Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Римская З. Н. Ефрем Цимбалист // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 85-90, URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1876

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Музыкальная жизнь Дона

З. Н. Римская

ЕФРЕМ ЦИМБАЛИСТ

Ростовские страницы жизни и творчества

 

Ефрем Аронович Цимбалист. США, 1928 г. Фото из Википедии

В фондах Ростовского областного музея краеведения хранится программа двух концертов знаменитого американского скрипача Ефрема Цимбалиста, которые проходили в Ростове в мае 1934 года в мраморном зале Клуба кооперации и госторговли (ныне Дом офицеров).

Ефрем Цимбалист ‑ уроженец Ростова-на-Дону, один из самых известных в США ростовчан, музыкант, композитор, педагог, сыгравший исключительно важную роль в становлении американской скрипичной школы. Но вот о ростовском периоде его жизни и творчестве известно немного.

Родился 9 апреля 1889 года в семье музыканта — профессионального скрипача, дирижёра симфонического оркестра Арона Цимбалиста (1865—1931) и его жены Марии Литвиновой (1869—1951). Семья жила на Никольской улице, 212 [1]. Арон Цимбалист в разные годы руководил симфоническим оркестром Коммерческого клуба, концертным оркестром театра «Эдем» Александровского сада и театра «Палермо».

Реклама бенефиса дирижёра концертного оркестра  театра «Палермо» А. Цимбалиста 15 марта 1902 г. (Приазовский край, 1902. 15 марта. С. 1)

От отца, прекрасного музыканта, Ефрем получил свои первые уроки музыки.

В 1896 году при Ростовском отделении императорского русского музыкального общества (РО ИРМО) открылись музыкальные классы. Уже в 1897 году, на второй год существования музыкальных классов, Ефрем числится среди учеников класса игры на скрипке. В ежегодных отчётах РО ИРМО он значится как лучший ученик, постоянный участник камерных вечеров, устраиваемых руководством классов. К слову сказать, среди учеников музыкальных классов – музыкального училища значится Соломон Цимбалист по классу виолончели и Берта Цимбалист по классу игры на фортепиано. А так как жителей Ростова с такой фамилией в адресной книге больше нет, то можно предположить, что это брат и сестра Ефрема.

В 1901 году Ефрем с отличием окончил музыкальное училище (музыкальные классы в 1900 году были преобразованы в музыкальное училище) и сразу поступил в Петербургскую консерваторию в класс известного скрипача Леопольда Ауэра. Вероятно, отдавая дань таланту молодого скрипача, местная пресса внимательно следила за успехами своего земляка. Журналистам газеты «Приазовский край» удалось запечатлеть визиты Ефрема Цимбалиста в родной город, ему были посвящены и небольшие заметки, и хвалебные статьи, и обширные рецензии на его концерты.

Ещё будучи студентом консерватории, приезжая на каникулы домой в Ростов, Ефрем принимал участие в различных концертах, устраиваемых музыкальным сообществом Ростова. Так 18 августа 1902 года в зале Коммерческого клуба состоялся концерт в пользу бедных, как тогда говорили, недостаточных студентов, в котором приняли участие знаменитые артисты императорских театров В. Касторский (бас) и В. Севастьянов (тенор), а также, как было указано в рекламе концерта, ученик профессора Ауэра Ефрем Цимбалист. А ведь юному скрипачу в это время было всего 13 лет.

Реклама  концерта  18 августа 1902 года, в котором принимал участие 13-летний  Е. Цимбалист. (Приазовский край. 1902. 18 авг .С. 1)

В 1907 году Цимбалист блестяще окончил Петербургскую консерваторию, получив, как лучший выпускник, Большую золотую медаль и Рубинштейновскую премию. Сразу после окончания консерватории Ефрем приехал к родителям на каникулы. Прослышав о его заслугах, дирекция Коммерческого клуба, идя навстречу письменному заявлению 130 членов, вошла в переговоры с музыкантом, который согласился выступить в незапланированном симфоническом концерте.

Накануне концерта, который состоялся в саду летнего Коммерческого клуба 14 июня 1907 года, газета писала: «Полагаем, что ростовская публика не преминет воспользоваться случаем послушать юного виртуоза, заслужившего в последнее время восторженные отзывы столичной прессы…» [2].

Публика, пришедшая послушать знаменитого земляка, заполнила весь сад Коммерческого клуба. «Юный виртуоз имел шумный успех среди собравшейся весьма многочисленной публики и играл несколько раз на бис. Прекрасная техника, ласкающе мягкий тон, артистически разработанные нюансы, среди которых особенно выделялась редкая прозрачность piano, благородство стиля, моменты подъёма настроения – всё это создаёт из г. Цимбалиста выдающуюся силу на современном музыкальном горизонте, силу, которой по справедливости должен гордиться наш город, как давший ей первые воспитательные ростки»  ‑ так характеризовала этот первый большой концерт Е. Цимбалиста в родном городе газета «Приазовский край» [3].

В сентябре 1908 года газета вновь сообщает о гостящем у родных в Ростове молодом скрипаче Ефреме Цимбалисте, который возвратился из длительной заграничной поездки, где впервые с огромным успехом выступил в Берлине и Лондоне [4].

В январе 1911 года в нескольких городах Юга России состоялось восемь концертов Ефрема Цимбалиста. В концертную поездку знаменитого скрипача вошли Таганрог, Новочеркасск, Екатеринодар, Ставрополь, Владикавказ, Баку, Тифлис и, конечно, Ростов-на-Дону.

Концерт в Ростове проходил 19 января в Машонкинском театре, вмещавшем до 1 500 зрителей. «Концерт собрал очень много публики, устроившей этому отличному виртуозу с законченной техникой и весьма изящной экспрессией передачи, шумный, моментами восторженный прием. Г-н Цимбалист буквально изнемог от бесконечных bisов» ‑ писал рецензент, сожалея о том, что скрипач даёт в Ростове только один концерт [5].

Реклама концерта Е. Цимбалиста в Машонкинском театре 19 января 1911 года. (Приазовский край. 1911. 12 янв. С. 1).

 Машонкинский театр г. Ростова-на-Дону. Нач. ХХ в. Фото из фонда Ростовского областного музея краеведения  (КП- 11017/78).

Но в ситуацию вновь включились авторитетные поклонники таланта музыканта. Благодаря настойчивым просьбам дирекции и культурно-просветительной комиссии Коммерческого клуба, Ефрем Цимбалист согласился ещё раз выступить в родном городе. «Состоявшийся 30 января в Коммерческом клубе второй концерт скрипача Е. Цимбалиста дал интересную и трогательную картину чествования ростовцами их талантливого земляка, который получил на память от публики изящный адрес-альбом и лавровый венок. Программа концерта выделялась своей обширностью и трудностью» [6].

Действительно, были исполнены произведения Грига, Чайковского, Шумана, которые Цимбалист играл с особым мягким лиризмом, захватившим слушателей. «Нечего и говорить о том, что концертант бесконечное число раз играл на bis. В общем, концерт явился сплошной овацией нашему столь богато одарённому согражданину. Зал клуба буквально ломился от огромного наплыва публики, значительная часть которой ушла, не достав себе места» [6].

Ефрем Цимбалист активно гастролировал за границей. Настоящее мировое признание пришло к музыканту в 1910-м, когда он исполнил в Лейпциге концерт П. И. Чайковского с оркестром под управлением Артура Никиша.

В ноябре 1911 года он побывал с концертами в США. В Бостоне Цимбалист сыграл концерт А. К. Глазунова. Успех, сопутствовавший музыканту, был огромным.

В 1913 году Ефрем Цимбалист устраивает первое большое концертное турне по России. В Ростове концерт назначен на 10 декабря, в Новочеркасске – на 11-е, в Екатеринодаре – на 13-е, в Таганроге – на 15-е декабря. Затем Ставрополь, Баку, Тифлис и Юго-Западная Россия. Концерт в Ростове проходил в Ростовском (бывшем Асмоловском) театре. В программу входили концерт Вивальди, произведения Крейслера, Паганини, Вагнера, Кюи.

«Приазовский край» поместил не только рекламу концертного турне и концерта в Ростове знаменитого земляка, но и его фотографию, и дружеский шарж художника Александра Воронецкого, и восторженную рецензию.

«Ефрем Цимбалист никогда не удивлял и не удивляет, он чарует и покоряет неизмеримой глубиной музыкального чувства. У Цимбалиста ровно столько виртуозной техники, чтобы исполнить самый трудный номер технически безукоризненно, совершенно. Но сила художника не в беглости, а в силе перетворения, в красках, в художественном замысле. Ефрем Цимбалист в игре не гонится за выигрышными эффектами. У Цимбалиста на первом плане переживания художника, сила вдохновения. И с годами эта внутренняя сила становится свободнее, глубже и красочнее, игра становится классичнее.

Ефрем Цимбалист совершеннейший из современных скрипачей и его власть над инструментом безгранична. У него невероятное богатство оттенков. <…> Мастерство технического исполнения перестает интересовать слушателя, он не следит за ним, потому что слушатель весь поглощен миром иным, миром тончайших грёз, навеваемых волшебным смычком Ефрема Цимбалиста» [7].

Музыканта вызывали на bis без конца. Из многих вещей, сыгранных на bis, Цимбалист сыграл свои два произведения: «Неаполитанский танец» и «Восточная песня».

И вновь по многочисленным просьбам ростовцев, несмотря на то, что в родном городе в ходе концертного турне был запланирован только один концерт, музыканту удалось выкроить день для второго концерта в Ростове в завершении своего турне по Югу России. Концерт состоялся 24 января 1914 года в Ростовском клубе. Клуб располагался в доме Мелконова – Езекова на Большой Садовой, 79.

 «В музыкальной жизни Ростова такой концерт – СОБЫТИЕ» – писала газета. Рецензент «Приазовского края» не жалел эпитетов для характеристики исполнительской манеры скрипача: «Редко кто из современных скрипачей-виртуозов даёт такую гамму разнообразных ощущений, как Цимбалист. Игра его по красоте и насыщенности тона, по изяществу каждого штриха, по нежности и мягкости нюансировки и по художественной проникновенности являет собой предел возможных достижений в этой области. У Цимбалиста бесконечно певучий и ровный смычок в кантилене, чёткий, идеально чистый в флажолето, пиццикато и др. Но главное, это благородство и стройная цельность исполняемого. Игра его доставляет наслаждение слушателю с самыми строгими требованиями – она совершенна по пластике, технике и художественности» [8]. А газета «Утро Юга» подчеркнула: «Е. Цимбалист, несомненно, отмечен печатью художественного гения. У него удивительный по красоте и певучести благородный тон, мягкое смычковое тире, великолепная фразировка и почти законченная техника» [9]. В программе были произведения Крейслера, Брамса, Моцарта. Цимбалист много играл сверх программы, в том числе исполнил свою собственную сонату.

Турне по Югу России закончилось в начале февраля 1914 года. Музыкант вернулся в Москву, дал там несколько концертов. Затем отправился в Петербург, куда ранее получил приглашение. Ещё один концерт он обещал дать в Риге. Но Ростов и ростовцы не желали отпускать знаменитого земляка. В феврале дирекцией музыкального училища Ростовского отделения императорского русского музыкального общества предполагалось устроить камерный вечер, сбор от которого должен был поступить в пользу бедных (недостаточных) учеников училища. Ефрем Цимбалист не смог отказать руководству РО ИРМО и принял приглашение дирекции участвовать в камерном вечере, отменив рижский концерт.

Реклама вечера камерной музыки в музыкальном училище  РО ИРМО 10 февраля 1914 года (Приазовский край. 1914. 6 февр. С. 1)

Дав концерт в Москве, Е. Цимбалист приехал в Ростов накануне вечером. Следующий день был посвящён репетициям, ведь в концерте принимали участие директор училища Н. Авьерино, преподаватели музыкального училища Л. Барабейчик, А. Стернад, И. Бургет, И. Зелихман,  и, хотя времени для репетиций было ничтожно мало, камерный вечер получился прекрасный. Программа состояла из квартета Бородина в исполнении Е. Цимбалиста, И. Бургета, Н. Авьерино и А. Стернада, концерта Баха для двух скрипок в исполнении Е. Цимбалиста и И. Зелихмана, и фортепианного трио Чайковского в исполнении Л. Барабейчика, Е. Цимбалиста и А. Стернада. Камерный вечер в музыкальном училище состоялся 10 февраля.

 «Наиболее сильное впечатление, как и следовало ожидать, произвело вечно юное трио Чайковского, исполненное Е. Цимбалистом, Л. Барабейчиком и А. Стернадом, и, надо отдать справедливость исполнителям, трио было сыграно ими с большим настроением. Надо ли говорить о том, что Цимбалист глубоко тронул и взволновал своей неотразимой вдохновенной игрой в ансамбле всю публику, которая устроила ему восторженную овацию и заставила сыграть на bis соло (Сарабанду Баха)», – писала газета «Приазовский край» [10]. Это был последний концерт Цимбалиста в Ростове перед эмиграцией.

После такого восторженного приёма музыкант уезжает из родного города с лёгким сердцем. Его провожают родные и друзья. В начале марта у него были запланированы концерты в Лейпциге и Лондоне. Следующее турне по России предполагалось совершить в конце 1916 года. Но из загранпоездки Ефрем Цимбалист на родину не вернулся. Он женился на оперной певице Альме Глюк и остался в Америке. Вместе они часто выступали с концертами.

С 1928 года Ефрем Цимбалист преподавал в Кёртисовском институте музыки, одной из наиболее престижных консерваторий США, а с 1941 по 1968 год был его директором. В последующие десятилетия Цимбалист активно выступал с концертами по всему миру. Концерты Цимбалиста сопровождались большим успехом.

В 1934 и 1935 годах он побывал на гастролях и в СССР.  Первые концерты Ефрема Цимбалиста в Москве прошли в Большом зале консерватории 6 и 7 мая 1934 года. Отзывы о них публиковала газета «Известия». Рецензент восторженно писал: «У Цимбалиста бывают моменты, когда, кажется, ты нисколько не удивился бы, если бы вдруг его скрипка действительно “заговорила”, запела человеческим голосом – так выразительна его кантилена, так осмысленны самые блестящие виртуозные пассажи в его вдохновенном исполнении» [11]. Большой зал консерватории был оба раза полон, и публика устраивала артисту овацию за овацией.

12 мая скрипач выступил в Зелёном театре Центрального парка культуры и отдыха Москвы, где дал концерт для ударников московских предприятий.

Гастрольная поездка Цимбалиста предусматривала вначале выступления только в Москве и Ленинграде. Но музыкант изъявил желание выступить и в родном городе.

Концерты в Ростове состоялись 16 и 17 мая в переполненном мраморном зале Клуба кооперации и госторговли. Вставить фото мир иск-ва 7. Подпись: Реклама концертов  Е. Цимбалиста  16 и 17 мая 1934 года в Ростове-на-Дону. Фото из фонда Ростовского областного музея краеведения  (КП- 2075/66)

 Клуб кооперации и госторговли, где проходили выступления Е. Цимбалиста в мае 1934 года. Фото из фонда Ростовского областного музея краеведения (КП-20899/13)

В двух отделениях мастер исполнил произведения Генделя, Баха, Паганини, Дебюсси, Брамса, Глазунова и любимую им «Фантазию» из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Успех был оглушительный. Многие, пришедшие на концерт Цимбалиста, ещё помнили выступления молодого Ефрема, проходившие в Ростове в начале века. А теперь писала газета: «Отличительной чертой знаменитого мастера является колоссальная, утонченная скрипичная культура, сочетавшаяся с предельной простотой и естественностью в исполнении. Цимбалист – глубокий лирик, его сфера – внутренний мир человека, он трепетно ловит смычком тончайшие человеческие чувства» [12].

Неизвестно, встречался ли Цимбалист со своими родственниками, учителями, друзьями после концертов, но известно, что из Ростова он уехал в Ленинград для продолжения концертного турне и участия в международном музыкальном фестивале, организованном Интуристом.

Ефрем Цимбалист  принимал участие в работе жюри Московского международного конкурса имени П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970). Среди его собственных сочинений — «Славянские танцы» (1911) для скрипки с оркестром, опера «Ландара» (1956), симфоническая поэма «Портрет артиста» (1945), концерты, камерные ансамбли и многочисленные произведения для скрипки.

Ефрем Цимбалист прожил долгую жизнь. Он умер 22 февраля 1985 года. По словам Давида Ойстраха, Цимбалист оказал огромное влияние на исполнительское искусство США, создав этой стране скрипичную школу, известную во всём мире. Действительно, авторитет Ефрема Цимбалиста ‑ скрипача, композитора, педагога в мировом музыкальном сообществе огромен. Но мы должны помнить, что первые воспитательные и музыкальные ростки выдающемуся музыканту дал родной город, Ростов-на-Дону.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Весь Ростов н/Д. : адрес-календарь, торгово-промышл. справ. кн. на 1913 г. : Весь Ростов и Нахичевань н/Д. Харьков : Типо-лит. «Художественный труд» Р. Родомышленского, 1913. Стб. 497.
  2. Приазовский край. 1907. 9 июня. (№ 151). С. 3.
  3. Там же. 16 июня (№ 156). С. 3.
  4. Там же. 1908. 12 сент. (№ 242). С. 3.
  5. Концерт Е. Цимбалиста // Там же. 1911. 21 янв.(№ 19). С. 4.
  6. Второй концерт Е. Цимбалиста // Там же. 1911. 1 февр. (№ 30). С. 3.
  7. Г-н. Ефрем Цимбалист // Там же. 1913. 12 дек. (№ 324). С. 5.
  8. Л. Г-ин. Концерт Ефрема Цимбалиста // Там же. 1914. 26 янв. (№ 24). С. 5.
  9. А. К. Концерт Е. Цимбалиста» // Утро Юга. 1914. 26 янв. (№ 22). С. 5.
  10. Си-бекар. Вечер камерной музыки // Приаз. край. 1914. 12 февр. (№ 40). С. 3.
  11.  Авраамов А. Концерт Е. Цимбалиста // Известия. 1934. 9 мая. С. 4.
  12.  Левин М. Мастер лирической миниатюры // Молот. 1934. 18 мая. С. 4.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"