Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Евстифеева Т. С. Семикаракорский фаянс // Донской временник. Год 1997-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1996. Вып. 5. С. 145-148 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=359

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1997-й

Изобразительное искусство Ростовской области 

СЕМИКАРАКОРСКИЙ ФАЯНС

Все краски края, цвет донской земли впитал семикаракорский фаянс. Прежде на Дону фаянсовых производств не было, но были разные глины, как цветные, так и белые, были и "горшечные заводы", так назывались гончарные мастерские. Так, к концу XIX века в Области Войска Донского насчитывалось более ста мастерских гончаров [1]. Был "горшечный завод" и в станице Семикаракорской у крестьянина Якова Черняева [2].

В отличии от других многочисленных мастерских "горшечников", прекративших свое существование на рубеже XIX — XX вв., мастерская в Семикаракорах просуществовала до 1970-х годов. В эти годы на четырнадцатом переулке еще существовал гончарный участок: единственный гончар на все Семикаракоры Илларион Рыльщиков тянул на гончарном кругу большие горшки для солений емкостью по пятнадцать-двадцать литров, и приобретение его горшков было большой радостью и событием для хозяек.

Цех, где сегодня выпускают семикаракорский фаянс, был построен в 1972 году. За этот сравнительно небольшой период времени семикаракорцам удалось создать свое, ярко выраженное художественно-стилевое направление, разработать свою технологию и обширнее ассортимент изделий. В процессе непрерывного творческого поиска найдено неповторимое семикаракорское письмо: яркое, нарядное, в гармонии красочного многоцветья которого выражена полнота жизненного мироощущения и оптимистическое праздничное настроение, идущее от русского народного искусства. А начинал все H. С. Арабский, геолог по образованию, эрудированный человек - первый директор. По его инициативе решено было гончарную мастерскую расширить. Таким образом, из небольшого гончарного участка появился керамический цех. Сначала выпускали тарелки с примитивной деколью и золотой отводкой.

Поиск начали с более простои технологии - с майолики. Все изделия сплошь покрывались плотными глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми. Часто майоликовые изделия украшались рельефами различной сюжетной тематики.

Первыми художниками, пришедшими на завод, были Людмила Алдошина, выпускница Миргородского керамического техникума, и Александр Казанков, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище. Художники упорно искали мотив росписи, манеру исполнения, собирали материал по народному искусству Ростовской области. Вместе с сотрудниками донских музеев участвовали в экспедициях: изучали местный фольклор, народное искусство края.

Затем на предприятие пришли и другие художники - Наталья и Валентин Ткач, Александр и Инна Павловы, Константин и Елена Кехаиди, Александр Стуков, Александр Шапоткин. Все они были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Создавали образцы для массового тиражирования также Надежда Верченко и Иван Масличенко, Валентина Резванова и Василий Тимченко.

Поиски стиля, который бы отличил изделия цеха от продукции других фаянсовых производств, навели художников на мысль расписывать изделия ангобами, т.е. цветными жидкими глинами. Па комбинате был организован участок ангобной росписи, руководителем и вдохновителем которого был В. Ткач. Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшемся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Если ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней акварельности, то солевая роспись была недостаточно яркой, мало выразительной. Еще десять-пятнадцать лет назад одновременно выпускались майолика и фаянс с различными приемами декорировки, господствовало разностилье форм, приемов росписи и красок.

В то время художникам активно помогал Научно-исследовательский институт художественной промышленности министерства местной промышленности РСФСР. Так, в июне 1983 года на комбинате был проведен творческий семинар, посвященный улучшению художественно-стилевой направленности продукции. Решено было перейти на подглазурные краски, за основу принять букетно-растительный орнамент с мелким цветком и со всевозможными пестрениями, в красочной гамме придерживаться топов: зеленоватых и розовато-охристых.

Пленерные зарисовки трав и цветов донских степей дали художникам благодатный материал для творческих поисков и находок. Зарисовки, как правило, проходили летом. А степь с выжженной солнцем травой, летом дает приглушенный колорит зеленовато-коричневой охристой гаммы. От летних зарисовок появился первоначальный вариант семикаракорского письма - "знойное лето". Некоторое время ряд изделий выходил с подобным колористическим решением.

Но недолго работали художники в данном направлении. Со временем за основу колористического решения было определено все цветовое богатство донского букета. На изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий теневой мазок. Таким образом, сформировалась полихромия семикаракорского букета, сформировалась и его манера росписи.

Напряженный многолетний творческий поиск коллектива художников-единомышленников предшествовал появлению своего письма, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке (цветах); цветок фантазийный часто Дополняется сеткой, арабеской и другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные и коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы. Применяется Живописный теневой мазок, отличающийся акварельностыо цветового звучания.

О большом творческом потенциале коллектива художников говорят работы уникального участка, где создаются произведения с пейзажной росписью, дополненные пластикой.

Фаянс отличается оригинальными формами, которые создаются в основном методом литья и ручной формовки. Округлые устойчивые формы семикаракорского фаянса тяготеют к традиционной посуде донского края. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайники, салатницы. Образцы для тиражирования создает творческая группа промысла — художники-керамисты: главный художник промысла, член Союза художников России Л. Алдошина, член Союза художников России С. Мартеньянова, художники О. Кунаховец, П. Кунаховец, Н. Рогачая, Н. Верченко. Интересные работы создает и молодое поколение: В. Овчинникова, Т. Токаренко, Л. Золотых, Т. Белова, В. Гурова, А. Мартеньяиов. Цех невелик, на предприятии работает 250 человек, из них 80 "живописцев", так называют художниц живописного участка, на котором расписываются изделия. В 1991 году цех художественного фаянса вошел в Ассоциацию народных промыслов России и стал именоваться промыслом.

Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.

Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.

Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных народных художественных промыслах России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Номикосов С. Статистические описания Области Войска Донского. — Новочеркасск, 1884. — С.544; ГАРО. Ф 353, оп.1, д.158, л. 159; он. б, д.10, л. 263; ф 301, оп.1, д.174, л.825; ф.301, он. 17, д.254, л.12.
  2. ГАРО: Ф. 218, он. 6, д.10, л.263.
  3. Семикаракорский фаянс: Каталог // Авт.-сост. Т. Евстифеева. — Ростов н/Д: Юг, [1994]. — [16]c.; ил. — (Худож. промысел России).
  4. Мусина P. P. Пути формирования стилевой направленности искусства промыслов художественной керамики // Проблемы развития промыслов художественной керамики: Сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. — М., 1987. — С. 24-25.
  5. Ионова Л. Не боги горшки обжигают, а женщины // Наше время. — 1996. — 3 сент.
  6. Евстифеева Т. В этом фаянсе казачий дух// Веч. Ростов.- 1995.-23 янв. З. Кулинич Т. "А иначе зачем на земле этой вечной живу": [О гончаре П. Кунаховцс] // За изобилие (г. Семикаракорск). — 1993. — 14 авг.
  7. Евстифеева Т. Этот донской фаянс "Аксинья" // Веч. Ростов. —- 1992.-20 июля
  8. Новый промысел России: /Подборка статей Т.Евстифеевой и Т. Кулинич] // За изобилие. - 1992. — 18 июня.
  9. Евстифеева Т. Образ вазы: [О мастере С. Мартенъяновой] // За изобилие. — 1992. — 18 апр.
  10. Евстифеева Т. Свой почерк: [О гл. худ. промысла Л. Алдошиной] // За изобилие. — 1990. — 16 янв.
  11. Евстифеева Т. Визитная карточка города // За изобилие. — 1990. — 9 янв.
  12. Якимчук Н. Донской фаянс // Сов. декоратив. искусство. — 1987. — № 9. — С.140-147.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"