Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Изобразительное искусство Ростовской области

В. В. РЯЗАНОВ

ЕГО ВДОХНОВЛЯЛА РОССИЯ

Семён Сергеевич Скопцов

 

В 30-е годы в Ростовском художественном техникуме училось много талантливой молодёжи, которая преданно любила искусство. Это было время незабываемых вечеров, когда до рассвета, до самозабвения читали стихи, слушали музыку Рахманинова, говорили и спорили о гениях национальной культуры — Сурикове, Левитане, Серове, Коровине, Врубеле… А в 1939 году журнал «Искусство» в обзоре Первой Всесоюзной молодёжной выставки, открывшейся в Государственной Третьяковской галерее, опубликовал репродукцию с «Автопортрета», принадлежащего кисти тогда ещё никому в столице не известного студента первого курса Московского художественного института имени В. И. Сурикова ростовчанина Семёна Скопцова.

Семён Сергеевич Скопцов родился в 1917 году в доме на перекрёстке улицы Красных Зорь и Богатяновского спуска, у самого берега Дона. Его семья состояла из 21 человека (у отца от первой жены было семь детей). Отец, столяр-краснодеревщик, умер от сыпного тифа в 1919 году, когда Семёну не исполнилось и двух лет. Умирали от тифа и дети. Для Скопцовых наступили тяжёлые времена, и семья переселилась к деду на Тургеневскую, в сырой подвал. Испытывавший с детства тягу к рисованию, Семён любил после душного подвала просиживать на набережной и наблюдать жизнь родной реки, парусники, колёсные пароходы… И, как скажет впоследствии Семён Сергеевич, «совершенно сознательно я выбрал в те годы профессию художника».

В 1932 году Скопцов в поддёвке, в сапогах, в белой косоворотке и с копной давно не стриженных волос переступил порог Ростовского художественного техникума. Позже у него завяжется дружба с А. С. Чиненовым, А. И. Лактионовым, Н. Е. Тимковым, П. С. Келлером и другими впоследствии известными донскими художниками, и ещё более укрепится желание поступить в Ленинградскую Академию художеств, где уже учились Лактионов и Тимков.

Но судьба сложились таким образом, что, испытав холод и голод в Ленинграде, Семён поехал в Москву, в Суриковский институт, однако опоздал к экзаменам. У секретаря, где он хотел забрать документы, к нему подошёл солидный человек в пенсне и сказал: «Я Игорь Эммануилович Грабарь. Не волнуйтесь, пойдёмте выбирать место для работы». Как потом выяснилось, известный российский художник П. П. Соколов-Скаля (автор «Таманского похода»), побывав на выставке в Ростове, рассказал корифею русского и советского искусства о талантливом юноше.

Так, в начале своего творческого пути ему посчастливилось общаться с такими выдающимися мастерами российской культуры, как Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Константин Истомин, Александр Осмёркин... Первые годы самостоятельного творчества, наполненные поездками по России… Это было время радости общения с пейзажами Оки, Волги, когда формировались взгляды и взаимоотношения живописца с окружающим миром… Рождался художник-пейзажист с тонким поэтическим голосом. Затем — жизнь и работа в Сибири: в Иркутске Семён Сергеевич возглавлял Союз художников, преподавал, создавал ряд интересных портретных образов… После возвращения в Ростов художник много ездил по родному краю: станицы Раздорская, Мелиховская, хутор Пухляковский... Надолго осталась в памяти встреча с М. А. Шолоховым в Вёшенской, а вскоре был завершён большой холст «М. А. Шолохов среди земляков».

В конце пятидесятых годов Семён Сергеевич работал в Доме творчества «Академическая дача», где ещё сохранялись русские деревни с рублеными избами, окружённые лесами, озёрами, где слышны были русские песни, будившие чистые, светлые чувства. Именно в этом краю созрела у художника мысль написать картину «Василий Андреев — собиратель народного фольклора».

Мир для художника преобразился новым богатством красок, и даже воздух для него становится звонче и чище («Северная улица»). А сколько восхищения древнерусской архитектурой («Русская старина», «Музей русской старины», «Дворик музея»)!

Особую поэтическую притягательность излучает «Донская герань» Скопцова. Эти цветы, вынесенные на улицу, очевидно, написаны были сразу после дождя, когда обновлённая природа встаёт перед человеком в первозданной свежести.

Среди тематических холстов Скопцова, в которых ясно обозначена его гражданская позиция, выделяется антивоенный цикл. Это остродраматические композиции «Память», «Проклятье войне», «Мать», в которых воедино и крепко слились мысли и чувства людей разных поколений, чьи сердца и души до сих пор бередит и тревожит война.

Скопцов — пожалуй, единственный из ростовских художников, создавший впечатляющую галерею портретов деятелей культуры Дона (А. Гарнакерьян, А. Рогачёв, С. Королёв, А. Артамонов, А. Ованесова и другие).

Семён Сергеевич Скопцов был добрым, обаятельным и хлебосольным человеком, как и его супруга, художница Людмила Савельевна. Их дом принимал художников совершенно разных по творческим убеждениям. Скопцов любил читать свои стихи, в которых, бывало, звучали горькие сожаления о том, что не успел он свершить…

Я нашёл на дороге
Подкову —
Чей-то конь
Её обронил.
И, в поверье уверовав
Снова,
Сам себя
Обманул, обделил.
Показалось,
Что счастье рядом,
Что никто
Не обходит меня...
Нет,
В подкову верить
Не надо.
Если верить —
Только в коня!

Стихи Скопцова вошли в изданную в США антологию советской поэзии. Он был подлинным русским интеллигентом.

 




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"