Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Казарова Н. А. Записки из архива А. В. Ивановского // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 63-64. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/2/art.aspx?art_id=1436

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Наука и образование. Персоналии

Н. А. КАЗАРОВА

ЗАПИСКИ ИЗ АРХИВА А. В. ИВАНОВСКОГО

К 140-летию со дня рождения А. В. Ивановского и 140-летию Ростовских мореходных классов (ныне Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова)

Александр Васильевич Ивановский родился 17 октября 1876 года в Выборге. Отец был служащим местного городского управления по санитарной части. Среднее образование Александр получил в выборгском, а затем в петербургском реальном училище, по окончании которого в 1893 году поступил в Институт инженеров путей сообщения [1, л. 4]. В 1898 году служил штатным инженером и производителем землечерпательных работ в азовских и черноморских портах, активно участвовал в разработке вопросов их устройства [1, л. 31].

С 1902 года А. В. Ивановский работал в центральных учреждениях как Главного управления торгового мореплавания и портов, так и Министерства торговли и промышленности.

С 1910‑го Александр Васильевич занимался административными вопросами на ответственных объектах строительства портов России и участвовал в ряде комиссий, командированных в порты для улучшения их работы.

3 декабря 1913 года А. В. Ивановского произвели в статские советники, а в 1914‑м его назначили управляющим строительной частью отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности. На этом посту он возглавлял все портовые работы военного значения, под его наблюдением строился порт и город Мурманск [1, л. 4]. За свою деятельность Ивановский был награждён орденами Св. Владимира 4‑й степени, Св. Станислава 2‑й степени, Св. Анны 3‑й степени.

В ноябре 1917 года Александр Васильевич получил повышение по службе и стал начальником отдела торговых портов. Многие его книги о портах различных регионов России стали основополагающими для гидротехников и специалистов по технике и технологии дноуглубительных работ.

В 1920 году из-за болезни (туберкулёза) А. В. Ивановский вынужден был оставить строительную деятельность и был назначен директором Политехникума водного транспорта в Ростове-на-Дону. В том же году он получил звание профессора технических наук. Работа в учебном заведении была ему знакома, так как с 1914 года он читал лекции в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде. В 1922 году он защитил в Ростове диссертацию на звание профессора экономических наук и с 1922 по 1930 год преподавал на факультете общественных наук Северо-Кавказского университета. После переезда по состоянию здоровья в Новочеркасск, в 1930 году, продолжал преподавательскую деятельность в Новочеркасском политехническом институте. В 1934‑м А. В. Ивановский был переведён в Москву руководителем морского сектора по проектированию Волго-Донского канала. Из-за болезни сердца в 1938 году ушёл на пенсию по инвалидности.

Умер Александр Васильевич в 1955 году, оставив большой архив, в котором наряду с рукописями неопубликованных статей и другими документами сохранились его воспоминания о 40‑летней деятельности, озаглавленные автором «Последняя эпоха царизма в России и заря коммунизма. Воспоминания инженера». Они охватывают время с 1898 по 1932 год и состоят из семи частей. Первая часть представляет собой семейную хронику до 1898 года; во второй автор рассказывает о своей деятельности на юге России с 1898 по 1902 год. Третья часть охватывает 1902–1914 годы, то есть петербургский период жизни автора до начала Первой мировой войны. Большой интерес представляют те страницы воспоминаний, где автор описывает общественные настроения во время русско-японской войны, первой русской революции, в послереволюционный период. В отдельную, четвёртую, часть мемуарист выделил описание заграничных командировок в 1904–1912 годах. В пятой части автор подробно останавливается на своей работе в Мурманске и Архангельске в годы Первой мировой войны. Шестая часть посвящена событиям революции 1917 года и периоду Гражданской войны. В седьмой мемуарист описывает годы, проведённые в Ростове-на-Дону, в том числе свою деятельность на посту директора Политехникума водного транспорта – старейшего в России мореходного училища имени Г. Я. Седова, история которого начинается с мореходных классов, открытых в 1876 году по инициативе общественности донского края для подготовки штурманов каботажного плавания. С 1902 года учебное заведение получило название «Мореходное училище дальнего плавания», с 1908‑го – «Ростовские-на-Дону соединённые училища дальнего плавания и судовых механиков торгового флота с приготовительной при них школой», с 1920‑го – «Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта».

Наряду с «Воспоминаниями инженера» в личном фонде профессора Ивановского в НИОР РГБ находится рукопись «Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта за время директорства А. В. Ивановского с 1 сентября 1920 года по 20 января 1924 года» [1, л. 30–34], содержащая интересные сведения по истории мореходки (политехникума), которую мы представляем читателю.

См. продолжение Ивановский А. В. Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта.




 
 
 
© 2010 - 2017 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"