Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Языкознание. Донской фольклор / Ростовская область

Анатолий Иванович Агафонов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Памяти Бориса Николаевича Проценко

Духовная культура населения Донского края остается одной из слабоизученных проблем российской истории. Выход в свет монографии (Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы (Ростов н/Д, 1998) Бориса Николаевича Проценко (1948-2003 гг.) восполняет многие пробелы в исследовании казачества как феномена российской и мировой истории и является важной вехой в понимании этнокультурных процессов, протекавших на южных окраинах Российского государства.

В отечественной науке сложились определенные подходы и традиции в изучении народного творчества, поэтому выбор Б. Н. Проценко фольклора как составной части духовной культуры донского казачества в качестве объекта исследования не случайный. Автор впервые обратился к этой теме в 80-е гг., имея большой собственный опыт, опирается на достижения своих предшественников, помощь коллег и учеников в собирании, описании и анализе заговоров, примет, поверий, оберегов, приемов народной медицины. Из всего многообразия тем Б. Н. Проценко выделил историко-культурные аспекты, связав их с возрождением казачества в стране, необходимостью совершенствования и укрепления междисциплинарных исследований. На наш взгляд, значение исследования ученого значительно шире. Оно не только закрыло большую лакуну в изучении фольклора донского казачества, но и в сравнительно-историческом контексте позволяет говорить об общих и особенных чертах развития казачества и крестьянства России, славян Восточной Европы и других народов мира.

Впервые в донской и российской историографии и фольклористике полно и обстоятельно представлена духовная культура казачества. Автор исследовал ее исторические корни, показал ее эволюцию под влиянием социально-экономических и политических процессов, протекавших в стране и Донском крае. Такой подход позволил также показать, как в донских реликтах отражался менталитет этноса, менялась в его сознании картина окружающего мира, что сохранилось «от веку». Необходимо отметить глубокое уважение Б. Н. Проценко к источникам информации — знахаркам, шептухам и разным «бабушкам», бережное отношение ученого к собранным материалам, сохранение их орфографии и синтаксиса, передачу фонетического звучания, т. е. неповторимого разговорного колорита, характерного для донской народной речи.

Публикации заговоров, оберегов, народных примет, поверий, описаний приемов народной медицины предшествует большое научное введение, в котором автор излагает свое видение темы, историю изучения вопроса, исследует происхождение и функциональное назначение отдельных видов фольклорного жанра, объясняет ритуальные действия, связанные с ними. Б. Н. Проценко поддерживает точку зрения академика Н. И. Толстого на языческое происхождение заговоров, незначительное влияние на них христианской традиции, что подтверждается и собственными исследованиями собранного эмпирического материала. Вместе с тем нельзя полностью отрицать связь языческих заговоров с православием и другими конфессиями. Она, на наш взгляд, проявлялась, во-первых, в целевых установках — влиянии на эмоционально-образное восприятие человеком прошлого и настоящего, формирование у него определенных представлений о будущем, во-вторых, схожести выполнении обрядов и отправлении христианских и других культов, т. е. обращение к деятельно-вещной форме реализации поставленных задач.

Важное место в работе отводится характеристике композиции различных видов фольклора, что позволяет не только анализировать содержание текста, но производить его реконструкцию, опираясь на новейшие достижения в области изучения устного народного творчества. В этом отношении возможности исследования донского фольклора не исчерпаемы. Одним из плодотворных направлений, по нашему мнению, является анализ структуры композиции, т. е. связей между различными ее частями, а также вне ее — историко-психологического пространства, «сопровождения» фольклора.

Обширный материал располагается в монографии по жанрам и функциональному назначению. Основное место занимают заговоры, как наиболее распространенные и часто встречающиеся в составе донского фольклора, являющиеся составной частью народной медицины. Они выделяются полнотой состава, организованностью частей, относительно развитой сюжетной линией и разнообразием элементов, возможностью обозрения всего заговорного знания. Поэтому так обстоятельно рассматривается автором сюжетная часть заговоров, где присутствуют пространство и время, человек и окружающий его растительный и животный мир, мифические образы и силы. Все они, по мнению Б. Н. Проценко, не являются статичными элементами, наоборот, они динамичны, противоборствуют, составляют содержание действия, направленного на получение предполагаемого результата.

Вначале исследуются заговоры и обереги общего, а затем специального назначения, например, сохранение «от всего», от недугов, внезапной смерти, или от выпадения волос, бородавок, различных болезней, от воров, от пули, суда и т. д. Материалы сопровождаются авторскими примечаниями, комментариями и словарно-грамматическими справками, которые разъясняют «темные места» в тексте, в исполнении заговоров и обрядов, помогают читателям понять их назначение, глубже проникнуть в содержание описываемого процесса. При этом Б. Н. Проценко показывает, что на протяжении веков происходит определенная деградация донских заговоров, она коснулась прежде всего вербальной (словесной, содержательной), а затем и вещно-акциональной (действенной, процедурной) части. В этой связи большое значение приобретают сохранившиеся в народной речи и записанные во время диалек-тологических экспедиций архаизмы, которые позволяют проследить изменения в менталитете казачества.

В течение многих столетий народная медицина занимала важное место в жизни казачества, она являлась подчас единственной возможностью и формой лечения населения. Казачество, находясь на перекрестке цивилизаций, сформировало свою уникальную природную аптеку, создало приемы и методы лечения ран и болезней, закрепило медицинские знания в опыте и определенной системе представлений, которые передавались из поколения в поколение. Однако долгое время они оставались на периферии научного исследования. Обращение Б. Н. Проценко к этой теме в контексте духовной культуры казачества является важным этапом ее изучения, может служить, по нашему мнению, началом специального и систематического исследования народной медицины Донского края. В монографии представлены народные средства (растения, отвары, растирки, продукты питания и т. д.) и способы лечения болезней. При этом автор, не являясь специалистом в области медицины, не стремится комментировать их, он излагает только фактический материал, т. е. какие лечебные средства и с какой целью они применялись и применяются народными целителями. Большую помощь в освещении проблемы оказывает словарь донской народной медицины, помещенный в приложении.

Огромный и малоисследованный пласт казачьей духовной культуры представляют поверья и приметы. Поверья о предметах, пище, времени, животных и птицах, о жизни и смерти, приметы о погоде тесно связаны с различными этапами жизни казаков, они, по мнению Б. Н. Проценко, отражение их природного сознания. Тем больший интерес вызывают разделы монографии, посвященные этой теме. Автор ограничивается публикацией текстов, подчеркивает, что они — верхушка айсберга. Проблема только обозначена, требуется еще большая собирательская и научно-исследовательская работа, результаты которой должны занять достойное место в истории донской духовной культуры.

В этой связи весьма важной и своевременной является Памятка собирателю заговоров, оберегов, рецептов народной медицины. Ученый делится своим опытом, рассказывает об условиях работы, возможностях выявления информации, показывает основные приемы ее обработки и анализа. Можно надеяться, что дело Б. Н. Проценко будет продолжено его учениками и коллегами, а изучение духовной культуры донского казачества не завершится только его прекрасной монографией.

Собранные ученым материалы по истории духовной культуры донского казачества - заговоры, обереги, поверья, приметы, народная медицина, его идеи получили широкое признание специалистов — филологов и историков, краеведов, любителей донской истории, они еще долго будут предметом обсуждений и тщательных научных исследований.




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"