Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Зайцева А. С., Рудь М. А. В небе над городом Шахты // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 194-200 URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1979

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Транспорт

 А. С. Зайцева

М. А. Рудь [1]

В НЕБЕ НАД ГОРОДОМ ШАХТЫ

(1930–1940-е гг.)

Шахтинский аэродром не назовёшь оживлённым местом. Глядя на заросли кустарника, руины неподалёку от взлётной полосы и немногочисленные самолёты, трудно представить, что в прошлом было по-другому.

Впервые жители Александровска-Грушевского (город Шахты до 1920 г.) увидели авиатора и самолёт в 1912 году. В начале августа к ним на аэроплане прилетел Тимофей Никифорович Ефимов – младший брат первого российского авиатора Михаила Ефимова.

Авиатор-спортсмен дебютировал 21 августа 1911 года на авиационных состязаниях, организованных Всероссийским аэроклубом в Царском Селе, после чего совершал показательные полёты во многих городах России, в том числе и в Александровске-Грушевском. Тимофей Ефимов пробыл в городе 10 дней, всё это время он гостил у местного промышленника Н. И. Красельщика, чья усадьба была на отшибе, в степи за рыбным базаром, около кладбища. Ефимов развлекал грушевцев, выделывая на своём моноплане системы «Блерио» фигуры высшего пилотажа. Он в числе первых лётчиков освоил «петлю Нестерова», которую ещё называют «мёртвой петлёй» [1]. После него в городе выступали и другие авиаторы, но все они были заезжими, своих не было. Ситуация изменилась в начале 1930-х годов.

 Согласно решению 4-го пленума Центрального совета Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) с декабря 1933 года в городе Шахты был организован аэроклуб. Авиаторов готовили по новой программе. Прежде чем пересесть на самолёт участники клуба в течение четырёх месяцев проходили занятия на планере.

На шахтах имени Октябрьской революции, Артёма, «Пролетарская диктатура» уже имелись свои планеры и самолёты, приобретённые на деньги этих предприятий. Выпускники школы лётной подготовки, отправляясь на срочную службу в армию, пересаживались на боевые машины и отлично справлялись с техникой. Государство делало всё, чтобы увеличить военную мощь страны. Говоря о том, что на шахтах закуплены самолёты, применялся такой эпитет – «несокрушимая крепость обороны».

Летом 1934 года были построены ангары для имеющихся самолётов, а Центральный совет Осоавиахима премировал шахтинский аэроклуб новым самолётом. При клубе существовали планерные кружки и кружки авиамоделистов. К 18 августа того же года, когда отмечали День авиации, в г. Шахты появилась парашютная вышка [2]. Горожанам, желающим прыгнуть с неё, продавались билеты, а члены клуба прыгали сколько хотели, в свободное от посетителей время. За эту привилегию ребята, а это были преимущественно школьники старших классов и студенты, присматривали за работой вышки, инструктировали посетителей, выдавали девушкам комбинезоны. Комбинезон нужен был для того, чтобы «не сверкать» нижним бельём. Женская мода была такова, что редко кто из девушек носил брюки. По выходным дням на самолётах аэроклуба над городом устраивали бесплатные катания. Это была лучшая реклама аэроклуба. Клуб носил имя советского лётчика, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году Михаила Васильевича Водопьянова.

 

Герои-лётчики

Первым начальником клуба был человек по фамилии Желтов. К сожалению, больше никакой информации о нём найти не удалось.

Начальник лётной части аэроклуба Александр Константинович Горовец во время Великой Отечественной войны совершил подвиг, сражаясь в одиночку с двадцатью вражескими бомбардировщиками, девять из которых он подбил. Горовец – единственный советский лётчик, которому удалось подбить такое количество самолётов в одном бою. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно [3]. Многие его воспитанники стали лётчиками-ассами. Среди них удостоены звания Героя Советского Союза: Е. Г. Андреенко, Н. И. Капустников, Н. М. Китаев, С. П. Кобзев, А. Н. Колесников, Ю. Х. Косенко, А. Е. Мазуренко, М. Я. Орлов, Д. М. Татаренко, Н. В. Шапкин [4].

Наших лётчиков называли «Сталинские соколы», тогда как их противников – «Птенцы Геринга». Изначально самолёты фашистской авиации были более быстрыми и технически совершенными, что давало им преимущество в бою. И их пилоты также являлись серьёзными противниками. Чего только стоит Эрих Хартманн, который считается самым результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По воле судьбы Хартманн после нашей победы над фашистской Германией отбывал наказание в городе Шахты. Он, как и другие пленные, восстанавливал порушенное народное хозяйство СССР. Здесь самый известный «Птенец Геринга» работал на одной из многочисленных угольных шахт, пребывая под землёй по 12 часов в день, что, кстати, обычное дело для шахтёров. Хартманн же посчитал унизительной такую работу для офицера вермахта и устроил в лагере военнопленных бунт [5].

 

Аэродромы

К началу войны в городе было несколько аэродромов: принадлежащий аэроклубу, военный аэродром на Ново-Азовке и аэродром в районе шахты «10 лет ЗИ» (Нежданная). Последний был построен буквально накануне оккупации города фашистами. Строили аэродром комсомольцы, жители окрестных посёлков, всего около сорока человек. Назначение его также было военным. Аэродром располагался справа от дороги, ведущей в пос. Майский.

Аэродром в районе шахты «Нежданная». Аэрофотосъёмка 1943 г. Фото из частного архива. Германия

По словам старожилов, ребятам выдали кирки, лопаты, тачки и пару лошадей. Молодые люди ночевали в спортзале поселковой школы, спали вповалку прямо на полу, на сене. Строить с нуля аэродром было нелёгким делом. Надо было вырубать кусты и деревья, выравнивать поверхность. И как же было обидно, что его почти сразу же заняли фашистские истребители.

Незадолго до оккупации города Шахты производилось обследование аэродромов. В отчёте от 17 июня 1942 года командующему 4-й воздушной армии генерал-майору авиации тов. Вершинину были поданы сведения об аэродромах в районе шахт Ново-Азовка и Нежданная. Согласно ему, Ново-Азовский аэродром расположен в 3-х км восточнее железнодорожной станции Атюхта. Размер площадки 1200х1200 м, поверхность ровная, имеющая небольшой покат к середине.

Шахтинские краеведы клуба «Корни твои» обследовали остатки капонира для зенитной установки времён Великой Отечественной войны. Фото А. С. Зайцевой

Имеются капониры [2] для бомбардировщиков в количестве десяти штук, подходы откатные, за исключением юго-западной части – порода у шахты Ново-Азовка. Обслуживался аэродром 450-м батальоном аэродромно-технического обеспечения (БАО), эксплуатировало аэродром отдельное звено 12 КЗ на самолётах СУ-2 и должен был прибыть 762-й ночной ближний бомбардировочный авиационный полк (НББП) [6].

Площадка аэродрома на Нежданной была 4 км юго-западнее ст. Шахтной. Её размер составлял 800х400 м, поверхность ровная, грунт мягкий, местами обнажён от травяного покрова. На границе площадки в юго-восточной части – лощина, подходы открытые, за исключением строений в северо-восточной части. Капониры сделаны для бомбардировщиков в количестве 11 штук. Из них 8 полностью закончены. Обслуживался аэродром 701 БАО, эксплуатировал – 459 НББП на самолётах С-Б (бомбардировщик СБ-2) [6].

Аэродром Осавиахима не брался в расчёт вероятно из-за неподходящей длины взлётной полосы. То, что подходило для учебных самолётов, оказывалось недостаточным для военных.

Есть информация, что в окрестностях бывшего посёлка имени Артёма, ныне район города Шахты, также был аэродром, где размещался 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (ранее 55 истребительный авиаполк), в котором служил знаменитый лётчик-ас Александр Иванович Покрышкин, единственный трижды Герой Советского Союза, получивший все три «Золотые Звезды» в годы Великой Отечественной войны. Покрышкин по числу подтверждённых побед (59) уступает лишь Ивану Никитовичу Кожедубу (64), но главной его заслугой считается создание уникальной школы отечественного истребительного боя. Где именно располагался этот аэродром краеведам ещё только предстоит выяснить. В документах он фигурирует под названием «Шахты – Рудник имени Артёма» [7]. С ним связана такая история в биографии героя. Во время первой битвы за Ростов-на-Дону танки фон Клейста совершили прорыв в наши тылы недалеко от города Шахты, но их точное расположение было не известно. Задание Покрышкина состояло в том, чтобы добыть сведения о них. Погода стояла нелётная. Покрышкин, управляя МиГ-3, сумел взлететь. Двое других пилотов разбились, пытаясь сделать то же самое. Покрышкин обнаружил танки противника, и, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, вернулся и доложил командованию важную информацию [8]. И, хотя в наградном листе об этом случае конкретно не сказано, есть только косвенное подтверждение: «один из лучших разведчиков в полку и дивизии», можно предположить, что свой первый орден Ленина Александр Покрышкин получил в том числе и за выполнение этого задания [7; 9].

На территории города Шахты был ещё один аэродром – Власово-Аютинский. В то время посёлок Аютинский также являлся отдельным населённым пунктом. Обслуживался аэродром 327-м БАО, а эксплуатировался 77 и 25 ГАП (Гвардейский авиаполк). Причём 25 ГАП в боевых действиях участвовал не всегда, а занимался ремонтом самолётов и вводом в строй молодого лётного состава. На аэродроме располагались самолёты У-2 (позже переименованные в ПО-2).

Попавшие в окружение под Сталинградом фашистские войска получали снабжение с помощью воздушного транспорта. В числе вражеских баз снабжения оказались также и расположенные в городе Шахты склады и аэродромы. При удачном раскладе с аэродрома можно было произвести более 100 рейсов в сутки к окружённым войскам. На обратном пути, если удавалось, забирали тяжелораненых. С этим авиасообщением активно боролась советская авиация.

 

Роковые ошибки

Шахтинское небо было неспокойным. Если на земле особо крупных боёв не было ни до оккупации, ни после, то самолёты непрерывно кружили над городом и бомбили, причём и свои, и вражеские. Особенно от бомбёжек страдали районы вблизи железнодорожных станций и других стратегических объектов. От вражеских налётов должны были защитить зенитные пушки. Рядом с местом, где когда-то располагался Ново-Азовский аэродром до сих пор сохранились остатки капониров для зениток. Их обнаружили краеведы шахтинского клуба «Корни твои». От старожилов они узнали, что обшивку разбитых вражеских самолётов местные жители использовали в подсобном хозяйстве, и ещё совсем недавно можно было видеть во дворах частных домовладений душ или туалет, отделанные гофрированным серебристым металлом. Именно такую поверхность имели юнкерсы.

От старожилов стала известна история про то, как наши девушки-зенитчицы по ошибке сбили в этих местах советский самолёт. Тот возвращался в неурочное время и не с той стороны, откуда его ждали. Оба лётчика 459-го ночного скоростного бомбардировочного авиаполка пилот Лаврентий Симонович Бухрашвили и воздушный стрелок-радист Степан Дорофеевич Чернышёв погибли. Произошло это в ночь с 23 на 24 мая 1942 года [10, 11]. Ещё одной причиной, по которой мог быть сбит самолёт, это его необычная конструкция. Для разведки использовались самолёты УСБ-2 (учебно-тренировочный бомбардировщик) с сильно выступающей носовой частью, через которую было удобно производить аэрофотосъемку. Зенитчицы просто не признали в нём советский самолёт.

При подлёте к аэродрому на Ново-Азовке потерпел крушение ещё один самолёт 724-го скоростного авиаполка 66-й авиадивизии ночных бомбардировщиков. Случилось это немного раньше, 12 февраля 1942 года. Официальной причиной катастрофы принято считать либо террикон, либо верхушки деревьев, за которые якобы задел самолёт, летящий на малой высоте. Двое из экипажа самолёта Алексей Данилович Прокошин и Владимир Дмитриевич Матвеев погибли [12, 13], а третий попал в госпиталь в очень тяжёлом состоянии.

Слева направо: Владимир Матвеев, Алексей Прокошин и Пётр Лабутьев. Фото из семейного архива Л. В. Матвеевой, дочери лейтенанта В. Д. Матвеева, г. Иркутск

У краеведов, правда, есть подозрение, что и здесь не обошлось без наших зенитчиц. Дело в том, что выживший стрелок-радист Пётр Иванович Лабутьев, вспоминая о тех событиях, рассказывал интересную историю: «Февральский день 1942 года. Мы возвращаемся с задания. За хвостом самолёта вспыхнули один-два огненных букета. И вражеские зенитки замолчали.– Кажется, перевалили за линию фронта. Летим над своими, – сказал лётчик Алексей Прокошин. – Да, над своими, – повторил штурман Владимир Матвеев. – А здорово, Лёша, мы всыпали им перца.

– Здорово! – подтвердил Алексей. – Долго помнить будут.

Я, слушая друзей, погрузился в свои думы. О чём думал? Может быть, о том, что вот удачно отбомбились – здоровыми, невредимыми возвращаемся. Хотя один «букет» сильно качнул машину. Но всё обошлось. А бомбили славно! Громили скопление фашистских танков в районе Поповки Донецкой области. Бомбы упали в цель.

И вот благополучно возвращаемся на базу. Благополучно ли? Лететь ещё около сотни километров. Но что бы там ни ждало впереди, поработали хорошо: немецкие танки превращены в лом. Гудит бомбардировщик. Скоро мы приземлимся. Скоро отдых.

Но что это блеснуло в синеве? Ещё. Ещё.

Семь истребителей противника настигли, атаковали нас. Скорее в облака. Против семерых трудно вести бой. Мы отстреливаемся, Алёша ныряет из тучки в тучку. Но вот – сплошная синь. О, хотя бы ещё одно облачко! А там подоспели бы свои. Но... Бомбардировщик полетел вниз кувырком...

Очнулся в госпитале на станции Лихая. Двое друзей из экипажа погибли. Я с переломом основания черепа и повреждением позвоночника оказался в госпитале.

По-матерински тепло женщины городов, где были госпитали, встречали раненых, всячески помогали им. Так помогла стать на ноги и мне Александра Авдеевна Шкодина. Она принесла в госпиталь пуховую подушку и сказала:

– Вот этому дарю, – и показала глазами на меня, лежащего на носилках в коридоре. Медсестра отвела её в сторону, прошептала:

– Безнадёжный. Жить ему считанные минуты.

– Пусть. Всё равно ему дарю.

Шкодина побеседовала с лечащим врачом, профессором, полковником медицинской службы П. Г. Тананайкой.

– Может, и совершится чудо, – сказал профессор, – но для того, чтобы раненый выжил, нужно хорошее питание – кислое молоко, яички, масло, виноград мочёный. А мы сейчас, сами видите, в трудном положении... Прифронтовая полоса.

– Все добуду, – заявила Александра Авдеевна.

И она стала частой гостьей в госпитале. Приносила продукты. Где она только их брала! Наконец её приняли сюда санитаркой. Врачи и она (более всего она) постарались, чтобы я выздоровел» [14].

Любопытно, что из всех раненых женщина выделила именно его, снабжала своего подшефного, и это в те трудные времена, да ещё и среди зимы – виноградом! Этого ей казалось недостаточно, и она устроилась в госпиталь санитаркой, чтобы постоянно быть рядом. Пётр Лабутьев действительно поправился, был комиссован из рядов Красной Армии по инвалидности, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне был награжден Орденом Отечественной войны I степени.

Эта история наводит на мысль, о том, что женщина, буквально с того света вернувшая лётчика, имела отношение к виновницам крушения самолёта и таким образом хотела загладить вину перед ним. Возможно, что история с налетевшими неизвестно откуда мессершмиттами, выведшими из строя самолёт на подлёте к нашему аэродрому, всего лишь выдумка, чтобы выгородить девчат-зенитчиц.

Долгие годы место захоронения боевых товарищей Петра Лабутьева оставалось неизвестным. Сказался период оккупации города Шахты в 1942 году и связанная с этим неразбериха. Были утрачены документы о месте их погребения, а также таблички с их именами на могиле.

Сегодня имя лейтенанта Алексея Даниловича Прокошина (с ошибкой – Прокошин Л. Д.) дописано на плите мемориала на Центральном (Неждановском) кладбище города Шахты, причём в паспорте на захоронение его нет. Можно предположить, что родные Прокошина обращались в своё время в Шахтинский военкомат с просьбой увековечить память лётчика, или были найдены какие-то, ранее считавшиеся утраченными, списки в архиве. В таких случаях имена воинов нередко дописываются. Так случилось и на этом мемориале. В паспорте на захоронение, составленном в 1991 году, имена только 80-ти, тогда как на табличке указаны фамилии 115 человек. Имени лейтенанта Владимира Дмитриевича Матвеева среди них нет.

Друзья писали жене Матвеева, что похоронили его на городском кладбище, причём лётчик погиб не сразу, а умер от ран в госпитале. Женщина после войны несколько раз собиралась приехать в город Шахты, но не сложилось. Она писала во все инстанции, пыталась отыскать место его захоронения, но безрезультатно. Дочь лётчика помнит, что незадолго до похоронки было получено письмо от отца, в котором он сообщал, что ему присвоили звание старший лейтенант и представили к ордену Красного Знамени. Действительно, лейтенант В. Д. Матвеев был награжден орденом Красного Знамени [15].

Вероятно, Матвеев и Прокошин были похоронены на территории нынешнего Александровского парка, в районе мемориала «Вечный огонь». Это и было в своё время городским кладбищем, здесь ещё хоронили во время войны. До 1960-х годов этот участок и выглядел, как типичное кладбище.

Когда производили реконструкцию парка и создавали мемориал «Вечный огонь», то обнаружилось много неизвестных захоронений. Впоследствии выяснилось, что многие из них принадлежат умершим в госпиталях. Имена, которые были известны на момент создания мемориала, выбиты на плитах братской могилы. К сожалению, до сих пор ничего не сделано, чтобы увековечить память Владимира Дмитриевича Матвеева, как и многих других воинов, погибших на шахтинской земле.

 

В мирное время

В послевоенные годы все аэродромы были заброшены и заняты городскими постройками, на прежнем месте остался лишь тот самый первый тренировочный аэродром Осоавиахима. С 1956 года на его территории размещался 203-й лётный авиаотряд, совершающий полёты на Ан-2, позже, когда к ним добавились вертолёты Ми-2, авиаотряд получил номер 204. В период расцвета отряд насчитывал 200 единиц техники. Это был один из крупнейших авиаотрядов в стране. Самолёты и вертолёты из города Шахты обрабатывали ядохимикатами сельхозугодия всей Ростовской области, а также соседних регионов. По договору работали даже с Египтом. Шахтинские лётчики делали перелёт и боролись с вредителями в далёкой Африке. Кроме самолётов, предназначенных для сельскохозяйственных работ, с шахтинского аэродрома совершались полёты малой гражданской авиации. До конца 1990-х работал аэровокзал, перед которым были разбиты клумбы и устроены лавочки для ожидающих своего рейса, недалеко находилась столовая, своя пожарная часть, диспетчерский пункт, учебный корпус с тренажёрами для лётчиков. Предприятие строило для своих сотрудников комфортабельные дома, рядом с аэродромом находится здание общежития. Местные воздушные авиалинии доставляли пассажиров в населённые пункты Ростовской, Волгоградской областей, Ставропольского и Краснодарского края, Калмыкии, Донбасса и Запорожья. Пассажирские самолёты летали круглый год, а полёты, связанные с сельским хозяйством, совершались с марта по октябрь. В остальное время самолёты стояли в ангарах, где приводились в надлежащий порядок, готовясь к следующему сезону. Лётчики не только отдыхали, но и занимались в специальном авиационном тренажёрном зале, чтобы не терять сноровку [16].

Сегодня на этом аэродроме базируется несколько частных самолётов и вертолётов, использующихся в сельском хозяйстве для обработки полей и рисовых чеков, но о былом размахе не может быть и речи. Пассажирских авиарейсов вообще нет, вокруг развалины вокзала и других сопутствующих аэропорту сооружений. Недалеко стоит стеклянный дом-ангар, который построил авиаконструктор-любитель с душой поэта Сан Палыч – Александр Павлович Савченко, скончавшийся в 2022 году. Здесь шахтинский «Левша» жил и строил свои оригинальные летательные аппараты. Остался незаконченным его проект «Дрофа», которому Александр Савченко посветил последние десятилетия. Жизнь и творчество этого человека достойны отдельной статьи.

Ныне в городе только этот аэродром и Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб «РОСТО» имени Героя Советского Союза А. К. Горовца. Не так часто, как в прошлом, но всё же совершаются воздушные экскурсии, показательные выступления и парашютные прыжки.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Отлёт Т. Н. Ефимова // Александровск-Грушевская маленькая газ. 1912. 19 авг. (№ 34). С 3.
  2. Желтов. Построим мощный аэроклуб : [подпись: начальник аэроклуба Желтов] // Красный шахтёр. 1934. 31 мая. С. 4.
  3. Советский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1986. С. 326.
  4. Герои Советского Союза // Культура Шахты : Официальный сайт Департамента культуры г. Шахты. URL: https://xn----7sbb1bf4anecc0a8a5be.xn--p1ai/honor-alley/heroes/ (дата обращения: 10.02.2023).
  5. Что стало в ГУЛАГе с немецким асом, который подбил 347 советских самолётов // Русская семёрка : интернет-ресурс. URL: https://russian7.ru/post/chto-stalo-v-gulage-s-nemeckim-asom-koto/(дата обращения: 10.02.2023).
  6. По Вашему приказанию 15.6.42 г. произвёл обследование Шахтинского аэроузла //Память народа: Подлинные документы о Второй мировой войне : [сайт]. URL:  (дата обращения: 28.02.2023).
  7. Каминский О. Боевой путь и победные бои А. И. Покрышкина // Проза.ру : [портал]. URL: https://proza.ru/2017/09/21/238 (дата обращения: 24.05.2023).
  8. Покрышкин Александр Иванович // Википедия: [сайт]. URL:  (дата обращения: 27.03.2023)
  9. Покрышкин Александр Иванович // Подвиг народа : [сайт]. URL: http://podvignaroda.ru/?#id=150059514&tab=navDetailDocument (дата обращения: 27.03.2023).
  10. Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 218 ночной авиации с 1 мая по 31 мая 1942 г. Приложение к № 12017 // Мемориал : [сайт]. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51397916 (дата обращения: 28.02.2023).
  11. Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 218 ночной авиации с 1 мая по 31 мая 1942 г. Приложение к № 12017 // Мемориал : [сайт]. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51397917 (дата обращения: 28.02.2023).
  12. Именной список безвозвратных потерь личного состава 66 АД ВВС Южного фронта № 2940 от 10.03.1942 г. // Мемориал : [сайт]. URL: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52137432 (дата обращения: 28.02.2023).
  13. Именной список безвозвратных потерь личного состава  66 АД  ВВС Южного Фронта  № 2940 от 10.03.1942 г. // Мемориал : [сайт]. URL: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52137433 (дата обращения: 28.02.2023).
  14. Романов Н. День за днем и жизнь за жизнью. 1942 год // Проза.ру: [портал]. URL: http://www.proza.ru/2012/03/09/1243 (дата обращения: 10.02.2023).
  15. Матвеев Владимир Дмитриевич 1911 г. р. //Подвиг народа 1941–1945 : [сайт]. URL: http://podvignaroda.ru/?#id=2027172&tab=navDetailManAward (дата обращения: 01.05.2023).
  16. Малая авиация СССР – сельхозаэродром (г. Шахты) \\ На руинах : YouTube: URL: https://www.youtube.com/watch?v=OnUCwlXG-8o&t=1s (дата обращения: 10.02.2023).

Авторы выражают благодарность краеведу Дмитрию Воронову (г. Москва) за помощь в сборе материалов.

 

[1] Александра Сергеевна Зайцева, журналист, Михаил Анатольевич Рудь, горный инженер, г. Шахты. Сообщение на Чтениях (Ростов-на-Дону, 28 сентября 2023 г.) под названием: «К вопросу о памяти лётчиков, сбитых над г. Шахты в феврале 1942 г.»

[2] Капониры — обвалованые места стоянки самолётов на аэродроме, защищающие их от воздействия осколков, ударной волны.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"