Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Лукьяшко Е. П. Прошлое ротовского архива // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 94-97. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/3/art.aspx?art_id=595

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й

Архивы Ростовской области

ПРОШЛОЕ РОСТОВСКОГО АРХИВА

 

На Дону работа в области охраны, регистрации и научного изучения архивов началась 18 апреля 1920 г. Донисполком постановил учредить особую АРХИВНУЮ комиссию для учёта и проверки Ростовских архивов. Уже первые обследования архивов Ростова и Нахичевани-на-Дону показали, что они представляют большую историческую ценность и для работы с ними нужны опытные специалисты. Поэтому в комиссию в качестве консультантов были приглашены профессора Донского университета И. П. Козловский, А. И. Яцимирский, А. М. Ладыженский. Комиссия занималась обследованием архивов и следила за тем, чтобы учреждения проводили учёт и обеспечивали сохранность документов. В задачу комиссии входили не только выработка положений, приказов, постановлений и инструкций о постановке архивного дела в Ростовской области, но и практическое обследование архивов с помощью консультантов. В это время в работе Комиссии в Новочеркасске участие принимал известный краевед Х. И. Попов.

Под хранилище фондов в Новочеркасске отвели подвалы Вознесенского собора. В Азове комиссия установила факт гибели всех древних азовских документов.

К 1 июля регистрацию архивов в Ростове, Нахичевани, Новочеркасске и Азове завершили.

1 июля 1920 г. Донисполкомом Архивная комиссия была ликвидирована, а вместо неё учреждено Донское областное архивное управление. В течение июля ежедневно регистрировалось 3-4 архива.

Дату основания Государственного архива Ростовской области мы берём из сведений о работе Донского областного архивного управления за 1920 г., направленных в РКИ заведующим управления Яковом Назаренко-Яктоновичем: Центральный исторический архив учреждён Донархупром 1 августа 1920 г.4 [2. — Л. 19]. В хронологической таблице к истории архивного управления Донского округа это событие упоминается лишь в связи с учреждением самого управления. Да и на деле архив был тесно связан с управлением. Длительное время его директор был одновременно заведующим научно-издательского отделения Донархупра, а в штате числились только архивно-технические сотрудники.

Первое помещение для архивного управления и Центрархива находилось на Дмитриевской (ныне Шаумяна) улице, 61, в бывшей гостинице «Континенталь» — четырёхэтажной полуразрушенной и не отапливаемой. Конечно же, здание не соответствовало требованиям хранения документов, но не было случая, чтобы отказались принимать какой-либо архив.

К сентябрю архивным управлением зарегистрирован 271 архив и отправлено в утилизацию 10.000 пудов «ненужной бумаги». Работу по отбору документов, не подлежащих хранению, проводила Разборочная комиссия архивного управления.

Для научного изучения архивов ещё в 1920 г. Центральный исторический архив был разделён на 7 секций.

К работе в секциях и Разборочной комиссии помимо сотрудников архивного управления привлекались преподаватели Донского университета — учёные консультанты (И. П. Козловский, А. М. Ладыженский, А. И. Яцимирский, В. И. Писарев). Они не только руководили работой архивно-технических сотрудников, но и практически участвовали во всех её видах [2. — Л. 25-26].

Помимо архивохранилища в Ростове-на-Дону, Донское архивное управление располагало и несколькими помещениями в округах. Наиболее значимым было архивохранилище в г. Новочеркасске. Ещё при царизме здесь была образована комиссия, которая сосредоточила все архивные фонды учреждений Области войска Донского в бывшем войсковом архиве (под собором) и в Донском музее. Здесь, кроме документов, были собраны и печатные источники по истории Донского края.

Концентрация архивов происходила также в Азове. Около 80 ценных исторических фондов, наиболее интересным и информативным из которых был фонд Азовской городской управы, содержавший документы, в основном, с 1823 г., сосредоточили в Азовском архивохранилище. Документы фонда имели «довольно удовлетворительную опись». Об архиве Азова говорится в прошедшем времени не случайно: в апреле 1922 г. он погиб во время пожара. В это же время от пожара погибли документы Ростовской-на-Дону городской управы и фонды Константиновского архивохранилища.

Вслед за концентрацией архивов наступала стадия их обработки.

Профессор Козловский, совмещал в 1921 г. должности заведующего Центрального исторического архива с должностью заведующего научно-издательским отделением Донархупра. Помимо общего руководства и создания методической базы для развития архивного дела, принимал участие также в технической работе по архиву: «…составил, устроил и описал показательный архив», что было в условиях дефицита квалифицированных кадров способом подготовки архивных работников. (Подготовкой архивистов Козловский начал заниматься ещё в 1918-19 гг. в Донском археологическом институте).

В 1921 г. в Ростове состоялся 1-й краевой съезд музейно-архивных деятелей. В докладах профессора Козловского «Научное изучение архивов и задачи центральных исторических архивов» и «Археографическая экспедиция» были определены задачи и пути развития архивного дела [3].

Одними из первых научную обработку прошли архивы Ростовской-на-Дону и Нахичеванской городских управ.

О фонде Ростовской управы специалисты того времени писали: «Архив этот представляет крупный культурно-исторический интерес, характеризуя развитие городского хозяйства и благоустройства Ростова-на-Дону. К сожалению, наиболее ценные материалы, относящиеся к периоду 1805-1850 гг., были проданы с торгов по постановлению Думы в 1883 г.» [2. — Л. 24 об].

По документам фондов архивных учреждений Дона и Северного Кавказа можно проследить историю поступления, перемещения и описания хранящихся в ГАРО фондов.

Первоначально главной задачей было составление инвентарных описей, поступающих на хранение фондов. Но в то же время делались первые шаги по научной разработке фондов — описанию содержания документов, их популяризации и пропаганде архивного дела в целом.

В мае 1925 г. Донисполком принял обязательное постановление (по Донокрархбюро): «Всем правительственным учреждениям и предприятиям, партийным, профессиональным, кооперативным, общественным и иным организациям, религиозным обществам, а также всем гражданам Донского округа в двухнедельный срок по опубликовании сего сообщить в Донское окружное архивное бюро (г.Ростов-на-Дону, ул.Энгельса, 115) о находящихся в их распоряжении архивных материалах, как дореволюционных, так и советских учреждений и организаций, а также сообщить о всех известных им бесхозяйных архивах, для принятия их на учёт Донархбюро.

Примечание: В первую очередь сдаче подлежат еще не сданные архивы дореволюционных учреждений и организаций, а затем архивы ликвидированных советских учреждений» [4].

Архивисты и их помощники продолжали обследовать подвалы и чердаки, посещали базары и даже городские свалки [5].

В 1925 г. в связи с проводимой в то время архивной Выставкой в газете «Молот» поместили заметку о том, что проф. Козловским у букиниста на одном из местных базаров были найдены документы семейного архива орловских помещиков Корсак-Уложенского и Лещинского, наглядно иллюстрирующие развитие крепостного права. В это же время газета регулярно помещала статьи об архивных находках: документы о крестьянских и казачьих выступлениях против самодержавия; архив Никиты Муравьёва, организатора «Союза благоденствия» (семья Муравьёвых долго жила в Новочеркасске, а он сам в молодости служил на Дону). Архив, обнаруженный в Новочеркасском актохранилище в 1924 г. содержал документы историко-литературного значения (в том числе рукописные материалы Никиты Муравьёва о декабристском движении). Сразу после выставки оба фонда были отправлены в Москву.

По следам заметки об архиве писателя Мордовцева, опубликованной в газете «Молот» в декабре 1925 г., архивистами были найдены письма писателя к внучке, проживавшей в Нахичевани. Но сам архив писателя (его рукописи) выявлен не был. Письма, вероятно, уже были отправлены в Москву.

Как говорилось, наибольшее количество фондов донских учреждений было сосредоточено в Новочеркасске. Среди них хорошо известный и до сих пор широко используемый историками и краеведами фонд Харитона Ивановича Попова. Документы этого фонда в 1927 г. поступили в архивохранилище из Новочеркасского музея, которым Попов заведовал долгое время.

Надо сказать, что Центрархив неоднократно предписывал пересылать ему не только не относящиеся к Дону документы, но и наиболее содержательные фонды по истории Дона. Однако не всегда их указания исполнялись. Так, ссылаясь на необходимость для написания истории Дона (над которой работал ДОНИСТПАРТ) по материалам отделов Всевеликого Войска Донского, Донское архивное бюро отсрочило отправку фондов, и они, к счастью, остались в ГАРО [6].

Наиболее ярким событием в пропаганде архивного дела была открытая 20 августа 1925 г. в Ростове-на-Дону постоянная архивная выставка, ― по мнению проф. Козловского, первая выставка архивных документов в России. Задачей выставки, в первую очередь, было яркое и выразительное доказательство необходимости и государственной значимости архивной работы, а также подготовка кадров для сети архивных учреждений. На выставке были представлены образцы научно-технической работы. Одним из девизов выставки был: «Берегите архивы — они хранят историю наших ошибок и достижений».

За 7 месяцев выставку посетило 6.507 человек. К посетителям обращались с просьбой жертвовать ценные исторические документы. Кое-кто пожертвовал дореволюционные газеты и журналы. Наиболее ценным пожертвованием было подлинное письмо Екатерины II Французскому королю Людовику XVI (1774 г.), принесённое в дар выставке фотографом Кобриным.

По окончании выставки высказывались предложения сделать её постоянной, но для этого требовались значительные материальные затраты и идея до сих пор осталась не воплощенной.

А ещё в 1921 г. Азовское отделение Донского архивного управления выпустило несколько листков под названием «Архивное дело», в которых кроме приказов Донисполкома об учёте и охране архивов, помещались статьи, разъясняющие населению значение архивов для сохранения истории. Листки выходили под девизом: «Берегите архивы: они необходимы для истории трудового народа».

В 1924 г. архивные учреждения пополнились Архивом Октябрьской революции (АОР). Но долгое время и Истарх и АОР находились в одном помещении. Разделённые по хронологическому признаку (до Октябрьской революции и после) фонды двух архивов иногда хранились на одних и тех же стеллажах. Даже штатные сотрудники не всегда чётко представляли, в каком из архивов они числились на работе.

В 1928 г. из Исторического архива и Архива Октябрьской революции был выделен Секретный архив.

В конце 1930 г. в Ростовский Исторический архив перешли документы Новочеркасского исторического архива. Таким образом, в Ростове сформировалась сеть государственных архивов: Октябрьской революции, Исторический и Секретный.

С образованием Ростовской области в 1937 г. начинается новый этап истории донских архивов.

В сентябре 1937 г. образовано Ростовское областное архивное управление. В его систему входили: областной государственный исторический, областной государственный Октябрьской революции, областной военный, Таганрогский государственный, Шахтинский государственный, 6 городских и 65 районных архивов.

В апреле 1938 г. архивы вошли в систему НКВД. В одном из документов того времени говорится о том, что в ведомствах документы «…гибнут из-за полной недооценки их значения», а также о «…необходимости самого тщательного и бережного их собирания и хранения» [7].

На 1939 г. ставилась задача о выводе областных архивов из состава архивных управлений в самостоятельные научные учреждения с самостоятельным штатом и бюджетом.

В начале 1941 г. в г. Ростове три областных архива объединились в один ― Государственный архив Ростовской области (ГАРО).

Положение, утверждённое 14 мая 1941 г., определяло областной государственный архив как научно-исследовательское учреждение, в задачи которого, помимо учёта, концентрации, хранения, научно-технической обработки и использования, входила научно-исследовательская и специальная разработка документальных материалов. Это же Положение говорило об образовании в составе государственного архива отделов: дореволюционных фондов, фондов Октябрьской революции и социалистического строительства, секретных фондов, кино-, фото-, фонодокументов, научно-справочной литературы ― (книгохранилища), читального зала [8].

Накануне первой оккупации Ростова было принято решение о полной эвакуации архивов.

Перед эвакуацией было дано распоряжение о выделении в макулатуру документов, не представляющих исторической ценности.

Первый эшелон был отправлен 4 сентября 1941 г., второй — 10 октября. К месту эвакуации в г. Омск последние материалы прибыли 14 ноября 1941 г.

Эвакуированные в Омск документы находились в четырёх неприспособленных помещениях: в двух гаражах, биллиардной и читальном зале городского сада. Всего в Омск перевезли свыше миллиона единиц хранения [9]. По прибытии в Омск архивисты проводили работу по сохранению и упорядочению документов, вывезенных из прифронтовой полосы. Постоянно проводилась работа по контролю за физической сохранностью документов — они перекладывались, просматривались, проветривались и просушивались. На 8 февраля 1943 г. «…ни гибели, ни порчи … не обнаружено».

24 февраля 1943 г. начальнику управления НКВД Ростовской области предложено возобновить работу Отдела государственных архивов УНКВД, вернув на работу необходимое количество сотрудников из числа эвакуированных в глубь страны; провести обследование районных архивов; собрать документы, уцелевшие во время оккупации; учесть и собрать документы периода оккупации немецкого происхождения, составить акты ущерба.

15 января 1946 г. начальник Государственного архива Ростовской области Даниленко в объяснительной записке к годовому отчету о работе ГАРО за 1945 г. писал: «Реэвакуировать материал пришлось отдельными партиями. Весь материал был реэвакуирован в пять приёмов. Последние вагоны прибыли в г. Ростов-на-Дону 1-го октября 1945 г. Каждая партия вагонов отправлялась с навесными замками на каждом вагоне и с проводниками из состава сотрудников Госархива и Архивного отдела УНКВД по Ростовской области» [10].

В начале 1946 г. архив получил нынешнее здание, т. е. 2-й и 3-й этажи помещения бывших складов. Окончательное оборудование помещений хранилищ и рабочих комнат завершили в 1955 г.

В 1959 г. в облгосархиве началась коренная перестройка работы по комплектованию. В 1960-1961 гг. были составлены списки учреждений, документальные материалы которых подлежали сдаче на государственное хранение. В результате длительной и кропотливой работы к 1967 г. на хранение поступили документы от всех ведущих организаций г. Ростова-на-Дону и области с истёкшими сроками хранения в учреждениях.

В 1962 г. архивы страны были выведены из системы МВД.

«Архивоведение, и вообще занятие архивами, в обществе считается каким-то малонужным делом. К людям этой профессии относятся с презрением, называя их гробокопателями. Это объясняется непониманием существа этого дела, незнакомства с ним…», ― с сожалением писал когда-то профессор Козловский и далее замечал: «Архив состоит из документов, которые фиксировали какое-либо жизненное явление. … Т. к. жизненные явления повторяются, то отсюда практическое значение архивных документов, как воспроизводящих повторение жизненных процессов. Знакомство с ними дает возможность использовать опыт прошлого, дабы избежать ошибки. Это знакомство нужно во всех отраслях деятельности». И даже в самом архивном деле.

Какая бы научная работа не проводилась в архивах, для выполнения ее необходимы: материал (документы) и аппарат (люди).

И самым главным во взаимодействии этих двух компонентов являются архивисты. Они собрали богатейший комплекс документов, сохранили, сделали его доступным не только научным работникам, но и широким массам пользователей.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ГАРО. Р-97. Оп. 1. Д. 79. — С. 136-138.
  2. ГАРО. Ф. Р-3763. Оп. 1. Д. 16.
  3. ГАРО.Ф. Р-3763. Оп. 1. Д. 98; Ф. Р-62.
  4. ГАРО. Ф. Р-3762. Оп. 1. Д. 25. — Л. 5.
  5. ГАРО. Ф. Р-3762. Оп. 2. Д. 1. — Л. 5.
  6. ГАРО. Ф. Р-3762. Оп. 1. Д. 39. — Л. 384.
  7. ГАРО. Ф. Р-137. Оп. 1. Д. 35, 38.
  8. ГАРО. Ф. Р-137. Оп. 1. Д.15. — Л. 48.
  9. ГАРО. Ф. Р-137. Оп. 1. Д. 151а. — Л. 3.
  10. ГАРО. Ф. Р-137. Оп. 1. Д. 271. — Л. 2.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"