Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Архитектура Ростова-на-Дону

Л. Ф. ВОЛОШИНОВА
А. Г. ТОКАРЕВ

 

Л. Ф. ЭБЕРГ — ВЕДУЩИЙ АРХИТЕКТОР РОСТОВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Леонид Федорович Эберг родился 6 августа 1882 г. в Бронницком уезде Московской губернии. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В архиве этого учебного заведения (ныне МАрхИ) сохранились документы, свидетельствующие о том, что Леонид Федорович поступил в училище в 1900 г., а окончил его в 1911г. с «чином 12 класса», что считалось высокой оценкой полученного им образования [1]. Архитектурным отделением училища было выпущено множество зодчих, ставших подлинными лидерами отечественной архитектуры до — и послереволюционного периода. Так, в один год с Леонидом Федоровичем здесь получил образование Пантелеймон Александрович Голосов — автор Окружной больницы в Ростове (ныне ЦГБ), родной брат не менее известного архитектора Ильи Голосова.

Особенностью архитектурного отделения училища начала века была приверженность в обучении к неоклассическому направлению в архитектуре. Это обстоятельство в полной мере сказалось на творчестве Л. Ф. Эберга.

В 1911 году он был приглашен на должность заведующего постройками при городской управе в Ростове-на-Дону [2].

Здесь, благодаря счастливому случаю, он встретился с известным ростовским банкиром А. М. Штромом, который в это время искал архитектора для строительства доходного дома. Молодой архитектор с воодушевление взялся за это предложение и блестяще проявил себя в проектировании и строительстве. Пятиэтажный доходный дом А. М. Штрома на Большой Садовой был возведен за 2 года и кредит, взятый для его строительства, начал выплачиваться точно в срок. На фасаде была установлена мемориальная доска, которую помнили многие ростовчане до середины 1950-х годов. В тексте сообщалось, что дом А. М. Штрома возведен в год 300-летия Дома Романовых, архитектором Л. Ф. Эбергом.

Так первый ростовский заказчик стал покровителем зодчего. Он ввел Л. Ф. Эберга в общество, собиравшихся в его гостиной служащих банка, инженеров, врачей, коммерсантов. Именно они поддержали архитектора в первые годы его жизни в Ростове, привлекли к нему внимание торговцев и промышленников, которое вскоре составило ему обширную архитектурную практику.

В 1911-1916 годы, кроме дома А. М. Штрома, им был возведен ряд доходных домов. Наиболее значительными были: пятиэтажный доходный дом братьев Николенко на Большой Садовой улице, а также пятиэтажные доходные дома В. К. Чирикова и братьев Дутиковых на Таганрогском проспекте, четырехэтажный доходный дом М. И. Поповой на Пушкинской улице, семиэтажный доходный дом Б. Е. Хосудовского и Э. Л. Рецкер на Таганрогском проспекте и др. [2]. Стоить заметить, что семиэтажный доходный дом на Таганрогском проспекте был самым высоким строением в дореволюционном Ростове и оставался таким в довоенном городе (разрушен в 1941-42 годах., перестроен в начале 1950-х гг.).

Это были монументальные доходные дома в стиле модерн, расположенные на главных улицах и проспектах города. Их отличали: укрупненный масштаб; активная пластика фасадов, использующая многоярусные эркеры, глубокие арочные ниши, ряды балконов, стилизованные классические и ренессансные формы и декоративные мотивы.

Доходные дома ярко проявили творческую манеру зодчего, сформировали «эберговский» тип многоэтажного секционного доходного дома, доминирующего в городской застройке.

Диапазон таланта мастера проявился и в облике трех небольших жилых домов, возводимых им одновременно с доходными домами. Это были: особняки П. И. Крамера «в стиле итальянского возрождения» и особняк Н. Е. Парамонова в «греческом стиле» на Пушкинской улице, особняк И. П. Хохладжева в «стиле Паллалио» на Казанской улице [2].

В 1916 году, когда строительство в городе уже останавливается, Леонид Федорович получает диплом Архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества за №2250 [3, л. 68], который стал по сути его охранной грамотой в эпоху грядущих социальных потрясений.

В 1917 году в Ростов приезжает его жена и восьмилетний сын, которые проживали в Москве. Впоследствии в семье Эбергов родился второй сын. [4].

События революций они встретили, проживая в небольшой квартире доходного дома по Никольской улице. События гражданской войны не заставили их покинуть город.

В 1920-е годы в советской архитектуре происходят воистину революционные изменения. Формируются новые стилистические направления — символического романтизма, рационализма и конструктивизма. Неординарные способности Л. Ф. Эберга позволили ему ярко проявить себя и на этом этапе творчества. Он остается, пожалуй, самым практикующим из ведущих архитекторов Ростова 1920-30-х годов.

В первых послереволюционных работах Эберга, как и во многих других постройках ростовских архитекторов, получивших образование до революции, обнаруживается взаимовлияние неоклассической школы и новых тенденций в формообразовании.

Примерами такого синтеза старого и нового могут служить квартал «Трамвайщиков» на Пушкинской улице (1925-1928 гг.), жилой дом на углу улицы Суворова и Университетского переулка (1927 г.), Большой Садовой и Кировского проспекта (1927 г.), жилой дом по Ворошиловскому проспекту № 8 (1927-1928 гг.).

Интересен небольшой и своеобразный трехэтажный жилой дом кооператива «Задруга», членами которого были семьи юристов, инженеров, врачей и самого Леонида Федоровича. Он был проектировщиком, строителем и впоследствии жильцом этого кооперативного дома, который построили в 1928 году.

При создании жилых домов он вольно и невольно использует свои творческие разработки предреволюционных лет: секционные планировки, варианты блокировки секций, на фасадах — компоновку эркеров и ризалитов с гладкими поверхностями стен, вариации ленточного остекления, круглых и прямоугольных окон и др.

Показателен в этом ряду жилых построек и гигантский комплекс кооператива «Новый быт» на углу улицы Суворова и проспекта Соколова (1927-31 гг.), который выполнен Эбергом в соавторстве с М. Н. Кондратьевым. С последним, по всей видимости, Эберга связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. На одном из этапов строительства Дворца Труда в Ленгородке Кондратьев (будучи автором первоначального проекта) лично обращался в Комиссию по постройке Лендворца привлечь именно Эберга к контролю над ходом строительства и разрешением возникающих споров [5].

В начале 30-х гг. началось возведение Драматического театра им. М. Горького, именно Л. Ф. Эбергу было поручено вести надзор за строительством этого крупнейшего в стране театрального здания.

В 20-е годы Л. Ф. Эберг проектирует здания и сооружения самого различного назначения. Наряду с проектами крупных общественных зданий и жилых комплексов, он осуществляет ряд проектов промышленных зданий и сооружений (здания подстанции Ростовского-на-Дону Трамвая) [3]. Интересно, что такой крупный мастер проектирует в 20-е годы и малые формы городской среды — в архивах сохранилось несколько созданных им проектов павильонов трамвайных остановок [3. — Д. 238].

О социальном положении Эберга в эти годы свидетельствует выдержка из его заявления в окружную избирательную комиссию Донисполкома о восстановлении своих избирательных прав: «...17 февраля 1926 года мне было отказано в восстановлении избирательных прав лишь потому, что я числился арендатором дома. Ныне я отказался от своих прав на аренду дома в пользу жилтоварищества согласно прилагаемой при сем нотариальной копии... и таким образом устранил препятствие, лишавшее меня право быть полноправным гражданином СССР. В настоящее время я состою на службе в Государственном банке в должности архитектора Краевой конторы, далее состою на службе в Штеровском Строительстве по постройке районной электростанции, в качестве ответственного консультанта по постройке всех гражданских сооружений и, наконец, работаю в качестве члена рабочего бюро по переустройству города Ростова при краевом управлении коммунального хозяйства.

Принимая во внимание вышеизложенное, ходатайствую о полном восстановлении меня в правах гражданства. Архитектор Эберг 30 июня 1926 г.» [3. — Д. 62].

Однако и на этот раз в ходатайстве ему было отказано.

В предвоенные годы неожиданно разыгрывается его личная драма. Распадается семья, которая долгие годы поддерживала творческое самочувствие и обеспечивала бытовую устроенность. В последствии он сам считал себя виновником этого разрыва. Но изменить уже ничего не мог. И все же, несмотря на это, его старший сын Лев Леонидович уже утвердился в профессиональном выборе. Он наследует профессию отца, заканчивает тоже учебное заведение. Талант Эберга-младшего подтверждает тот факт, что он, еще будучи студентом, принимает участие в конкурсе на постройку Ростовского драматического театра и его проект премируется и получает 6-е место. После такого успеха Лев Леонидович получает приглашение на работу в мастерские от самых известных архитекторов столицы. Но он, как и отец, решает связать свою творческую судьбу с Ростовом.

Когда в 1930-е годы в советской архитектуре произошел поворот к освоению классического наследия, Л. Ф. Эберг без труда возвращается к собственному неоклассическому опыту. Сочетание форм конструктивизма и возрождающейся классики характерно для недостроенного в довоенный период театра ГОМЭЦ (ныне кинотеатр «Россия», достроенный Л. Л. Эбергом в 1960 г.), который Леонид Федорович проектировал вместе со своим сыном — Львом Леонидовичем, а также для известного «Дома Актера», построенного в 30-е годы на улице М. Горького.

В послевоенные годы в реконструкции разрушенного Ростова участвовали архитекторы разных поколений. Л. Ф. Эберг был одним из самых старший. В конце 1940-х годов он ведет восстановление монументальных строений возведенных в начале века: здания Думы и Управы (впоследствии его занимает горком партии), Волжско-Камского банка (передано Дворцу Пионеров) и своего особняка на Пушкинской улице (передан библиотеке Госуниверситета). Вместе с ним работают молодые талантливые архитекторы Г. А. Петров, Ф. В. Лузанов, П. С. Калашников, В. В. Баринов и др. [6].

Последние годы жизни открыли новую тему в творчестве зодчего. В 1949 году по поручению Ростовской епархии он выполняет эскизный проект восстановления разрушенной колокольни Ростовского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По заданию утвержденному главным архитектором города, колокольня должна была быть «реконструирована» без восстановления двух верхних разрушенных ярусов. Понимая, неправомерность такого решения, архитектор все же составляет проект [7], желая сохранить уцелевшие габариты культовой постройки. Нельзя не вспомнить, что это был единственный случай в послевоенном Ростове, когда предлагалось хоть какое-то восстановление культового сооружения. Но попытка Леонида Федоровича оказалась безуспешной. По решению городской власти разобрали еще один сохранившийся самый высокий и красивый ярус колокольни. Проект для покрытия единственного оставшегося четверка уже не понадобился...

Но эта неудача не остановила сотрудничества архитектора с епархией. Несомненно, что он консультировал и помогал советами по вопросам ремонта уцелевших храмов.

В 1954 году он выполнил проект иконостаса среднего предела Ростовского кафедрального собора, который был утвержден митрополитом Вениамином 10.03.1954 [8]. Иконостас были исполнен в виде часовни и аналогичен существовавшему в храме Христа Спасителя. Это последнее творение мастера было воплощено и дополнено боковыми иконостасами и ныне является духовным эпицентром храма.

Л. Ф. Эберг умер 24 октября 1954 года и был похоронен на Братском кладбище Ростова рядом с Вознесенской церковью. Ныне об этом сообщает небольшая табличка на узорном кованом кресте установленном на его могиле.

Значение творчества зодчего в архитектурной биографии города сегодня только начинает осмысливается искусствоведами. Но одно очевидно: творческий импульс, который он задал своими творениями городу, продолжает вдохновлять его созидателей и сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фонд Музея Московского архитектурного института.
  2. Россия в прошлом и настоящем. В память 300-летия царствования Державного Дома Романовых. — М.: Тип. В. М. Саблина, 1915.
  3. ГАРО. Ф. Р-175. оп.1, д.57
  4. Личное дело архитектора Л. Л. Эберга // Архив РОСА РФ.
  5. ГАРО. Ф. Р-176, оп. 1, д. 25, л. 8, 9;
  6. Ребайн Я. А. Ростов-на-Дону. — М., 1950. — С. 37.
  7. Текущий архив СКДП института Спецпроектреставрация. Ростов-на-Дону. Проект восстановления Колокольни. Чертежи архитектора Л. Ф. Эберга. 1949 г.
  8. Там же. Проект иконостаса среднего предела Ростовского кафедрального собора. Чертеж архитектора Л. Ф. Эберга, утвержденный митрополитом Вениамином 10.03.1954.

 




 
 
 
© 2010 - 2017 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"