагал к тому, что зрители, особенно представительницы прекрасного пола, в него влюблялись.

Он был не просто актёр, а, я бы сказала, актёрище. Я вкладываю в это слово такой смысл: Саше как исполнителю были подвластны все стили, он был вне всяких амплуа, и в любой из своих многообразных ролей он выглядел удивительно органично. Из всех партнёров, с кем свела меня судьба на моём долгом сценическом пути, я не встречала актёра, который бы так умел любить на сцене, как Саша. Знаете, в чём разница между тем, что актёр любит на сцене либо просто показывает, что он любит? Главное качество высокоталантливого актёра — развитое сценическое воображение, которое позволит ему выполнить всё, что требуют обстоятельства роли. И Горелик был таким: играя любовь, он воображал, что перед ним сейчас та единственная женщина, которую он любит. И это вовсе не зависело от того, какая в данный момент у него была партнёрша. Актёр же, который не проживает роль, а показывает, на сцене не любит, а изображает любовь. Это сможет подтвердить и такая многолетняя партнёрша Горелика — уже по московской сцене, как народная артистка СССР Татьяна Шмыга.

В 60-е годы два кита ростовской оперетты — А. Горелик и Александр Аллегров — вынуждены были уйти из нашего театра: у них возникли разногласия с одним молодым режиссёром, и они не сочли возможным для себя с ним работать. И это был вовсе не каприз двух премьеров: уж чем-чем, а звёздной болезнью ни Аллегров, ни Горелик не страдали. Это была принципиальная позиция двух больших мастеров, они имели на неё право. Конечно, отъезд Горелика был невосполнимой потерей для местной оперетты. Он недолго проработал в Новосибирске, а затем переехал в Москву и стал работать в столичном театре оперетты, в котором служил до конца своей жизни.

На ростовской сцене я выступала с Гореликом во многих спектаклях.

Среди них — «Белая акация» И. Дунаевского (я играла Тоню, Горелик — Алексея), «Поцелуй Чаниты», «Фраскита» Ф. Легара (я — Фраскита, Горелик — Арман), «Весна поёт» Д. Кабалевского и других. Он великолепно играл в оперетте местного ростовского композитора Ипатова «Марги» роль героя-простака. Представляете, насколько Горелик был многоплановым актёром, если с его-то фактурой героя-аристократа он был равно убедителен и в роли Марги!

Уже будучи ведущим солистом Московского театра оперетты, Александр Зиновьевич приезжал в Ростов в 1971 году, на 40-летний юбилей нашего театра. Я вам признаюсь: такого таланта я больше в своей жизни не встречала. Специально «на него» и «на Шмыгу» в Московском театре оперетты ставились спектакли. Среди многих совместных работ Горелика и Шмыги — спектакль «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, где Горелик играл профессора Хиггинса, а Шмыга — Элизу Дулитл. Александр Горелик был убедителен в ролях Мистера Икса («Принцесса цирка И. Кальмана)», графа Данило («Весёлая вдова» Ф. Легара), в главной роли в оперетте «Цыган-премьер».

В жизни Александр Зиновьевич был прост и демократичен. А зачем ему нужна была игра в «звезду»? Это ведь лишь бездарным и малоодарённым требуется «доигрывать» наяву то, на что они оказываются неспособны на сцене. Истинные же таланты всё, что есть у них, сполна отдают сцене. Я благодарна Богу и Судьбе, что на моем пути встретился такой сильный артист и замечательный человек, каким был Александр Зиновьевич Горелик!

Записала Наталия Красильникова



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"