Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

Валерий Васильевич Рязанов

МАСТЕР ЭКСЛИБРИСА АЛЕКСАНДР СИЛИН

Коллекционеры-книжники, разыскав в букинистическом магазине какое-либо редкое издание, иногда на внутренней стороне переплета обнаруживают наклеенный ярлычок в виде миниатюрного графического рисунка с именем прежнего владельца книги. И если этот рисунок несет в себе черты высокой художественности, а имя прежнего хозяина известно широко, а то и знаменито, то данное издание для библиофила становится вдвойне ценным. Выдающийся русский художник и историк искусства А. Н. Бенуа говорил, что «экземпляр книги, снабженный экслибрисом, теряет свой безличный характер, он становится известной «персоной».

Книжный знак — экслибрис (с латинского — «из книг») в России появился в самом начале ХVIII в. и в своих первых образцах носил геральдический или гербовый характер. Расшифровывая в рисунке набор деталей и символов, можно было узнать каким титулом обладал владелец библиотеки, каких высоких милостей или наград он был удостоен или каков был его родовой девиз. В следующем XIX столетии, как и в начале XX в., доминируют декоративно-орнаментальные или сюжетные композиции, которые уже редко напоминают о сословии хозяина книги, но все больше рассказывают о его духовных интересах и привязанностях. Особо яркого развития в России экслибрис достигает на грани XIX и XX столетий, когда в этом жанре графики работали такие крупные русские художники, как А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, В. Фаворский, С. Чехонин и др.

Что же касается Дона, то в плане затронутой нами темы сегодня хотелось бы вспомнить еще одно имя прекрасного художника, к сожалению почти забытого, но очень талантливо проявившего себя в жанре книжного знака еще в 20-е гг. Это широко известный в художественной среде Ростова первых десятилетий XX в. художник и искусствовед Александр Дмитриевич Силин (1883-1942). Его родиной была Москва, где он окончил гимназию и филологический факультет университета, но, будучи с юности увлеченным искусством, Силин получил еще и художественное образование в рисовальных классах Строгановского училища и частных школах известных русских живописцев — К. Ф. Юона и В. Н. Мешкова.

В начале века репродукции с произведений А. Д. Силина можно было встретить в московских журналах «Золотое Руно», «Орфей», а «Весы» почти целиком посвятили работам художника один из своих номеров за 1907 год.

В Ростове-на-Дону, продолжая заниматься творчеством как график и театральный художник, Андрей Дмитриевич с 1918 г. ведет также активную педагогическую деятельность, читая лекции по истории мирового искусства и теории рисования в художественных школах, в Донском археологическом институте и в Северо-Кавказском университете. По свидетельству ростовских художников, учившихся у Силина, будучи человеком большой общей культуры и эрудиции, Александр Дмитриевич вызывал неизменное восхищение своими лекциями у аудитории.

В начале 20-х гг. Силин-график много работает в области экслибриса, но увлечение историей книжного знака, очевидно, пришло к нему раньше. Об этом можно судить по вышедшему в 1918 г. в Петроградском книжном кооперативе «Петрополис» уникальном издании (всего 200 нумерованных экземпляров) «Книжные знаки». В нем кроме вклеенных экслибрисов приводятся очень ценные сведения по литературе, посвященной истории и эволюции экслибриса, а также информация об известных частных библиотеках второй половины XIX и начала XX столетия и о художниках, исполнявших для них экслибрисы. Вступительная статья к этому изданию подписана монограммой с инициалами Силина — «А. С.».

В 1926 г. тиражом 250 экземпляров ростовская типография крайполиграфшколы издает небольшой альбом с экслибрисами самого Александра Дмитриевича. При знакомстве с ними сразу невольно обращаешь внимание на стилевую эрудицию их автора. В совсем небольшого размера графических листах, искусно выполненных пером и тушью, можно найти отголоски традиций европейской средневековой гравюры с ее основательной проработкой детали, с ритмическим филигранным штрихом и классическими персонажами своего времени — чернокнижником, алхимиком, Мефистофелем (знаки Ф. М. Удалова, П. В. Сивкова, А.С. Житомирского). А вот иной графический ход — изломанные нервные линии рисуют облик глубоко страдающего, внутренне надломленного одинокого Пьеро (из книг О. И. Сокрановича). Но есть среди знаков и подлинно лирические сюжеты, выполненные в ясной спокойной пластической манере, созвучной образному замыслу — передать атмосферу той эмоционально-эстетической среды, которая наиболее близка его герою (экслибрис Н. Г. Радопулос).

Среди имен, встречаемых на книжных знаках А. Д. Силина, есть достаточно известные в прошлом на Дону, например, профессор А. М. Евлахов — член редколлегии газеты «Приазовский край» — автор обзорных статей и рецензий на художественные выставки; И. Б. Березарк — псевдоним литератора Ильи Борисовича Рысса, учившегося в Ростовском университете, знавшего Максимилиана Волошина и бывавшего у него в Коктебеле, а также экспонировавшего свои графические произведения на выставках Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств (1918 г.). В его знаке очерченные угловатыми силуэтами упоенно углубленные в чтение женские фигурки заставляют нас вспомнить экзальтированное искусство европейских художников-экспрессионистов начала XX века. Но надо полагать, автор экслибриса хорошо знал круг интересов и настрой душевных струн тех, для кого он создавал эти графические новеллы.

Произведения А. Д. Силина представляли российское искусство экслибриса в 1928 г. на международной выставке в Лос-Анжелесе, в 1937 г. состоялась персональная выставка художника в Москве. В фондах Государственной Третьяковской галереи хранятся две графические работы Силина, в коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств также находится одно произведение этого разносторонне одаренного человека, сыгравшего свою заметную роль в истории художественной жизни нашего края.




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"