Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Л. Ф. ВОЛОШИНОВА

СЛЕД ШЕХТЕЛЯ В ТАГАНРОГЕ

Торжественное освящение и закладка фундамента библиотеки-музея им. А. П. Чехова состоялась в год 50-летия со дня рождения писателя — 14 сентября 1910 года. Об этом событии, значение которого выходило за рамки городской хроники, сообщали ростовские газеты «Приазовский край»,»Южный телеграф» и новочеркасские «Донские областные ведомости» [1].

За пять месяцев до закладки здания городская комиссия определила участок для строительства, основные архитектурные параметры здания, набор помещений, примерную стоимость (25 тыс. руб.) [2].

Размышляя о возможном авторе проекта, комиссия не могла не вспомнить о друге А. П. Чехова, московском зодчем, академике Академии художеств Федоре Осиповиче Шехтеле, который был знаком с Антоном Павловичем с 1880-х гг. по сотрудничеству в московских журналах — там Шехтель работал в студенческие годы иллюстратором и «виньетистом». Со временем появился общий круг знакомых, завязалась переписка. «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» [3].

Отвечая на письмо городского головы А. З. Хандрина, зодчий писал: «…Я очень польщен предложением Вашим сделать проект здания городской библиотеки им. А. П. Чехова и могу Bас уверить, что и мой личный труд я совсем не буду считать и попрошу возместить лишь мои расходы на помощников. Я сделаю детальный проект и все отдельные детали в большом масштабе. Постройку же на месте придется вести Вашему архитектору, который не откажется войти со мной в переписку относительно всевозможных связанных с постройкою вопросов...» [4].

Проект таганрогской библиотеки-музея стал важным моментом в творческой биографии зодчего, одного из лучших в России представителя стиля модерн.

Здание предполагалось разместить в квартале между улицами Петровской и Греческой. В телефонном разговоре с городским головой Шехтель сообщал: «...площадь, отведенная под здание, очень мала. Въезд во двор возможен только с Греческой улицы. Потолок можно устроить стеклянным, так как боковое освещение было бы недостаточным» [5].

Пространственное ядро здания сформировала группа залов: читальный — большими проемами обращенный к Петровской улице, музейный — окнами во двор. Объединяли их вестибюль, рекреационный холл и центральный зал для выдачи книг, освещенный верхним светом. В цокольном этаже размещались архивы, склады, подсобные помещения, котельная. Объемная композиция здания строилась на соподчинении прямоугольных объемов и полуцилиндров. Главный фасад (к Петровской улице) формировал художественный облик здания. В его асимметричной композиции преобладал ризалит читального зала, оформленный стилизованным порталом, на высоком аттике которого было начертано: «Библиотека и музей им. А. П. Чехова». На красную линию застройки выдвигался и узкий ризалит парадного входа. Участок фасада между ризалитами перебивал ритм узких проемов и простенков. Объем полуцилиндра прорезался рядом больших проемов на фоне рустованной поверхности стен.

Ряд стилизованных архитектурных форм, избранных мастером, восходил к разным историческим стилям: дорический портал — к эпохе классической Греции, апсида-алтарь — к временам классицизма, узкий ризалит входа — к мемориальному пилону восточных мавзолеев. Все они объединялись единством масштаба и горизонтальных членений (карниз, аттики, русты, уступ цоколя).

На год раньше проекта таганрогской библиотеки Шехтель разработал проект своего московского особняка. При внешнем сходстве используемых форм это были разные архитектурные образы. Особняк в стиле московского ампира отличался живописной пластикой объемов и лиричностью деталей, а мемориальное библиотечное здание характеризовали лаконичность форм, укрупненные жесткие ритмы проемов и деталей.

Присланный Шехтелем проект Таганрогской библиотеки «в 6 чертежах… со сметой, составленной городским архитектором П. Т. Синяковым», были рассмотрены на заседании городской управы и Особой комиссии по разработке сооружения здания библиотеки.

10 августа Дума постановила: «Одобрить принятый Особой комиссией и Управой составленный архитектором Шехтелем план здания… с некоторыми изменениями во внутреннем расположении комнат, указанным городским архитектором Синяковым; поручить Управе и Особой комиссии немедленно приступить к осуществлению постройки…; на постройку ассигновать до 36 тыс. руб.; разрешить для этого использовать разрешенный городом заем из запасного капитала в 30 тыс. руб. …» [6. —Л. 118, 118 об]

На 20 августа 1910 г. были назначены торги на сдачу в подряд постройки библиотеки-музея. Но результаты торгов не были утверждены Думой. На переторжку 23 августа никто из подрядчиков не явился. «После этого поступило предложение от ростовского подрядчика И. А. Красникова: взять подряд за 34 500 руб. Дума постановила сдать подряд Красникову… считая в том числе и стоимость работ по разборке здания училища» [6. — Л. 129].

Иуда Абрамович Красников был одним из подрядчиков, ведущих строительную деятельность в Ростове и его окрестностях. «Строительная горячка» предреволюционных лет сделала строительное производство коммерческим предприятием, которое приносило доход, как строителям, так и домовладельцам. Однако предстоящее строительство библиотеки выгод не обещало. Возможно, у подрядчика были свои личные мотивы участия в возведении библиотеки. По договору, Красников обязывался «вести работы с таким расчетом, чтобы означенное здание возвести, окончательно отделать и сдать не позже 1.08.11» [6. — Л. 129]. Однако ни в конце 1910-го, ни в начале 1911 г. темпы ведения строительных работ не устраивали городскую управу. И в апреле её члены обращаются к нотариусу Таганрогского окружного суда и просят принять меры к подрядчику Красникову, который затягивает строительство из-за плохой организации работ. В дальнейшем городская комиссия и городской архитектор постоянно осуществляют надзор за строительством, в ходе которого приходится совершать отступления от проекта. Ограничения и неравномерность финансирования не позволяют применять высококачественные строительные материалы, а здание хотели видеть красивым и прочным.

Предлагаемая по проекту облицовка фасада природным камнем заменяется штукатуркой. Деревянные перекрытия решают выполнить железобетонными, каркас потолочного остеклённого фонаря — из дерева (вместо металлического, а второй фонарь — не делать). Все оконные переплеты были выполнены металлическими. А от железных штор на дверях и окнах отказались из-за значительной стоимости.

Долго подбирал подрядчик кровельное железо. Металлические парадные двери заменили деревянными, в цокольном этаже выполнили двухмаршевую бетонную лестницу вместо предлагаемой металлической винтовой. Все эти отступления от проекта и переделки, связанные с ними, удорожали стоимость строительства и затягивали сроки.

3 ноября 1911 г. комиссия, в очередной раз осмотрев здание, установила что «несмотря на истечение срока окончания работ, предусмотренных договором» не выполнен ряд отделочных и общестроительных работ.

И. А. Красников устраняет перечисленные недоделки, и 18 декабря 1911 г. члены городской управы, члены комиссии и городской архитектор П. Т. Синяков вновь осматривают здание. Но оно вновь не было принято из-за сырости, причиной которой признали плохую работу вытяжной вентиляции в стенах и отсутствие в оконных рамах форточек. Кроме того, не были завершены некоторые работы по дворовой части. Окончательную приемку здания отложили до наступления теплого времени и просушки здания. Надзор за ним до 1 апреля отнесли за счет подрядчика Красникова.

Здание было готово к оборудованию и размещению фондов библиотеки к весне 1912 г.

Стоимость строительства составила 40 тыс. руб. [7]. Ростовский подрядчик исполнил все замечания и предписания городской комиссии, но и внес значительные денежные суммы на его завершение.

Торжественное освящение здания библиотеки-музея состоялось только 17 января 1914 г.

Тема мемориальных зданий часто возникала в творчестве Федора Осиповича Шехтеля. В списке его проектов встречаются мемориальный храм, часовни, здание крематория, конкурсный проект мавзолея В. И. Ленина с трибунами и аудиторией. Проект библиотеки-музея среди них единственный наполненный оптимистическим звучанием, благодаря гуманистическому ореолу личности Чехова.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Приазов. край. — 1910. — 16 сент.(№ 243). — С. 4; Юж. телеграф. — 1910. — 16 сент. (№ 2743). — С. 3; Дон. обл. ведомости. — 1910. — 18 сент. (№ 199).
  2. История городской библиотеки им. А. П. Чехова / И. Л. Морозова и др. // Вехи Таганрога. — 2001. — № 8. — С. 9.
  3. Кириченко Е. Федор Шехтель. — M., 1973. — С. 131.
  4. ГАРО. Ф. 55, оп. 1, д. 1451. — Л. 74.
  5. Таганрогская хроника // Приазов. край. — 1910. — 4 июля (№ 173). — С. 5.
  6. ГАРО. Ф. 577, оп. 1, д. 739
  7. Чеховские места в Таганроге: Путеводитель. — Ростов н/Д, 1959. — С. 128



 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"