Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Орлов М. Т. В малокомплектной школе // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=1831

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й

Учебные заведения

М. Т. ОРЛОВ

В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

(Из опыта работы)

Осуществляя требования Закона об укреплении связи школы с жизнью, мы в нашей однокомплектной школе проводим много практических работ, позволяющих нам связывать обучение с трудом, с практикой коммунистического строительства. Об этих работах я хочу кратко рассказать в своей статье. Известно, что в малокомплектных школах, где один учитель занимается с несколькими классами, большую роль играют самостоятельные работы.

Школа в хуторе Новая Жизнь. 1962

Чтобы иметь конкретный материал для самостоятельных работ по арифметике, мы создали сборник справочных таблиц. В этом сборнике записаны таблицы цен на продукты, таблицы скорости движения, кормовых норм для животных, нормы высева зерновых на гектар и др. Чем больше справочных таблиц, тем легче организовать самостоятельную работу учащихся по составлению и решению практических задач.

Много задач составляют наши учащиеся на местном материале. Чтобы ещё больше заинтересовать детей этой работой, было решено во втором полугодии создать сборник задач, составленных учащимися все классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерение – спутник человека в его трудовой деятельности. Поэтому школа должна вооружить ученика твёрдыми знаниями мер и измерительными навыками.

Пользуясь готовыми пособиями, я в то же время широко практикую применение самодельных наглядных пособий, к изготовлению которых привлекаю самих учащихся. Так, например, на уроках ручного труда, в общественно полезном труде и в кружке «Умелые руки» дети изготовили: бумажный метр с делениями на дециметры, мерную верёвку, квадратный метр, кубические метр, дециметр, сантиметр и многие другие пособия.

Изготавливая учебно-наглядные пособия, учащиеся лучше усваивают тот материал, который им сообщают на уроке, овладевают трудовыми навыками и умениями.

В 1 классе учащиеся, знакомясь с метром и выполняя измерение при помощи метра, редко встречаются с длинами, равными целому числу метров. Поэтому им приходится определять, к какому значению ближе всего измеряемый отрезок. Они должны научиться придавать слову «около» вполне конкретное значения. Желая измерить некоторый отрезок, ученик сначала прикидывает на глаз исследуемую длину, высказывает предположение, которое затем проверяется измерения. При этом важно каждый раз выяснять размеры допущенной ошибки. Такая работа проводилась повседневно на уроке, в школьном дворе, на школьном участке, на экскурсии не только с учащимися 1 класса, но и со всеми учениками школы. В 1 классе учащиеся должны уметь узнавать фигуры: квадрат, прямоугольник круг. Для лучшего закрепления этих знаний и навыков на уроках ручного труда дети по трафарету вырезывают такие фигуры из бумаги, а на уроках рисования рисуют узоры, составленные из кругов, квадратов, прямоугольников и треугольников, и раскрашивают их. Работая на школьном учебно-опытном участке, дети упражнялись в узнавании этих геометрических фигур среди грядок, дорожек и цветочных клумб.

Во 2 классе я упражняю детей в измерении отрезков с точностью да 1 см и проведении от руки и на глаз отрезков, равных 1–2 см; на уроках ручного труда практикую работы по вырезыванию полосок бумаги, прямоугольников и квадратов по данным мной размерам.

В 3–4 классах при изучении мер длины учащиеся упражняются в измерении миллиметром, сантиметром, дециметром, метром, кроме того, обязательно проводятся измерения расстояний в 100 м, 300 м, 500 м и 1 км. Все измерения на местности выполняются мерной верёвкой и метром.

Учащиеся 4 класса повторяют таблицу мер длины и продолжают упражнении я в глазомерном определении длины. Новым материалом в 4 классе является, как известно, измерение площадей и объёмов. Чтобы учащиеся лучше запомнили и размеры, и форму кубического метра, квадратного метра, в школьном дворе у нас построена арифметическая площадка, на которой установлены из деревянных реек эти геометрические фигуры.

Повседневно наблюдая форму и размеры этих геометрических фигур и тел, ученики сознательно и прочно запоминают их.

Много практических работ провожу по измерению площадей и объёмов – даю задания: отмерить грядку площадью в 6 кв. м в 1 а, в 15 а, 30 а или 30 соток, 100 а или гектар. Какие надо взять размеры, чтобы вырыть яму в 12 куб. м, в 10 куб. м, в 45 куб. м?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучая меры веса, учу детей практически пользоваться этими мерами. С этой целью в кружке «умелые руки» школьники изготовили с моей помощью весы, а гирями в них были использованы монеты в 1, 2, 3 и 5 коп. На протяжении всего учебного года все учащиеся упражнялись во взвешивании хлеба, крупы, картофеля и других предметов.

На уроках ручного труда и дома ученики 4 класса сшили мешочки, в которые потом насыпалипесоквесомв1,2,3,5и10 кг, и наклеили на эти мешочки этикетки с обозначением веса. Все эти мешочки мы выставили на видном месте, чтобы дети могли их чаще брать в руки, поднимать, определять вес.

Большой интерес у школьников вызывает игра в «магазин». Для этой игры дети на уроках ручного труда и дома изготовили картонные монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15 и 20 коп. Кроме того, сделали книжечки, коробочки и многие другие предметы.

При изучении мер времени учащиеся на уроках ручного труда изготовили вечный календарь, по которому все школьники определяют год, число, месяц и дни недели. Чтобы все учащиеся точно, по часам, определяли время, в классе около часов повесили расписание звонков.

Каждому ученику приходится дежурить по школе, он же даёт и звонки по расписанию.

Продежурив несколько раз в течение учебного года, ученик получает прочные навыки по определению времени на часах. Чтобы облегчить детям усвоение правописания слов с непроверяемыми безударными гласными, было решено с помощью школьников изготовить  из картона карточки размером 12 см.* 8 см. С одной стороны склеили их  цветной бумагой, а с другой – обойной. Затем чёрной тушью и печатными буквами я написал по 10 слов с непроверяемыми безударными гласными, взятыми из программы.

Такие карточки выдаются всем ученикам. Дома эти слова они читают, стараются запомнить их написание, составляют предложения с двумя или тремя словами. Потом на второй или третий день (для этого всегда указываются сроки) в классе на уроке грамматики или чтения производится проверка.

Беру ученика карточку, читаю и произношу слова разговорной речью, а ученик повторяет это слово по слогам. Если ученик допустит ошибку, что редко бывает, то ему предлагается записать это слово в свой словарик и запомнить. Чтобы запоминание было сознательным, часто предлагают ученику объяснить смысловое выражение того или иного слова.

Такой метод обучения правописания слов с непроверяемыми безударными гласными позволяет экономить много времени и даёт хорошие результаты.

При работе учителя одновременно с несколькими классами особенно приходится дорожить каждой минутой на уроке, стараться за эти минуты как можно больше дать знаний и навыков. В этом большую помощь нам, учителям малокомплектных школ, оказывают различные билеты и карточки.

Часто приходится встречать такое явление, когда ученик знает правило правописания, а на практике им не пользуется и поэтому делает ошибки. Чтобы преодолеть такой недостаток, я провёл с детьми беседу о людях разных профессий (шофёрах, трактористах, лётчиках и др.), которым обязательно нужно соблюдать правила - то правила движения, то правила полёта, то какие-либо иные правила.Таким образом, убедил их в том, что и им (детям) нельзя учиться, не соблюдая правил. Кто из учеников не соблюдает правила, не пользуется ими во время письма, тот обязательно будет плохо писать. А чтобы научиться быстро во время письма применять необходимые правила, мы на уроках часто будем в этом упражняться.

После такой беседы у детей появился интерес к правилам. Они по-другому стали смотреть на правила и не считать их, как ранее, тяжёлым и ненужным бременем.

Диктуется, например, при объяснительном диктанте слово «глаза».

Прежде чем дети начали записывать это слово, я поставил перед ними вопрос.

 – Какое правило надо вспомнить при письме этого слова? (Правописание безударных гласных. Надо изменить это слово и сказать «глаз». Слышится буква а, и поэтому надо писать «глаза».)

Другой пример. Даётся слово в предложении – шубка. Дети отвечают, что надо вспомнить правило правописания звонких и глухих согласных в середине слова.

Или даётся предложение «На площадке играли дети» Ставлю вопрос: – Какие правила нужно вспомнить при написании этого предложения?

(«На» – это предлог, он пишется отдельно, а при письме слово «площадка» надо вспомнить несколько правил: правописание безударных гласных, слова с сочетанием ча, ща, правописание звонких и глухих согласных в середине слова и правописание надёжных окончаний существительных первого склонения.)

Часто проводились мной упражнения в виде игры. Например, получает ученик какого-нибудь класса карточки с предложениями, насыщенными словами на соответствующие правила и, изображая, например, шофёра, отправляется в путь.

Если кто-либо из учащихся не применил необходимых правил или ж еприменил не те, какие следует, то считают, что произошла авария. Победителями выходя те, кто прибыл на место без аварий. Эта игра детям очень понравилась, и они часто проводят её не только в школе, но и дома

Такие тренировочные упражнения помогли нашим учащимся выполнять работы без ошибок.

При изучении природоведения мы также проводили практические работы, закрепляющие полученные знания. Так, при изучении плана и карты учащиеся начертили план школьного двора, школьного участка, план хутора и его окрестностей, контурную карту района и области. После таких практических работ дети с большим интересом, желанием и пониманием приступили к изучению карты СССР. При изучении темы «Вода в природе» мы ставили опыты, проводили наблюдения, предусмотренные программой, изготовили действующую модель водяного колеса, изготовили коллекции и гербарии.

Члены кружка «Умелые ручки» сделали макет «Формы земной поверхности нашей местности», устроили географическую площадку, на которой были установлены флюгер и солнечные часы, регулярно вели календарь природы.

Чтобы вызвать у учащихся большой интерес к изучению природы своего родного края, природы других краев и областей СССР, была налажена переписка с учащимися начальных школ различных областей и республик Ученики г. Инты Коми АССР прислали нам гербарий растений Севера. Школьники нашей школы послали им гербарий растений своего края.

Такая же дружба налажена с учащимися Московской области, Краснодарского края, Алтайского края. Крепкая дружба в этом  году завязалась  между  нашими  школьниками и Каменно-Тузловской начальной школой Куйбышевского района Ростовской области. Налаживается переписка со школьниками Казахстана, Урала и Сибири. В своих письмах учащиеся пишут не только о своих школьных делах, но и описывают природу своего родного края, гордятся всем тем, что их окружает. Такая переписка помогает детям лучше знать свой родной край, больше любить свою Родину.

Чтобы сделать доступным пониманию детей исторический материал и создавать правильное представление об изучаемых исторических событиях, в школе создан исторический уголок, пополняемый на протяжении нескольких лет разными экспонатами, рисунками, книгами, схемами. Сейчас в историческом уголке имеется коллекция древних монет, альбомы с рисунками на исторические темы, различные книги с историческим содержанием.

Практические работы, выполняемые детьми при изучении программного материала, способствуют активизации учащихся.

Соединяя труд и ученье, начальная школа перестраивает всю учебно-воспитательную работу в том направлении, какое указано Законом об укреплении связи школы с жизнью.

(«Начальная школа». 1961. № 4)

Публикация Е. М. Московкиной

Орлов М. Т. В малокомплектной школе // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 159162




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2021 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"