Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Московкина Е. М., Реуцкова Е. П. Живая память поколений // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=1828

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й

Учебные заведения

Е. М. МОСКОВКИНА, Е. П. РЕУЦКОВА

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Гапкинская средняя общеобразовательная школа – одна из старейших в Константиновском районе. Свою историю она ведёт с 1889 года.

В советский период школа имела несколько филиалов – начальных школ, расположенных в соседних хуторах Лисичкине, Новая Жизнь, Савельеве и посёлке Холмистом. Но в девяностые годы эти начальные школы были закрыты, а детей стали возить на занятия в Гапкинскую школу.

Многие учителя школы прошли нелёгкий фронтовой путь. В их числе Дмитрий Иванович Саратов (1903–1967), учитель географии; Василий Павлович Ефимкин (1914–1996), учитель труда и военного дела; Зинаида Кузьминична Орлова (1915–2001), учитель немецкого языка; Иван Григорьевич Сергуц (1921–?), учитель русского языка и литературы; Вениамин Афанасьевич Кожанов (1925–1987), учитель военного дела; учителя начальных классов Михаил Тимофеевич Орлов (1914–2000), Василий Дмитриевич Корольков (1921–1944), Надежда Васильевна Репникова (Ермакова) (1924–1996).

Неудивительно, что тема Великой Отечественной войны стала одной из главных в поисковой работе и патриотическом воспитании юных гапкинцев.

Особую роль в развитии этого направления в воспитательной работе школьников сыграл учитель-фронтовик Михаил Григорьевич Якушов (1913–2006), директор Гапкинской средней школы (1966–1973). Собранный им и его питомцами богатейший материал по истории школы лёг в основу школьного музея Боевой славы.

Сегодня в школе работают два музея – Боевой славы (руководитель Е. М. Московкина) и Казачьего быта (руководитель Е. М. Реуцкова). Оба музея прошли областную экспертизу и получили свидетельства. На их базе ведётся большая поисковая работа.

Первым значимым результатом поисковой работы школьников стал выпуск «Книги памяти Гапкинского сельского поселения»

Книга о солдатах, освободителях хутора, земляках, участниках Великой Отечественной войны, детях войны и тружениках тыла вышла тиражом 200 экземпляров в издательстве «Принт 22» города Барнаула.

75-летию Великой Победы был посвящён проект «Учитель-фронтовик». На протяжении нескольких лет на базе школьного музея создаётся серия книг «Живая память поколений».

В первой книге «Судьба сельской учительницы» (2018) рассказывалось о Марии Капитоновне Папаримовой (1922–2007), урождённой Ажогиной [2].

С 1945 года более 50 лет она работала учителем и директором Лисичанской начальной школы. Школа была на хорошем счету. За свою работу Мария Капитоновна была награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», почётными грамотами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М. К. Паваримова со своими усениками. Хутор Лисичкин, 1967.

Кроме того, в школе она занималась военно-патриотическим воспитанием учащихся. Красные следопыты под её руководством собирали материал о защитниках своей малой родины, искали родных тех, кто навсегда остался лежать в донской земле, сотрудничали с военкоматом, редакцией газеты «Красная Звезда», с военным архивом Министерства обороны. Ребята разыскали живых участников боёв за хутор Лисичкин: старшего лейтенанта И. И. Маленко из Кировоградской области, капитана П. М. Гомонюка из Кривого Рога, подполковника запаса из Москвы П. Г. Бабко.

Встреч с родственниками и оставшимися в живых ветеранами было много. К ним готовился весь небольшой, но дружный и гостеприимный хутор. Это были очень волнующие мероприятия: со слезами и смехом, воспоминаниями и песнями до утра. Первая встреча родных была запечатлена на плёнку Виктором Яценко, сыном погибшего здесь Владимира Егоровича Яценко. Но, к сожалению, эту запись впоследствии кто-то похитил из школьного музея.

Были в музее и сувениры от родственников погибших, благодарственные письма из воинских частей.

Дети всегда с большим интересом принимали участие в организации встреч с ветеранами, родственниками погибших воинов-освободителей. Организовывала Лисичанская школа и огоньки, концерты для гостей. Гости, в свою очередь, были очень благодарны всем жителям хутора и ученикам школы за память, внимание, гостеприимство.

Марией Капитоновной была налажена связь с ветеранами 33-й Мелитопольской стрелковой дивизии, которые ежегодно приезжали на памятные встречи, организованные учителем.

Весь собранный материал Мария Капитоновна вместе с детьми оформляла на стендах и в альбомах. Но школьное помещение было маленьким, поэтому многое ей приходилось хранить дома, в том числе и свои юношеские воспоминания – свидетельства времени, публикуемые ниже.

Вторая книга из серии «Живая память поколений» посвящена Михаилу Тимофеевичу Орлову (1914–2000), первому в Константиновском районе Заслуженному учителю школы РСФСР [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель от Бога, как говорят, Михаил Тимофеевич оставил добрую память в душах своих учеников. Об этом человеке в наших краях знал каждый. С уважением говорили о нём взрослые, с любовью – дети. В школьном музее сохранились их тёплые воспоминания.

«… Михаил Тимофеевич пользовался непререкаемым авторитетом среди жителей хутора, был партгруппоргом, корреспондентом районной газеты. Я была счастлива, когда ему было присвоено звание Заслуженного учителя. С его дочерью Аллой мы дружим с детства и до настоящего времени. Я стала учителем, больше 40 лет отдала школе, Отличник народного просвещения России, много лет работала завучем Манычской средней школы.

Лукиных (Власова) Юлия Васильевна, ученица Ново-Жизненской начальной школы 1944–1948 гг.» [3, с. 39].

«Как учитель он очень был внимателен к ученикам. Всегда … терпеливым, спокойным. Он сам играл на баяне и проводил весёлые праздники: Новый год, 8 марта, праздник осени и другие. Мы рассказывали стихи, пели песни, танцевали. Михаил Тимофеевич часто ходил с нами на экскурсии в лес, на луг, много рассказывал интересного о растениях и животных. Вклассенастеневиселстендуспеваемости.Напротивкаждойфамилииученикабыла прикреплена фигурка лошадки. Кто получал «5» или «4» лошадка была впереди, кто «2»или «3»тощая лошадка стояла сзади.<…>Михаил Тимофеевич был не только хорошим учителем, но и хорошим человеком. В памяти всех учеников нашей школы Михаил Тимофеевич останется яркой звёздочкой.

Сизова (Назарьева) Антонина Ивановна, ученица Ново-Жизненской начальной школы 1973–76 уч. годы» [3, с. 37].

М. Т. Орлов – учитель-новатор. Познакомиться с его опытом работы не однажды приезжали коллеги из Ростовской области и сам он охотно делился своими педагогическими находками на страницах профессиональной печати[1] [4].

18 августа 1941 года Михаил Тимофеевич был призван на фронт. В звании сержанта воевал сапёром в30-йстрелковой дивизии 35-го стрелкового полка. В мае 1942 года  был ранен и проходи лечение в окружном госпитале в Ростове-на-Дону. Вернулся из госпиталя в свою часть. 25 июля 1942 года в боях на Миус-фронте в районе хутора Водино часть 30-й стрелковой дивизии попала в окружение. В донесениях о потерях М. Т. Орлов числился погибшим и похороненным в селе Кулешовка Ростовской области в братской могиле. Числится погибшим он и в «Книге Памяти Ростовской области».

Но Михаил Тимофеевич не погиб, после выхода из окружения его направили в258 стрелковую дивизию. Воевал на Юго-Западном фронте, принимал участие в освобождении нашей области, Украины, Польши, Прибалтики, Чехословакии и дошёл до Берлина. Войну закончил в звании гвардии сержант командиром отделения 111-го Отдельного гвардейского сапёрного ордена Богдана Хмельницкого батальона 96-й гвардейской стрелковой Иловайской ордена Ленина Краснознамённой дивизии.

Примечательно, что всё пережитое Орловым в военные годы почти не нашло отражения в его воспоминаниях, предоставленных для публикации дочерью А. М. Дерезко: по-видимому, сказалась природная скромность автора и его любовь к мирной жизни на родной земле.

Воспоминания Марии Капитоновны Папаримовой и Михаила Тимофеевича Орлова перенесут читателя альманаха в далёкие 30–40-е годы, а статья М. Т. Орлова из опыта работы в школе начала 60-х годов, возможно, заинтересует молодого учителя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Московкина Е. М., Реуцкова Е. П., Крапивина Е. В. Книга памяти Гапкинского сельского поселения Константиновского района Ростовской области. Барнаул : ПРИНТ 22, 2019. 370 с. :ил.

2. Судьба сельской учительницы / Авт.-сост.: Реуцкова Е. П., Московкина Е. М., Хохлачёва Т. В., Крапивина Е. В. Лисичкин, 2018. (Живая память поколений).

3. Учитель-фронтовик Орлов Михаил Тимофеевич / МБОУ «Гапкинская СОШ»; Изд. шк. музея; авт. проекта: Костромина Д., Репринцева В., Фирсов А., Филимонов Н.под рук. Московкиной Е. М., Реуцковой Е. П. Гапкин, 2020. (Живая память поколений).

4. Орлов М. Т. В малокомплектных школах : [хутор «Новая жизнь» Рост. обл.] // Начальная школа. 1961. № 4.

См. статью М. Т. Орлова, сохранившуюся в  школьном музее.

Источник: Московкина Е. М., Реуцкова Е. П. Живая память поколений // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 153156




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2021 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"