Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Музыкальная жизнь Дона

Светлана Павловна Чибисова

СКРИПАЧ ИЗ ЛУЧШИХ

Пётр Павлович Ильченко

Пётр Павлович Ильченко родился в Новочеркасске в бедной семье донского казака-ремесленника, работника портняжной мастерской.

С шести лет Пётр начал помогать родителям. Обладая врождённым абсолютным слухом и красивым, чистым дискантом, он был принят в архиерейский хор мальчиков, за что получал пять рублей в месяц.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, отец купил ему скрипку и пригласил знакомого, трубача войскового оркестра преподать Петру правила игры и пройти с ним репертуар для выступлений.

Быстро освоив и сразу полюбив инструмент, Пётр Ильченко начал выступать в концертах. Отец забрал его из архиерейского хора и занялся организацией концертов по близлежащим городам и станицам. В шёлковой рубашке, подпоясанной кушаком, в бархатных брюках и кожаных сапожках, Ильченко вскоре завоевал успех как вундеркинд-виртуоз. О его таланте заговорили, появились статьи в местных газетах. На юношу обратил внимание известный в Новочеркасске скрипач Ф. А. Стаджи и предложил с ним заниматься бесплатно.

В 1902 году Ильченко был принят в Московскую консерваторию в класс Г. Н. Дулова, а затем учился у И. В. Гржимали. Полный курс Московской консерватории он окончил в 1912 году с золотой медалью.

Многочисленные концертные выступления начались ещё задолго до окончания консерватории. С 1904 года Пётр Павлович занял место концертмейстера первых скрипок в ученическом консерваторском оркестре, которым дирижировал В. И. Сафонов. С 1906 года он участвовал как солист в оркестре Московского Художественного театра. Для исполнения скрипичного соло в музыке И. А. Саца к пьесе Кнута Гамсуна «У жизни в лапах» К. С. Станиславский из многих претендентов выбрал Ильченко.

В 1908 году музыкант посетил Ясную Поляну, где играл в составе квартета Московского отделения Русского музыкального общества для Льва Николаевича Толстого. Об этом исполнении квартетов Бетховена, Моцарта и Глазунова рассказывает в своих мемуарах А. Б. Гольденвейзер. [1]

В 1910 году Ильченко по приглашению Ф. И. Шаляпина совершил совместную с ним концертную поездку по России, побывал в Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону... В качестве аккомпаниатора выступал Ф. Ф. Кенеман. А после поездки его пригласил для совместных выступлений знаменитый пианист и композитор С. И. Танеев.

На конкурсе скрипачей в Москве в марте 1913 года Ильченко занял первое место, получив премию 1500 рублей. В том же году по приглашению С. В. Рахманинова он участвовал в исполнении его «Элегического трио» (виолончельную партию исполнял А. Э. Глен). В 1915 году это же трио прозвучало в исполнении Рахманинова, Ильченко и А. А. Стернада.

В 1907-1917 годах профессор Московской консерватории С. Н. Василенко проводил свои знаменитые «Исторические концерты» в которых неоднократно принимал участие Ильченко, выступая с сочинениями Паганини. Дирижёр С. А. Кусевицкий также приглашал Ильченко в организуемые им концерты, где скрипач-виртуоз исполнял произведения Брамса и Чайковского.

В 1913-1916 годы Ильченко преподавал в Саратовской консерватории, где у него занимались будущие профессора Московской консерватории Д. М. Цыганов и Я. И. Рабинович.

В 1916 году музыканта мобилизовали в симфонический оркестр Лейб-гвардии Преображенского полка. В составе группы чинов этого полка, с винтовкой в руках, в дни Февральской революции 1917 года он участвовал в аресте в Таврическом дворце министров царского правительства.

В 1917-1918 годы Ильченко дирижировал симфоническим оркестром в Новочеркасске и преподавал в музыкальной школе, после чего переехал в Екатеринодар и 1919 году — в Тбилиси, где работал дирижёром.

В 1921 году Ильченко участвовал в бригаде для обслуживания агитпоезда имени 26 Бакинских комиссаров. Вот как описывает в своих воспоминаниях эти выступления жена скрипача, певица Мария Николаевна Ильченко (Дельмар): «…В колоссальном депо паровозов в Навтлуге — митинг. Пётр Павлович на площадке паровоза, среди многотысячной рабочей аудитории играет без аккомпанемента. Гулко несутся под стеклянными крышами чистые звуки скрипки. Рабочие усеяли все паровозы, далеко уходящие вглубь. Несмотря на тесноту и многолюдство, водворяется полная тишина. Бурные аплодисменты оглушительны, как шум водопада. Потом выступают агитаторы… За Телавом пришлось грузиться на машины для посещения отдалённых аулов. Серго Орджоникидзе возглавлял эту летучую бригаду. В аулах пугливо прятались, услышав шум приближающихся машин. Плотно закрывали окна и двери, селения казались вымершими, даже скот прятали. Серго Орджоникидзе давал распоряжение воздвигать импровизированные подмостки. Первым выходил на них Пётр Павлович и под ясным южным небом лились нежные звуки ноктюрна Шопена. Через некоторое время в окнах образовывались щели… Постепенно и двери дают маленькие проходы, оттуда видны головы… с недоумением заглядывают из-под надвинутых папах на диковинное зрелище. Играет скрипач, звуки пленяют, наводят на праздничное, весёлое настроение. Смельчаки то тут, то там выходят из-за углов… За ноктюрном Пётр Павлович играет что-либо из народных грузинских песен, иногда Шамиля в своей обработке с виртуозными вариациями. Тут уже никто не прячется, всё население от малого до старого окружают бригаду. На место Петра Павловича входят агитаторы, начинается митинг. И так проходила агитработа до самых глухих, отдалённых аулов в горах…» [2]

В двадцатых годах ХХ века Ильченко — профессор Тбилисской консерватории, среди его учеников — будущий первый скрипач квартета имени Комитаса А. К. Габриэлян. Обширную деятельность проводил Ильченко и как дирижер, и как участник организованного им квартета имени И. В. Гржимали.

В 1923 году Ильченко переехал в Москву, где вёл интенсивную исполнительскую работу на радио. Он был членом Художественного совета Всесоюзного радиокомитета.

Выступления Ильченко проходили на угольных разработках у озера Балхаш, в Красноярском крае, в Крыму и на Кавказе, на заводах и фабриках. [3]

В феврале 1942 года в составе агитбригады Ильченко обслуживал передовые позиции Керченского полуострова, а затем воинские части и госпитали Москвы.

В послевоенные годы музыкант непрерывно гастролировал по стране, наряду с классическими произведениями исполняя современный репертуар: концерт А. И. Хачатуряна, произведения Шимановского, Мийо и других авторов. Н. А. Рославец посвятил Петру Павловичу скрипичный концерт.

В последние годы жизни Ильченко дирижировал оркестром Московского театра транспорта.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА [В авторской редакции. – ред.]
  1. Гольденвейзер А. Б. Лев Толстой и музыка. Воспоминания. М., 1958.
  2. Ильченко М. Н. Краткий очерк жизни и деятельности лауреата Московской государственной консерватории Ильченко П. П. / Гос. центр. музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. (Рукопись).
  3. Мясковский Н. На концертах современной русской музыки // Музыкальная культура. 1924. № 1. С. 22.



 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"