Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шепелева О. А., Хитеева В. С. Памяти Петра Тимофеевича Тимофеева // Донской временник. Год 2018-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2017. Вып. 26. С. 243-244. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=1619

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2018-й

Наука. Образование. Персоналии

О. А. ШЕПЕЛЕВА, В. С. ХИТЕЕВА

ПАМЯТИ ПЕТРА ТИМОФЕЕВИЧА ТИМОФЕЕВА

11 февраля 2017 года ушёл из жизни талантливый учёный, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности филологического факультета Донецкого национального университета Пётр Тимофеевич Тимофеев.

Более сорока лет своей жизни он посвятил культуре родного края: собирал фольклор Донбасса, Приазовья (в греческих поселениях Донецкой области и Крыма), а также Верхнего Дона и Похопёрья (в местах, где расселялось донское казачество).

Пётр Тимофеевич родился в 1952 году в городе Горловке (Донецкая область, УССР). С 1980 года работал в Донецком государственном университете – в родном университете, который окончил в 1975‑м. Преподавал фольклор, древнерусскую литературу, читал спецкурсы по мифологии, мифопоэтике литературного произведения и авторскому идиостилю.

Богата и разнопланова сфера интересов учёного. Он писал о природе формульности и вариативности фольклорных жанров, рождённых в рабочей среде Донбасса [1], о поэтике украинских дум, занимался вопросами образности языка легенд, сказок и сказов греков-урумов и греков-румеев [2].

В начале 70-х годов Пётр Тимофеевич осуществил первые экспедиции на Дон, результаты которых позволили в дальнейшем развернуть научное освоение Верхнего Дона. За время работы экспедиций в 80-90-х годах были записаны исторические, военно-бытовые песни и даже былины, предания и устные рассказы. Начиная с 2000-х годов прослеживается спад в передаче традиционного знания, уходят из жизни целые поколения, наблюдается всплеск самодеятельной культуры, детских жанров фольклора, некоторые жанры переходят принципиально в письменные формы существования – сборники частушек и пословиц, сонники и дневники, песенники, активно функционируют представления о демонологических персонажах, особо распространённым становится жанр былички.

В это время учёного начинает волновать взаимосвязь истории и культуры народа, содержание традиционного знания, природа словесных форм народного творчества.

Верхний Дон Пётр Тимофеевич любил всей душой. Особое место в его сердце занимал Хопёр. Невероятной красоты природа воодушевляла, а особая энергетика этого края придавала сил в работе. Однако не только красотой пленил фольклориста этот регион. Мощная культурная традиция, богатое историческое прошлое, открытые, приветливые, свободолюбивые люди делали работу интересной и увлекательной. Донской край и его народная культура становятся центральной темой работ учёного [3, 4].

Его книга «Хопёр: история, быт, культура» [5] – удивительна и уникальна: одним историко-культурным пространством, одной рекой объединены жизнь и быт населения хуторов и станиц – с XVII века по 1990-е годы. Повествование ведётся простым, доступным языком. Особое место в книге отведено теме экологии природы и экологии культуры. Впервые рассматривается традиционный уклад жизни, поэтическая культура верхового казачества бассейна реки Хопёр. Используются материалы экспедиций, архивные данные, приводятся результаты археологических раскопок.

Пётр Тимофеевич – автор научно-исследовательской программы и руководитель экспедиций на Верхний Дон. Многие студенты получили яркие и незабываемые впечатления на всю жизнь, побывав на Дону и увидев Хопёр.

Студенты, которым повезло посетить лекции Петра Тимофеевича а тем более съездить в экспедицию, знакомились с миром потустороннего, с ведьмами и колдунами, слушали настоящих песенниц, которые силой своего голоса могли усмирить водную стихию непокорного Дона, призвать мужчину-воина домой. Для них художественная действительность романа «Тихий Дон» была в шаговой доступности, а Гришка с Аксиньей могли повстречаться в каждом хуторе. При обращении к таким ярким и самобытным примерам студенты стали понимать, что такое поэзия быта жизни, природа фольклорного слова, магия слова-действия и охранные функции сакральных текстов. Что «фольклор – это не мудрость, а знание народа, также его глупость». Аудиторная и полевая работа с Петром Тимофеевичем оказала колоссальное влияние на формирование молодых специалистов!

Результатом многолетней экспедиционной работы стала книга «Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон» [6].

С 2001 по 2012 годы обследовалась территория правобережья и левобережья Дона: от станицы Казанской до станицы Распопинской, и Прихопёрья – по обоим берегам Хопра от Урюпинска до впадения в Дон у хутора Зимовного. Всего было обследовано 139 населённых пунктов, записано более чем 12 тысяч текстов, 1148 из которых опубликовано в этом издании.

Работа была направлена прежде всего на описание современных представлений о полном обрядовом комплексе: родильно-крестильный обряд, донская свадьба, погребальный и поминальный обряды; обычаи, обряды и ритуалы, связанные с укладом жизни донских казаков, устное народное творчество и письменные формы существования фольклора, песенное наследие Дона. Взаимосвязь текстов из разных разделов проявляется в повторении определённых эпизодов бесед в разных тематических контекстах. Эти пересечения показывают размытость границ текста, иллюстрируют понятие жанровой диффузии и жанрового пограничья.

Материалы фольклорно-этнографических экспедиций ждут научного применения, но также они будут интересны любому читателю, который интересуется историей и культурой России.

О народном творчестве и сохранении народной традиции Пётр Тимофеевич всегда говорил не только как о наследии, необходимом для нации в целом, но и как об отголосках прошлого, которое влияет на наше настоящее.

Пётр Тимофеевич доверял интуиции, подчёркивал важность развития этого чувства для исследователя. Органично в нём сочетались самоотверженность, строгость, точность учёного и доброта, открытость, чувствительность к красоте природы. Пётр Тимофеевич страстно любил рыбалку на Хопре. Ему удавались замечательные снимки, которые открывали новые грани его таланта.

Пётр Тимофеевич Тимофеев внёс неоценимый вклад в развитие отечественной фольклористики. Благодаря его неустанной последовательной работе в научный оборот было введено огромное количество фольклорных текстов, отличающихся разнообразием в локальном и жанровом отношениях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Протекших дней очарованье… : сказки, песни, частушки, присловья Донбасса, записан.П. Тимофеевым / [сост., авт. вступ. ст., подгот. текстов, слов. П. Т. Тимофеева]. – Донецк : Донбасс, 2008. 219 с.

2. Тимофеев П. Т., Пуды И. В.Старая Ласпа: поэт традиции нар. культуры греков-урумов : исслед., тексты, прил. / Донец.нац. ун‑т. Донецк : Юго-Восток, Ltd, 2005. 116 с.

3. Тимофеев П. Т. Эпическая традиция на Верхнем Дону // Возникновение казачества и становление казачьей культуры. Ростов н/Д, 1999. С. 29–31.

4. Его же. Фольклорные традиции бассейна реки Хопёр // Филологические исслед. Вып. 2. Донецк, 2000. С. 147–155.

5. Его же. Хопёр: история, быт, культура / худож. С. А. Гавриляченко. Калининград : Янтарный сказ, 1998. 220 с.

6. Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон : (Волгоград. и Рост. обл. 2001, 2003, 2005–2007, 2010–2012 гг.): моногр. / [П. Т. Тимофеев и др.]; под общ. ред. П. Т. Тимофеева; Донец. нац. ун-т. Донецк : Юго-Восток, 2013. 383 с.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"