Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Волошинова Л. Ф. Он восстанавливал Ростов // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 165-168. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1398

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й

Архитектура Ростова-на-Дону

Л. Ф. ВОЛОШИНОВА

ОН ВОССТАНАВЛИВАЛ РОСТОВ

Разумовский Валентин Николаевич

Разумовский Валентин НиколаевичПлеяду талантливых ростовских архитекторов, поднимавших город из руин после Великой Отечественной войны, невозможно представить без Валентина Николаевича Разумовского. Его архитектурная и преподавательская деятельность связана главным образом с Ростовом. А родился зодчий 22 апреля 1910 года далеко от нашего города – в селе Высокий Городец Витебской области.

После окончания в 1932 году Московского высшего инженерно-строительного училища [1] он работает архитектором Свердловскогоотделения Металлостройпроекта; с 1932 по 1944 год – в Свердловском отделении Государственного Союзного проектного института № 4, руководимого Народным комиссариатом боеприпасов.

Из-за плохого зрения его не призвали в действующую армию. Но в 1944–1945 годах он служил сержантом 34-го запасного артиллерийского полка. В том же 1945-м Валентин Николаевич приехал в разрушенный Ростов. Жить было негде. Но не привыкший ни у кого ничего просить Разумовский решил проблему просто: своими руками устроил землянку, где поселился с женой и ребёнком. В ней семья прожила около восьми лет. Уже в начале 1950-х годов, когда зодчий участвовал в работе съезда Союза архитекторов в Москве, об этом рассказали с высокой трибуны его коллеги, желая помочь ему получить жильё. После этого местные власти выделили Разумовскому тёс и некоторые стройматериалы, из которых он долго самостоятельно возводил небольшой домик, в котором прожил до конца своих дней [2, с. 49].

Как вспоминали друзья и коллеги Валентина Николаевича, он «…был увлечён творческими поисками, решением архитектурных задач, при этом забывал обо всём вокруг. Так, однажды он буквально прошёл сквозь стеклянный витраж вестибюля института. Своей стремительной походкой он отправился дальше, не обратив внимания на собственные ранения и разбитое стекло». Разумовский «…не придавал значения своей внешности, одежде, еде. <…> Рисовал и что-то чертил он постоянно – на клочках бумаги, в блокноте, на салфетках в кафе, мелом и углём – на стенах зданий. Даже во время шествия праздничной колонны демонстрации он мог (во время остановки движения людей) примоститься где-то на ступеньках или тумбе и продолжать поиски решений, рисовать архитектурные идеи, которые постоянно бурлили в его голове» [2, с. 48–49].

С 1946 года Разумовский служил в Союзгипроторге, и первой его работой была архитектурная часть проекта аэровокзала в Ростове. Старый вокзал был разрушен во время войны. Строительство нового – в краткие сроки – было очень важно для города. Проектирование его началось в 1947 году, первая очередь вступила в строй через год, оставшиеся работы были закончены уже в 1949-м [1].

Всё в структуре, планировке, оформлении здания было подчинено его функциональному назначению. Центральный двухэтажный корпус включал в себя пассажирский зал и служебные помещения. В центре корпуса размещалась невысокая диспетчерская с ленточным остеклением. По обе стороны от главного корпуса протянулись одноэтажные крылья, в которых располагались вспомогательные службы. Единственным украшением фасадов были навесы-галереи вдоль одноэтажных крыльев и карнизы разных объёмов. Сочетание оштукатуренных плоскостей стен и больших остеклённых проёмов, их пропорции и масштаб определили художественную выразительность аэровокзала.

Следующая работа зодчего была связана с сильно разрушенным центром города. Согласно проектно-детальной планировке, в северной части площади «Старый базар» на пересечении Московской улицы и Соборного переулка создавались два курдонера, фланкированные четырёхэтажными административными зданиями, обращёнными друг к другу главными фасадами. Перед ними, на месте разобранных руин двухэтажных зданий, предлагалось устройство скверов.

Сооружение крупномасштабных зданий, расположенных с отступом от красных линий, позволило не только увеличить пространство площади, но и придать ей парадность. Одним из этих административных зданий в западной части курдонера стал Дом торговли [3].

Разработанный Разумовским проект Дома торговли стал воплощением его творческого метода, который архитектор изложил в своём выступлении на областном совещании членов Ростовского отделения Союза архитекторов СССР в 1948 году. Он призывал коллег «…принимать город не как сумму отдельных индивидуальных зданий, с их индивидуальными вкусами, а понимать город как единый организм, который должен являться материальной средой для жизни… нового человека» [4].

Парадные четырёхэтажные фасады Дома торговли по Московской и Соборному были выполнены в лаконичных формах советской неоклассики. Два нижних этажа объединялись крупномасштабной рустовкой, два верхних – ордерной декорировкой. Главный восточный фасад по Соборному переулку выделялся вуровне третьего и четвёртого этажей стилизованным портиком из трёхчетвертных колонн тосканского ордера и завершался треугольным фронтоном. В его тимпане размещалась надпись: «Дом торговли». Строительство этого административного здания было завершено в 1951 году.

Другим важным для города архитектурным объектом стала ростовская набережная. Инициатором её создания в послевоенные годы был первый секретарь обкома КПСС Н. С. Патоличев. Именно он тогда поддержал идею переноса разрушенного порта вверх по течению Дона, в район Аксая, и преобразования бывшей портовой территории в зелёный бульвар. К проектным работам привлекли Я. А. Ребайна и В. Н. Разумовского. Первый решал бóльшую часть административных вопросов, второй – проектных. К таковым относилось проектирование парадных лестниц спусков к Дону по Будённовскому и Ворошиловскому проспектам, планировка бульвара, малые архитектурные формы. Именно они многое значили для создания бульварного пространства. Ведь только после установки ажурных чугунных ограждений береговых парапетов проявился плавный, радующий глаз изгиб донского берега, а сохранённые причальные тумбы остались как зримые исторические приметы бывшего порта; широкий зелёный бульвар позволил в полной мере ощутить простор реки и панораму левобережья. Торжественное открытие набережной состоялось летом 1949 года и стало первым серьёзным этапом послевоенного восстановления города.

В начале 1950-х годов Разумовский как наиболее авторитетный и опытный среди архитекторов Ростова был привлечён к восстановлению театра имени М. Горького. Сама задача восстановления такого масштабного сооружения была неоднозначной.

Напомню, что грандиозный Ростовский театр, возведённый в эпоху «великих строек» 1930-х годов в духе конструктивизма и революционной символики, был разрушен в годы Великой Отечественной. Выразительный архитектурный облик театра ещё в довоенные годы вызывал споры. Авторы проекта академик В. А. Щуко и профессор В. Г. Гельфрейх видели в нём «волну революции», ростовчане узнали в его архитектурных формах образ «трактора» – символ индустриализации.

Здание, пострадав и от бомбардировки и от сильного пожара, стояло разрушенным до середины 1950-х годов. А с 1946 года разрабатывались проекты его восстановления, причём уже в ином стиле советской неоклассики. Последний проект, самый помпезный и ампирный, был составлен ростовскими архитекторами в 1954 году. Возглавлял авторский коллектив В. Н. Разумовский, его соавторами и коллегами были В. В. Леонтьев и Н. Н. Семененко. Проектом (по заданию Министерства культуры РСФСР) предлагалось уменьшение зала до 1100 мест, разборка боковых галерей и лестниц, украшение фасада парадным порталом, колоннадами, балюстрадами, скульптурой и другими многочисленными архитектурными деталями.

Но последовавшее в конце 1955 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» потребовало разработки принципиально иного варианта проекта. Тогда по инициативе Разумовского вернулись к идее сохранения в первоначальном виде парадной южной части театра, незыблемости его зелёного окружения и развития Театральной площади в сторону Дона, намеченного ещё в довоенные годы.

В ходе нового этапа проектирования В. Н. Разумовский встречался с одним из авторов изначального проекта театра – Гельфрейхом. После беседы с ним Валентин Николаевич убедился в правильности своего решения. Через год началась реконструкция. Участие в разработке принимала обширная творческая группа, которую по-прежнему возглавляли архитекторы В. Н. Разумовский, В. В. Леонтьев, Н. Н. Семененко, конструкторы М. С. Кюриньян, Ф. Сухарадо и многие другие.

Реконструкция завершилась в 1963 году. Открытие театра стало событием не только в театральной жизни города. Здание театра осталось архитектурным символом Ростова-на-Дону, неразрывно связанным с окружающим его парком Революции.

На основе северной, разрушенной, части здания был создан «Зелёный театр» под открытым небом на 3200 зрителей. Авторами-архитекторами были В. Н. Разумовский и В. А. Аникин.

К сожалению, этот комплекс ныне утрачен.

Во время завершения реконструкции театра имени М. Горького Валентин Николаевич по состоянию здоровья перешёл на преподавательскую работу. Несколько лет он преподавал на кафедре строительных работ РИИЖТа, более пятнадцати – на архитектурном факультете Ростовского инженерно-строительного института (кафедра архитектурного проектирования), где он читал курс типологии жилых и общественных зданий.

В конце 1960-х годов состоялся ещё один его проект – здание Оргтяжстроя, одно из первых высотных офисных зданий в городе (близ перекрёстка Пушкинской улицы и Ворошиловского проспекта).

В 1970-е годы, занимаясь преподавательской работой, Разумовский по-прежнему участвовал в архитектурных конкурсах, привлекая к ним молодых коллег. Об одном из них рассказывает Е. В. Пьявченко:

«Идеей нашего проекта застройки Театрального спуска было формирование своеобразной чаши, в сердцевине которой находился театр им. Горького… Застройка постепенно повышалась к периферии спуска, ступенчато сбегая к центрально расположенным озеленённым террасам. Изящный мост, ведущий на Зелёный остров, композиционно связывал весь ансамбль. В какой-то степени мы были вдохновлены планировочными приёмами района Тулузе-Мирай, популярного в то время не только во Франции, но и во всём мире. <…> Вся структура жилых зданий была построена на основе гексагональной (шестиугольной) сетки (как в Тулуз-ле-Мирай). Пространства, возникающие при создании двориков [жилых корпусов. – Л. В.], воспринимались как открытые и одновременно как бы замкнутые. <…> Валентин Николаевич буквально “фонтанировал” идеями, менял их очень часто, в то же время очень убедительно доказывал преимущество очередного варианта. <…> Работать с ним было трудно, но интересно…» [2, с. 51]. С точки зрения сегодняшнего суперрационалистического подхода к архитектуре этот подход выглядит романтическим, как попытка преодолеть устоявшиеся стереотипы.

Именно таким – бескорыстно преданным архитектуре, неустанно ищущим в ней новое, передовое – остался Валентин Николаевич в памяти коллег и учеников.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Личное дело архитектора В. Н. Разумовского // Текущий арх. Рост. обл. обществ. орг. «Союз архитекторов России».

2. Пьявченко Е. В. Академия архитектуры и искусства : страницы истории / Рост. гос. акад. арх. и иск-ва. Ростов н/Д, 2004.

3. Проект красных линий центральной части г. Ростова-на-Дону : эскиз. проект М. 1: 2000 / Арх.-проект. мастерская Упр. гл. архитектора г. Ростова-на-Дону. Ростов н/Д, 1948. // ГАРО. Ф. 4112. Оп. 1. Д. 98.

4. Стенограмма областного совещания членов ростовского отделения СА СССР о достижениях в работе ростовских архитекторов после освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков (1948) // ГАРО. Ф. 4328. Оп. 1. Д. 58.




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"