Донской временникДонской временникДонской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Пономаренко Л. А. Театральные версии донской литературы // Донской временник. Год 2019-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1637

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

Театр и кино на Дону

 Л. А. ПОНОМАРЕНКО

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВЕРСИИ ДОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Отдел краеведения Донской государственной публичной библиотеки в Год театра подготовил книжно-иллюстративную выставку «Театральные версии донской литературы». Она раскрывает многообразие театральных постановок спектаклей по произведениям донских писателей. В экспозиции – более шестидесяти книг, газетных и журнальных публикаций из фондов Донской публичной библиотеки: труды институтов, воспоминания, биографии, архивные и исторические исследования.

Творчество писателей Дона всегда вдохновляло сценаристов, литературоведов, художников, режиссёров, актёров, композиторов. Многие театры России создавали свои версии произведений М. А. Шолохова («Поднятая целина», «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бабий бунт», «Нахалёнок», «Жеребёнок»), В. А. Закруткина («Матерь человеческая»), А. В. Калинина («Цыган»), А. В. Софронова («Ураган», «Судьба-индейка», «Московский характер», «Карьера Бекетова» «Миллион за улыбку», «Стряпуха», «Стряпуха замужем», «Сердце не прощает»), А. М. Суичмезова («Свежий ветер», «Пусть цветут тюльпаны»), П. В. Лебеденко («Чёрные листья») и других авторов.

«Поднятую целину», «Тихий Дон», «Судьбу человека» в разные годы ставили на сценах Центрального академического театра Советской армии, Московского драматического имени А. С. Пушкина, Большого драматического имени М. Горького. Начало сценической жизни произведениям Михаила Александровича Шолохова положено театром Ленинградского областного совета профессиональных союзов, где впервые в России (1933) был поставлен спектакль «Поднятая целина».

В 1933 году о постановке «Поднятой целины» сообщала афиша Московского театра-студии под руководством Рубена Симонова. В 1964-м в Большом драматическом театре состоялась премьера «Поднятой целины» в постановке Георгия Товстоногова. Через год спектакль прошёл на сцене Московского театра имени А. С. Пушкина.

С особой убедительностью «Тихий Дон» поставил Г. Товстоногов в 1977 году в Большом драматическом. В финале спектакля заключительные слова романа были прочитаны Шолоховым. Его неактёрский, выпадающий из общего стиля голос, останавливал спектакль на всем скаку. Эта резкость обрыва, живое слово автора придавало масштаб всему происходящему, вносило глубокую ноту понимания и соучастия.

С большим успехом прошли спектакли по произведениям  А. В. Софронова. Гродненский областной драматический театр открыл первый театральный сезон пьесой «В одном городе» (1946). Наибольшую известность получили спектакли: «Московский характер» (Театр имени Моссовета, 1948, постановка Ю. Завадского), «Карьера Бекетова» (Ленинградский театр комедии, 1949, постановка Н. Акимова), «Сердце не прощает» (МХАТ имени М. Горького, 1954, постановка С. Блинникова), «Стряпуха» и «Стряпуха замужем» (Театр имени Е. Б. Вахтангова, 1959 и 1961, постановка Р. Симонова), «Миллион за улыбку» (Театр имени Моссовета, 1959, постановка И. Анисимовой-Вульф), «Ураган» (Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина, 1975, постановка А. Бирюкова).

Раздел представлен: Стишова Е. История мятежной души: [О постановке спектакля «Тихий Дон» в БДТ] // Театр. 1977. № 11. С.49–53; Иванов В. «Судьба человека»: [постановка в театре имени А. С. Пушкина. Москва] //  Театр.  1975.  № 11. С. 26–28; Яворовская М. За власть Советов: [О постановке спектаклей в театрах России по произведениям М. А. Шолохова] // Театр. жизнь.1975. № 6. С. 8–9; Произведения Шолохова в театре // Театр.  1975. № 5. С. 123–127; Первенцев А.  Шолохов в моей жизни // Театр.  1975. № 5. С. 128–131; Зайцев Н.  В соприкосновении с Шолоховым: [«Поднятая целина» в БДТ имени  М. Горького] // Театр. жизнь. 1964. № 12. С. 14-15.

По мотивам книг М. А. Шолохова создано немало музыкальных произведений. Ленинградский композитор Иван Иванович Дзержинский написал оперы «Тихий Дон» (1936), «Поднятая целина» (1937) и «Судьба человека»(1960).

Опере «Тихий Дон» аплодировали в Ленинградском Малом оперном театре (1935, 1947), Большом театре оперы и балета (1936), Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1936), в Саратовском театре оперы и балета (1937, 1947).

Опера «Поднятая целина» была поставлена в Большом театре в 1937 году, в том же году– в Ленинградском Малом оперном театре, а затем в Киеве и Свердловске (1937), Харькове и Днепропетровске (1938), Одессе (1939) и Перми (1964). Премьера оперы «Судьба человека» состоялась в 1961 году в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова, в Большом театре.

Раздел представлен: Шолоховская  энциклопедия (2013); Грес С. «Поднятая целина»: [Об опере] // Искусство и жизнь.  1938.  № 4. С.40-41; Грес С. Героическая тема в советской музыкальной драме: [Опера «Тихий Дон» и «Поднятая целина»] // Звезда.  1938. № 12. С.233–248.

Не остались в стороне и театры Ростовской области. Осенью 1933 года герои «Поднятой целины» появились на сцене Новочеркасского драматического театра в постановке М. П. Леонтовского. Его работа заслужила высокую оценку общественности. В печати появились одобрительные отзывы об игре И. А. Дубровского (Нагульнов), А. И. Головенко (Давыдов), С. В. Невского (дед Щукарь), А. Н. Зубаревой (Лушка). В 1936 году «Поднятую целину» поставили  ростовский Театр рабочей молодёжи и Вёшенский театр колхозной казачьей молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  мае 1963-го премьера «Поднятой целины» состоялась на сцене Ростовского академического театра драмы. Спектакль рождался в муках. Михаил Александрович предъявлял к постановке высокие требования: если театр всерьёз за это берётся, то артистам и режиссёру надо сначала побывать в хуторах и станицах. «Я боюсь на сцене всякой имитации под жизнь, представленчества, “лицедейства”, – говорил Шолохов на встрече с работниками театра. – Тогда нарушается ощущение  правды жизни. А всё от того, наверное, что художник тут отстает от жизни… А темп? А ритм жизни? Вы прислушайтесь к речи казака: сегодня это совсем не та речь, что была тридцать лет назад. А пятьдесят лет назад? Совсем другие оттенки… И всё это, и многое другое, надо знать, чтобы зритель поверил… Я прошу передать дыхание земли, её аромат, как и дыхание романа…»

В 1985 году режиссёр Алексей Малышев предложил свою версию «Поднятой целины», написав сценарий совместно с Юрием Немировым. Роли исполняли Г. Вершинин (Давыдов), В. Шкрабак (Нагульнов), Э. Демченко  (Разметнов), И. Богодух (Островнов), Т. Малиновская (Лушка). Деда Щукаря играл народный артист М. Бушнов.

Постановка «Тихого Дона» состоялась в 1975 году (режиссёр Я. С. Цициновский). На главные роли Григория и Аксиньи пригласили  ведущих артистов Ростовского ТЮЗа Аристарха Ливанова и Людмилу Лымарь, а Пётр Лобода достоверно создал образ главы семьи Пантелея Прокофьевича Мелихова.

В декабре 1976-го этот спектакль был удостоен Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского режиссеру Я. Цициновскому, артистам М. Бушнову, А. Ливанову, Л. Лымарю, Е.Серовой, П. Морозенко.

Спектаклем «Судьба человека» в постановке Юрия Ерёмина (1980) открылись гастроли ростовского театра в Москве, заслужившего одобрительные отзывы прессы. А в постановке Н. Сорокина (2005) этот спектакль получил главный приз Всероссийского конкурса-фестиваля спектаклей в Рязани.

Сотрудничество А. М. Суичмезова с Ростовским театром имени М. Горького началось в 1957 году, когда была поставлена его пьеса «Ранней весной». В дальнейшем театр осуществил постановки пьес «Свежий ветер» (1962) и «Пусть цветут тюльпаны» (1967). В 1975 году Александр Михайлович был литературным консультантом в работе над спектаклем «Тихий Дон».

Премьера новой трактовки великого романа «Тихий Дон» состоялась в Ростовском театре драмы в 2015 году. Режиссёр – лауреат национальной премии «Золотая маска» Геннадий Шапошников, художник– заслуженный художник РФ Виктор Герасименко, художник по костюмам – Наталья Пальшкова, композитор – лауреат премий «ТЭФИ» и «Ника» Алексей Шелыгин, художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии г. Москвы Александр Пудин.

Следующим обращением ростовского театра к творчеству писателей нашего края стала постановка «Цыгана» Анатолия Калинина (2016) и «Матери человеческой» Виталия Закруткина (2017). За спектакль «Цыган» театр получил приз «Серебряного Витязя», «Золотой диплом» за лучшую сценографию и диплом «За бережное отношение к русской классике, новое прочтение романа донского писателя Анатолия Калинина “Цыган” и трепетную передачу специфики межнациональных отношений в России».

Раздел представлен: Ростовский театр имени Горького со спектаклем «Цыган» получил приз «Серебряный витязь» // Театр. вестник. 2016. № 12. С. 3; Награды «Золотого Витязя» приехали в Ростов: [за спектакль «Тихий Дон»]// Театр. вестник. 2016. № 1. С. 2–3; Пудин А. И. «Казаки достали шашки»: [О новой постановке «Тихого Дона» в Рост. театре драмы имени М. Горького] // Театр. вестник. 2015. № 6. С. 4–13;Буянин Ю. «Тихий Дон» стал эпичным портретом современного мира // Театр. вестник. 2015. № 5. С. 4–8; Фрейдлин Л. «Неправильный у жизни ход»: [О постановке спектаклей по произведениям М. А. Шолохова в Рост. обл.] // Дон. регион.2015. № 2. С.44–45; Пудин А. И. Новый «Тихий Дон» покажут на Театральной площади Ростова // Театр. вестник. 2015. № 2. С. 8–9; Борзенко В. В. Произведения М. Шолохова на сцене Ростовского академического театра драмы имени М. Горького // Филологический вестник Рост. ун-та. 2005. № 2. С.51–53; Лавренюк Н. Выдержан с честью: [Спектакль «Чёрные листья» в Шахтин. драм. театре ]// Театр. жизнь. 1981. № 18. С. 20; Наумов А. Шолоховские дни: театр. фестиваль в Ростове: [Спектакли по произведениям М. А. Шолохова] // Театр. 1981. № 3/4; Патрикеева И. Ах, ты, батюшка Тихий Дон!.. : [О постановке «Тихого Дона» в Рост. театре драмы имени М. Горького в 1976 г.] // Театр. жизнь. 1975. № 17. С. 8-9; Лейкин Н. Восхождение: [«Тихий Дон» в Рост. театре драмы имени М. Горького]// Театр. 1975. № 11. С. 75-80; Софронов А.  Неиссякаемый родник: [О спектаклях по произведениям М. А. Шолохова] // Театр. жизнь. 1975. № 10. С. 8–9; Цициновский Я. [О поставке спектакля «Поднятая целина» в Рост. театре драмы имени М. Горького]// Театр. 1975. № 5. С. 35; Корнеева О. Ростов-на-Дону: [О спектакле «Судьба-индейка» по комедии А. Софронова] // Театр. жизнь. 1964. № 16. С. 17–19; Зубов Ю. Шолоховское…: [Спектакль «Поднятая целина» Рост. театра им. М. Горького в Москве]// Огонек. 1963. № 33. С. 25; Власенко А. На главной линии: [О драматургии А. Софронова]// Театр. 1963. № 11. С. 32–39; Патрикеева И. С высоты Шолоховской мысли: [«Поднятая целина» в Рост. театре драмы имени М. Горького] // Театр. жизнь. 1963. № 20. С. 1–3.




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"