Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Музыкальная жизнь Дона

Зинаида Николаевна Римская

СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В РОСТОВЕ

Матвей Леонтьевич Пресман (1870—1941)

Человек с задатками гениального пианиста, лауреат, профессор, признанный и оцененный его современниками — Рахманиновым, Сафоновым, Глазуновым и Аренским, — в самую светлую пору своей жизни и развития музыкальной деятельности вдруг отказался от своей личной артистической карьеры, и свой талант принес на алтарь высокого кумира — идеи общественного музыкального воспитания...», — так писала в 1916 году газета «Приазовский край» о Матвее Леонтьевиче Пресмане в статье, посвященной 25-летию его музыкальной деятельности (13 окт. 1916 г., № 270). Имя этого человека мало кому известно в настоящее время, хотя он сыграл исключительную роль в становлении музыкального образования в Ростове-на-Дону, воспитании высокопрофессиональных музыкантов, широкой пропаганде русской и зарубежной музыки среди ростовчан в конце XIX — начале XX вв.

М. Л. Пресман родился в Ростове-на-Дону. Игре на фортепиано обучался в Москве у Н. С. Зверева, а затем в Московской консерватории (класс профессора В. И. Сафонова), которую окончил с серебряной медалью в 1891 г. Преподавал в музыкальном училище в Тифлисе. Вернувшись в Ростов в 1895 г., Матвей Леонтьевич Пресман активно включается в музыкальную жизнь города.

В 1896 году было создано ростовской отделение Императорского Русского музыкального общества, подобное в 20 существовавшее еще городах. Учрежденное в 1859 году в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна, это общество должно было содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства.

Одновременно в Ростове открылись музыкальные классы (с 1900 г. — музыкальное училище). Директором классов с момента их открытия в течение 16 лет являлся М. Л. Пресман. Матвей Леонтьевич был умелым организатором. Во многом его стараниями ростовское музыкальное училище сделалось одним из лучших в стране. В поздравитель ном адресе, преподнесенном Пресману в декабре 1906 года, в связи с 10 летним юбилеем РО ИРМО, подчеркивалось: «10 лет существования отделения и училища были достаточны для вас, чтобы Вашей энергией, познанием и любовью к музыкальному искусству дать этому молодому делу одно из первых мест среди других, существующих много лет отделений ИРМО» [1].

М. Л. Пресман привлек к работе в музыкальных классах — музыкальном училище талантливых преподавателей, выдающихся педагогов-музыкантов. Среди них — А. М. Додонов, Е. К. Ряднов, И. А. Зелихман, К. И. Михайлов-Стоян, Л. М. Цейтлин и др.

Благодаря сильному преподавательскому составу, учебный процесс в музыкальных классах училища был поставлен очень хорошо. Здесь обучали игре на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, флейте, кларнете, валторне, трубе, гобое, преподавали пение, историю музыки, драматического искусства. Позже был открыт класс игры на медных духовых инструментах, арфе, фаготе, введено преподавание сольфеджио и элементарной теории, гармонии...

Пресман прекрасный пианист и дирижер, нес большую педагогическую нагрузку. Он вел класс фортепиано (один из самых многочисленных), теоретические предметы, руководил хором. Помимо этого, Матвей Леонтьевич создал при РО ИРМО симфонический оркестр, состоящий из преподавателей и воспитанников училища, дирижировал им в течение ряда лет, выступал как солист в публичных концертах.

Ростовское отделение ИРМО устраивало несколько раз в год для ростовчан симфонические концерты, камерные вечера, концертные собрания, в которых принимали участие как известные местные музыканты, так и гастролеры (В. И. Куза, Л. Г. Яковлев, Д. И. Бухтояров, А. И. Зилоти). Дирижером на этих концертах в большинстве случаев выступал М. Л. Пресман.

Матвей Леонтьевич был поклонником творчества своего товарища по Московской консерватории С. В. Рахманинова. Благодаря ему, ростовчане познакомились с произведениями выдающегося композитора. Так, 1 апреля 1902 года в Асмоловском театре учащимися музыкального училища под управлением Матвея Леонтьевича впервые в Ростове-на-Дону была исполнена опера «Алеко»; 2 февраля 1902 г., также впервые в Ростове, в квартетном собрании отделения ИРМО прозвучала сюита № 2, ор.17 в исполнении пианистов М. Л. Пресмана и М. С. Высоцкой; 16 февраля 1902 г., опять же ростовчане, слушали сонату для фортепиано и виолончели, ор. 19, сыгранную дуэтом М. Л. Пресман и П. П. Федоров. «Милый друг, от души благодарю тебя за твою ревностную пропаганду моих сочинений...», — писал С. В. Рахманинов Пресману в 1902 г.

Этих двух людей связывала творческая дружба. Рахманинов посвятил Пресману свою сонату № 2, ор.36, созданную в 1913 г. Когда у Матвея Леонтьевича возник конфликт с дирекцией Ростовского отделения ИРМО, Рахманинов — и как помощник по музыкальной части ИРМО, и как товарищ — всемерно поддерживал Матвея Леонтьевича. В письме на имя председателя ИРМО Е. Г. Саксен-Альтенбургской он писал: «...Лично я считаю Пресмана честнейшим человеком, высокоспособным педагогом и любящим свое дело до самозабвения. Только при таком человеке и понятен рост училища, и образцовая постановка там преподавания».[2]

Тем не менее дирекция Ростовского отделения ИРМО вынудила Пресмана в 1912 году уйти с должности директора музыкального училища. Матвей Леонтьевич уезжает в Саратов, в 1913 году он уже профессор Саратовской консерватории. Но родной город манит его. Вскоре он возвращается в Ростов, организует свое частное музыкальное учебное заведение.

Среди объявлений в газете «Приазовский край» в январе 1919 года находим следующее: «Частная консерватория профессора М. Л. Пресмана (Б. Садовая, 77) проводит прием учащихся по классу: пения, фортепиано, скрипка, виолончель, специальной теории и сценическому искусству». Позже он — профессор организованной в Ростове Донской консерватории. Но в начале 20-х годов Матвей Леонтьевич покидает наш город уже навсегда

Ростов-на-Дону оказался неблагодарным, предав забвению человека, так много сделавшего для развития музыкальной культуры города. Как писала все та же газета «Приазовский край»: «Большой ценности этот пианист-художник, почему-то обрекший себя на служение своей далеко не музыкальной родине Ростову».

ЛИТЕРАТУРА
  1. Рахманинов С. Литературное наследие. — Т. 2: Письма. — М.: Сов. композитор, 1980. — С. 384
  2. Там же. — С. 37-42
  3. Отчеты Ростовского отделения императорского Русского музыкального общества и состоящих при нем музыкальных классов за 1896-1906 гг. — Ростов н/Д: Тип. Дон. акционер. о-ва печатного и издат. дела, 1897-1917.



 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"