Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шпагин С. А. Деятельность Отдела народного просвещения всевеликого войска Донского // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 26-27 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=211

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й

История учебных заведений Донского края

С. А. Шпагин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

24 мая 1918 года в Новочеркасске был образован Отдел Народного Просвещения (ОНП ВВД), которому подчинялись все учебные заведения вне зависимости от ведомственной принадлежности, за исключением военных и духовных.

Возглавляли Отдел Народного Просвещения Управляющий В. Н. Светозаров и Правитель Канцелярии В. Мацкевич: при Управляющем существовал выборный Совет на правах совещательного органа. ОНП подразделялся на 5 отделений:

  1. По заведыванию высшими школами (профессор П. А. Кашинский);
  2. Средними школами и высшими начальными училищами (А. П. Петров);
  3. Начальными школами (Т. И. Брызгалин);
  4. По внешкольному образованию (А. П. Петров);
  5. Финансово-хозяйственный отдел (А. И. Чикини).

Для понимания сложности условий, в которых проходила деятельность ОНП ВВД, необходимо иметь в виду следующее. Центральные власти Империи традиционно с недоверием относились к донскому казачеству, что проявлялось и в сдерживании развития среднего и высшего образования на Дону. Предполагалось, что для казаков вполне достаточно военных учебных заведений, а гражданское образование ограничивалось минимальным количеством средних технических и коммерческих учебных заведений. Поэтому, при относительно высоком уровне грамотности на Дону (22,4%), лиц со средним образованием было лишь 2,06 %, а с высшим и того меньше — 0,15 % [1]. В административном отношении ОВД входила в Харьковский учебный округ. На территории области, несмотря на пожелание общественности, не имелось университета.

Во время Первой мировой войны на территорию Харьковского Учебного Округа, а значит и в ОВД, были эвакуированы ряд учебных заведений из западных губерний Империи. Так на Дону появились: Варшавский Императорский университет, Либавское реальное училище, Лодзинское Александровское высшее начальное училище, Ревельское высшее начальное училище, Литовская 4-х классная смешанная гимназия, Рижское реальное училище имени Императора Петра I, Холмская мужская гимназия и др. [2]

Потребность в ускоренном обучении местного населения и большого числа эвакуированных привела r открытию различных краткосрочных курсов и "спецшкол", как, например, Ростовские Донские 1-годичные педагогические курсы, Мужская гимназия для уроженцев Прикарпатской Руси и т.д.

Таким образом, в городах ОВД, прежде всего в Ростове, сконцентрировался значительный интеллектуальный потенциал и была создана база для последующего создания собственной системы среднего и высшего образования. Однако, как отмечалось в одном из первых циркуляров ОНП "Разгром многих учебных заведений области в период господства советской власти и общее состояние рынка вследствие политических событий ставят эти учебные заведения в безвыходное положение..." [3].

Фактически, территория ВВД представляла собой островок несоветизированной России, разоренный Гражданской войной и ослабленный тяготами Первой мировой, находящийся в состоянии войны с большевистским режимом. Отделу народного просвещения приходилось одновременно, и организовывать занятия в местных и эвакуированных учебных заведениях по старым программам, и создавать собственную автономную систему образования в условиях разрухи и войны. Причем, руководство Всевеликого войска Донского сознавало свою роль защитника русской культуры от большевизма. В Приказе Всевеликому Войску Донскому № 346 от 28 июня 1918 года Донской Атаман генерал-майор Краснов писал: "... Чистота русского языка, имеющего самую прекрасную и самую богатую литературу в мире, не может и не должна быть поругана во Всевеликом войске Донском безграмотностью". Поэтому на территории ВВД вводилось "...старое правописание в том виде, в каком оно существовало на Руси до реформы времен Правительства" [4].

А в циркуляре Управляющего ОНП от 22 сентября 1918 года № 3010 прямо говорилось, что "оздоровление больного государственного организма бывшей Великой России в духе порядка и законности начнется с Дона и на его политическую жизнь в данное время обращается большое внимание, как друзей, так противников'' [5].

Большой Войсковой Круг ВВД 4-го созыва придает 17 сентября 1918 года целый ряд документов, регулирующих систему народного образования [6], так что у ОНП имелась солидная юридическая база и, по-видимому, финансы для активной деятельности.

Свою деятельность ОНП начинает с обследования положения дел [7] и создания нормативных актов по управлению народным образованием [8]. В ответ на запрос, ОНП получает очень подробные "Исторические записки" об истории и современном состоянии учебного заведения. Вот характерный ответ Инспектора классов Гогоевской гимназии для армянских девиц в городе Нахичевани: «Преподавание по всем предметам в общем шло удовлетворительно, но все же гражданская война и бои, происходившие вокруг города, действовали на душевное состояние как учащих, так и учащихся и не давали душевного покоя для вполне нормальных занятий. Несмотря на это обстоятельство программы были выполнены удовлетворительно" [9].

Собственно говоря, вся деятельность ОНП ВВД и строилась "несмотря на обстоятельства". Поражает обилие циркуляров, попытки требовать соблюдения дисциплины, скрупулезности в переписке и соблюдение бюрократических формальностей в положительном смысле слова.

Естественно, на работу ОНП накладывался отпечаток обстоятельств: эпидемия оспы, формирование трудовых дружин, контроль за военнообязанными учащимися и учителями, сбор средств для фронта и т.д. Понимая безвыходность ситуации. ОНП рекомендовал руководителям начальных учебных заведений досрочно выдавать всем успевающим ученикам свидетельства об окончании, упростить прием учащихся советских школ, бежавших на Дон" [10].

В то же время очевидна попытка не реанимировать старую систему образования, а создать новую модель бесплатного всеобщего образования на основе автономности учебных заведений, деидеологизации учебного процесса, направленного на формирование личности. Важное место отводилось изучению истории и традиций родного края, внешкольной работе. Поразительным является введение в качестве обязательного предмета "Истории и культуры еврейского народа" [11]. Донское правительство заботилось по мере сил о финансовом положении учителей, выделяя регулярно деньги на заработную плату госслужащим.

Постепенно формировалась довольно своеобразная модель системы образования, которая включала в себя учебные заведения всех типов собственности: правительственные (т.е. финансируемые Донским правительством, муниципальные в современном смысле), частные, кооперативные; издательства, педагогический журнал и газета; общественные организации, объединявшие преподавателей, учеников и родителей; скаутское движение. При постоянном контроле ОНП и поддержке Донского правительства, учебные заведения функционировали, тем не менее, автономно, а внутренняя деятельность учебных заведений строилась на демократических началах. И это способствовало высокой активности общественности Области в сфере культуры и народного просвещения.

Установление советской власти в январе 1920 года прервало процесс формирования региональной модели народного просвещения на Дону, но сегодня этот опыт вполне может быть востребован жизнью.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шпагин С. А. Область войска Донского 100 лет назад (К итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи) // Донской временник. Год 1997-й. — Ростов н/Д, 1996. — С.140.
  2. ГАРО, Ф.Р-3997. Отдел народного просвещения ВВД.
  3. Педагогическая мысль. — 1918. — № 1. — С. 15.
  4. Там же. — С.20.
  5. ГАРО, Ф. Р-3997, оп.1, д. 15, л.51.
  6. Сборник законов, принятых Большим Войсковым Кругом Всевеликого войска Донского 4-го созыва в 1-ю сессию. — Новочеркасск, 1918. — С.61-63.
  7. ГАРО, Ф. Р-3997, оп.1, д.241. Исторические записки по учебным заведениям.
  8. Педагогическая мысль. — 1918. — № 1. — С. 14-22.
  9. ГАРО, Ф. Р-3997, оп. 1, д.63, л.8
  10. Там же, д. 15, л. 43.
  11. Там же, д. 220.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"