Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Юдин Г. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1944–1946 // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1973

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Транспорт

 

Г. Юдин

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

1944 –1946

Мы продолжаем публиковать на страницах Донского Временника выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 
Сегодня мы расскажем о периоде с 1944 по 1948 годы, о событиях в авиации, в СССР, и на Донской земле.
Сложный и тяжелый период по описанию исторических событий, если до мая 1945 года мы знали почти все, во всяком случае многое, то после, лишь отдельные обрывки информации о происходящих события в стране в после военные годы. Это мало освещаемый период истории нашего государства - окончание второй мировой войны и первые годы после. Главным было не только восстановление разрушенной инфраструктуры, но и лечение «раненого» социума, «забота» о ветеранах и поиск остатков «недобитых врагов». 

Пролог
Авиация, гражданский воздушный флот, вышел из войны имея тысячи самолетов, и десятки тысяч личного состава, способный немедленно встать на рейсы мирных полетов. 
Сегодня мы расскажем о событиях, которые происходили в 1944–1948 гг., когда самолеты и личный состав ГВФ уже стали главным звеном в авиатранспортной составляющей Военно-Воздушных Сил СССР. 
О событиях, в которых активной участие принимали донские летчики, о роли транспортной авиации (ГВФ) в завершении Второй Мировой войны. О том, как на гражданский воздушный флот влияли политическая история территорий Дона и Северного Кавказа, взаимоотношениях между властью и обществом, центральными и региональными уровнями управления. 
К сожалению, описание некоторых событий, связанных с гражданской авиацией, точные названия подразделений, имена организаторов и руководителей авиаструктур, практически не сохранились, и зачастую, только по косвенным признакам можно рассказать о происходящем. Вероятно, в архивах и сохранилась информация, но необходимо время, заинтересованные специалисты и подготовленные исследователи для описания данной темы более подробно. 

В 1944 году Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов в своих воспоминаниях отметил следующее:
«Личный состав гражданского воздушного флота (ГВФ) вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довёл бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом Гражданской авиации в годы войны». 
Последние его слова были: «Мать, какая страшная жизнь…» три раза повторил. Супруга Тамара Васильевна стала спрашивать: «Что ты? Что ты? Почему ты так говоришь? Почему страшная жизнь?!» А он сказал ещё: «Твоё счастье, что ты этого не понимаешь…».

Данный материал, хоть немного помогает расширить представление о роли транспортной авиации, Гражданского Воздушного Флота СССР, в истории страны и нашего донского края. 
А также, объясняет, почему по прошествию более чем 50 лет после завершения ВОВ, гражданский воздушный флот (ГВФ) являлся составной частью ВВС СССР, и фактически управлялся военными до начала 1990-х годов. 
Только в 1992 году постановления и приказы о включении ГВФ в состав ВВС СССР были дезавуированы. 

Летчики ГВФ почти не участвовали в прямых воздушных боях, и практически не сбивали самолетов противника, но обеспечивали воздушными перевозками необходимые военные поставки. Транспортная авиация успешно справлялась с выполнением наиболее срочных воинских перевозок и использовалась там, где другие виды транспорта применить было невозможно.
Экипажи самолетов гражданской авиации в дни войны решали не только транспортные задачи. Они наносили смелые бомбовые удары по военным объектам и позициям противника, вели воздушную разведку, забрасывали в тыл десантников, поддерживали связь между штабами Красной Армии, доставляли на временно оккупированную советскую землю листовки и газеты, обеспечивали снабжение партизанских соединений/

1943

1943 – началось восстановление структур Гражданского Воздушного Флота СССР, и в первую очередь наземных сооружений для обеспечения полетов самолетов. 

22 августа 1943  – Гражданский Воздушный Флот переведен в полное подчинение командования Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии, структурно, организационно и документально оставался в составе ВВС СССР до 1992 года. 

30 августа 1943 – освобождение всей территории Ростовской области.

26 ноября 1943  – первый и единственный полет Сталина на самолете, на транспортном самолете ГВФ Douglas C-47 Skytrain в Тегеран. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут.


Транспортный самолет Гражданского Воздушного Флота Douglas C-47 Skytrain. 1943.

1944

Май 1944  - в составе Авиации Дальнего Действия (АДД) было 8 авиакорпусов, 22 дивизии, 66 полков, в нее также входили воздушно-десантные части и основные силы ГВФ, в декабре 1944 АДД переформирована в 18-ю воздушную армию, все время существования АДД ее возглавлял главный маршал авиации А.Е. Голованов.

Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов.


За годы войны Авиация Дальнего Действия (АДД) выполнила около 215 тыс. самолето-вылетов и сбросила на противника около 2 млн. 266 тыс. бомб. Совершено 27 тыс. самолето-вылетов для ведения воздушной разведки, высадки десантов, транспортировки грузов. Подразделениям АДД - 5 авиакорпусам, 12 авиадивизиям и 43 авиаполкам АДД присвоены звания гвардейских, даны почетные наименования. А также 6 авиадивизий и 38 авиаполков АДД награждены орденами и медалями, ев. Личному составу, 240 офицерам, присвоены звания Героя Советского Союза. 

Май 1944 – в Ростове-на-Дону был организован Северо-Кавказский отдельный авиаотряд ГВФ с базировкой на аэродроме Ростов, основная задача которого наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение на Дону, а также восстановить наземных сооружений для обеспечения полетов гражданских самолетов.

Июнь 1944 – в связи с передислокацией, выводом авиатехники и личного состава 4-й Воздушной армии ВВС в Белоруссию, в Ростове-на-Дону образовано Северо-Кавказское Управление ГВФ в составе ГУ ГВФ СССР, с сентября 1952 года оно было реорганизовано в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ ГУ ГВФ СССР, с 27 июля 1964 – в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ МГА СССР, а с 15 сентября 1964 – в Северо-Кавказское Управление ГА МГА СССР. 

3 июль1944  – началась эксплуатация самолетов Ли-2 в Ростове, в Ростовской авиаэскадрильи Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 34-й Ростовский Транспортный Авиаотряд СКУ ГВФ), из 3-ей отдельной учебной авиационной эскадрильи Азербайджана поступил в Ростов для эксплуатации ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ Ли-2, бортовой номер СССР-Л4118, который летал до 1958 года, заводской номер 18415802, серийный номер 158-02, конструктор Лисунов Борис Павлович, завод изготовитель №84 Химки (эвакуированный в Ташкент), дата выпуска июль 1944, в эксплуатации с 1944, 13 лет 5 месяцев.


Самолет ПС-84 означал «Пассажирский Самолет завода №84» (Тушино, Москва), со второй половины 1942 года в документах самолет ПС-84 стали именовать Ли-2, конструктор = Лисунов Борис Павлович (одна из версий).
17 сентября 1942 г. вышел подписанный начальником ГУ ГВФ генерал-лейтенантом Ф.А. Астаховым и военкомом ГУ ГВФ бригадным комиссаром Антоновым приказ № 72 «О переименовании самолетов ПС-84», в котором говорилось: «На основании приказа ВВС КА № 0174 от 8 сентября 1942 г. самолеты ПС-84 впредь именовать Ли-2 (Лисунов-2)». Подготовлен приказ 16 сентября 1942 г., фамилия исполнителя — Сныткин.

Август 1944 - в Ростов полностью прибыла 3-я отдельная учебная авиационная эскадрилья самолетов Лисунов-2 (самолеты, авиационное оборудование, личный состав), которая была передана из Азербайджанского Управления гражданского воздушного флота (ГВФ) в состав Северо-Кавказского Управления ГВФ. Самолеты были причислены к Ростовским авиационным (летным) отрядам, которые базировались в аэропорту Ростов-на-Дону.

Октябрь 1944 - из Волжска в Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного еще в мае 1943 года, перебазирован авиационный завод № 168. Завод № 87 вошел в состав завода № 168, организованного ранее, в июле 1939 года, все эти авиационные производства и структура, в последствии, стали производственной базой предприятия Роствертол. 


Авиационный завод в Ростове, цех окончательной сборки самолета У-2М (учебный 2),

с 1944 самолет имел обозначение По-2, по имени конструктора Поликарпова Н. Н. 1944 год. Редкое фото того времени. 

14 октября 1944  - Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.

Октябрь 1944 - за мужество и воинскую доблесть, Никулина Евдокия Андреевна, ростовчанка, выпускник Батайской авиашколы (1938), летчик самолета По-2, майор, одна из «ночных ведьм», за проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза. 


Командир эскадрилий ночного бомбардировочного полка («ночных ведьм») Никулина Евдокия Андреевна, Герой Советского Союза. 
Всего же экипажи подчиненной Никулиной эскадрильи совершили восемь тысяч боевых вылетов. С октября 1945 года майор Е. А. Никулина - в запасе. Работала пилотом Ростовских летных отрядов. После окончания Ростовской партшколы (1948) и Ростовского государственного педагогического института (1953) работала в Ростовском горкоме партии: инструктором и заместителем заведующего организационного отдела (1948–1965), председателем партийной комиссии (1965–1980).

Самолет У-2 ночного бомбардировочного полка, полка «ночных ведьм». 
Самый массовый биплан в истории авиации. Строился серийно с 1927 до 1953 года, было построено 33000 машин. Переименован в 1944 в самолет По-2 в честь своего создателя Н. Н. Поликарпова. Самолет, который принимал участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии — от битвы за Кавказ до боев на территории Германии.

Легендарные «ночные ведьмы» — летчицы ночного бомбардировочного полка самолетов У-2 (По-2), Ко времени окончания Великой Отечественной войны на счету командира эскадрильи Никулиной было 774 боевых вылета, общей продолжительностью 1864 часа в воздухе, включая 1500 часов ночных полетов. Всего же экипажи, подчиненной Никулиной эскадрильи, совершили восемь тысяч боевых вылетов. С октября 1945 года майор Е. А. Никулина - в запасе. 

Ноябрь 1944  – части ГВФ переведены на штаты, организационно аналогичные частям ВВС, с тех пор структура авиаотрядов ГВФ практически полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил.

1941–1945 – во времена ВОВ вся гражданская авиация переключилась на задачи по выполнению военных операций, к 22 июня 1941 г. парк ГВФ насчитывал до 3000 машин и 4000 лётчиков. Было совершено на выполнение транспортно-десантных задач около 1,7 млн самолетовылетов, или 31,4 процента от общего количества всех самолетовылетов нашей авиации.

1941–1945 – лётчики ГВФ на самолетах По-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтоб во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов.

1941–1945 - боевые потери ГВФ за войну – 811 человек, самолётов – 1074.

1941–1945 итоги войны для авиации СССР, ВВС и ГВФ. 
За время войны было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600 пилотов. Из них 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. Небоевые потери составили 3994 летчика.
Это огромные потери.

1945

1945 - авиастроительная промышленность СССР способна была выпускать около 42000 самолетов в год. Всего за годы войны было выпущено 213 742 самолета, в том числе и транспортных. 

9 мая 1945  – утро, Центральный аэродром Москва, самолет Ли-2 транспортной авиации ВВС СССР, командир воздушного судна Семенков Алексей, белорус, доставил акт о капитуляции в Москву. 


В ночь на 9 мая 1945 года командир 19-го отдельного авиаполка ГВФ Алексей Семенков на самолете Ли-2 доставил из Карлхорста (Берлин) в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. На фото второй слева.
9 мая было объявлено Днём Победы в Великой Отечественной войне.


Первый летчик-узбек Абдусамат Тайметов, второй пилот в экипаже командира воздушного судна самолета Ли-2 ГВФ Алексея Семенкова, который доставил Акт в Москву.

10 мая 1945  – сказано 10 мая 1945 года - "Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией". И. В. Сталин.

23 июля 1945 – издан Приказ Начальника Главного Управления ГВФ (Аэрофлот) о реорганизации Северо-Кавказских авиаотрядов ГВФ в Северо-Кавказское управление ГВФ, в состав которого входили 77 и 78-й авиационные (летные) отряды Ростова-на-Дону. Пролог Ростовского Объединенного Авиаотряда с 1963 года. 

2 сентября 1945 – Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 года в 9 часов 4 минуты (по токийскому времени) на борту американского линкора "Миссури", прибывшего в воды Токийского залива, представители императора и японского правительства подписали "Акт о безоговорочной капитуляции Японии".

1946

1946 – в аэропорту Ростов-на-Дону была образована служба управления воздушным движением (УВД), которая в своем развитии через 40 лет стала самым крупным центром УВД в России.

1946 – в послевоенные годы происходило не только восстановление, но и массовая реорганизация государства и всех его структур. Тогда же, например, было образовано Министерство Вооруженных Сил СССР. «Устаревшие» наркоматы массово заменялись более «современными» министерствами. Причем, во всех новых названиях, по личному настоянию Сталина, делался акцент на их «советскую» принадлежность.

Май 1946 – эксплуатация Ростовской авиа эскадрильей Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 34-й Ростовский Транспортный Авиаотряд СКУ ГВФ), ВТОРОГО, и первого прямо с завода, САМОЛЕТА Ли-2 в Ростове, самолет Ли-2 бортовой номер Л4291, заводской номер 18423307, серийный номер 233-07, Самолет изготовлен в апреле 1946 г., на заводе №84 Ташкентский Механический Завод, списан 14 декабря 1955 г. (Приказ ГУ ГВФ №209 - по отработка ресурса), в эксплуатации 9 лет 8 месяца). 

9 июля 1946 - первым нормативным актом о ГВФ после войны было Постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. №1510 "Об утверждении структуры и положения о Главном управлении гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР":

Политическое управление

Управление эксплуатации

Управление связи и радионавигации

Управление международных воздушных сообщений

Управление инженерно-авиационной службы

Управление капитального строительства

Ремонтно-техническое управление

Управление по рабочему снабжению

Управление кадров

Управление учебных заведений

Управление материально-технического снабжения (на хозрасчете)

18 августа 1946 – вышел номер газеты «Правда» с поздравлениями Сталина, министра вооруженный сил СССР, генералиссимуса Советского Союза, по случаю Дня авиации. 


Газета «Правда», номер 196, от 18 августа 1946 года.

1 июля 1947  - самолет Ил-12 конструкции С. В. Ильюшина совершил полет первый советский специально спроектированный пассажирский самолет, пролог самолета Ил-14. 

Август 1947 - эксплуатация 34-м ТАО СКУ ГВФ (образован с июля 1947) самолета Ли-2 (ТРЕТИЙ самолет Ли-2 в Ростове), модификация самолета ПС-84, регистрационный номер СССР-Л4081, заводской номер 18412310, серийный номер 123-10, изготовитель завод №84 (эвакуированный в Ташкент), дата выпуска январь 1944, в эксплуатации с 07 марта 1944, 13 лет и 3 месяца, списан 31 мая 1957, приказ № 209 – по отработке амортизационного ресурса.

19 декабря 1947  – принято очередное Постановление N 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил): 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 1947 г. N 4065

О ПОДЧИНЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА

МИНИСТЕРСТВУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Главное управление гражданского воздушного флота, его органы, части и учреждения на местах передать с 1 января 1948 г. в состав Министерства вооруженных сил, с подчинением Командующему Дальней авиацией т. Голованову.

Передачу Гражданского воздушного флота Министерству вооруженных сил произвести со всеми кадрами, летным имуществом, транспортными средствами, производственными предприятиями, подсобными хозяйствами, жилым и служебным фондом, наличными материалами и фондами по балансу на 1 января 1948 г.

2. Освободить от должности Начальника Главного управления гражданского воздушного флота маршала авиации т. Астахова, и направить его в распоряжение Министра вооруженных сил.

3. Назначить Начальником Главного управления гражданского воздушного флота генерал-лейтенанта авиации Байдукова Г. Ф.

4. Для приема Министерством вооруженных сил Гражданского воздушного флота образовать комиссию в составе: главного маршала авиации Голованова А.Е. (председатель), генерал-лейтенанта авиации Байдукова, маршала авиации Астахова, генерал-полковника инженерно-авиационной службы Маркова, генерал-полковника авиации Никитина, генерал-полковника Виноградова, генерал-лейтенанта Карпоносова, генерал-лейтенанта интендантской службы Хотенко, генерал-лейтенанта Пронина и представителя от Министерства госконтроля.

Поручить указанной выше комиссии закончить работу по приему Гражданского воздушного флота к 1 февраля 1948 года.

5. Поручить Министерству вооруженных сил представить к 1 февраля 1948 года предложения о мерах по улучшению работы Гражданского воздушного флота.

Председатель

Совета Министров Союза ССР

И. СТАЛИН

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

Я. ЧАДАЕВ

24 декабря 1947  - Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP отменен выходной дней для Дня Победы, установленный 8 мая 1945, только в 1965 году, при Леониде Брежневе, 9 мая День Победы вновь объявляется выходным днем. 

Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP от 8 мая 1945, 09 мая объявлен праздничным днем, Днем Победы и его сделали выходным днем, которое бы отменено в 1947 году, и до 1965 года день Победы не праздновался.  

24 декабря 1947  - Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP отменен выходной день для празднования дня Победы.


1948–1956 - была заложена профессиональная и техническая основа гражданской авиации Советского Союза до 26 декабря 1991 года.

1948

1948 – Президент США Гарри Трумэн утвердил План Маршалла. СССР от участия в проекте отказался. 

1948 - экономические условия в стране, котировка денежной единицы на 01.01.1948 составила: 5.3 рубля за доллар, или 0.1887 долларов за рубль.

1948 – практически все самолеты гражданской авиации выросли из своих военных предшественников.
 
1948 – завершено восстановление аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону. В восстановлении аэровокзала участвовали военнопленные. 

Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, после восстановления. 


Февраль 1948 – 31 октября 1957 – эксплуатация (ЧЕТВЕРТЫЙ самолет Ли-2 в Ростове) Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2 (модификация самолета ПС-84), регистрационный номер СССР-Л4516, заводской номер 18428508, серийный номер 285-08, завод изготовитель Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Валерия Чкалова (Ташкент), дата выпуска февраль 1948, в эксплуатации с февраля 1948, 9 лет, списан 31 октября 1957, приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса

9 февраля 1948 – гражданской авиации СССР 25 лет. 

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал считаться датой образования гражданской авиации СССР. С 1923 года Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей отраслью.

23 февраля 1948 – Указ о награждении званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7794), Абрамов Пётр Петрович командир отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан, летал и работал в Ростовском ОАО.


Гвардии капитан Абрамов Пётр Петрович, Герой Советского Союза, летал и работал в Ростовском ОАО. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. 

В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан; на бомбёжку промышленных и военных объектов врага, железнодорожных узлов и станций, морских портов, аэродромов, складов, танковых соединений и скоплений живой силы.

Март 1948  - поступил на эксплуатацию в предприятия Аэрофлота многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О. К. Антонова. Всего выпущено около 18000 единиц данного самолет. В СССР производился до 1971 года, до 2002 года в Польше, и до сих пор выпускается в Китае, в различных модификациях.  

В Ростовском авиаотряде самолеты Ан-2 начали эксплуатировать с июня 1952 года, до 1982 года эксплуатацию в Ростове прошло 18 бортов самолета Ан-2. 


Июнь 1948 - было создано Северо-Кавказское (территориальное) Управление ГВФ, в состав которого входили Ростовские 77-й и 78-й авиационные (летные) отряды. В 1963 году они вошли в состав Ростовского Объединенного Авиаотряда и сохранили свое обозначение до 1992 года. 

1949

1949 – начался процесс опускания «железного занавеса», принято Постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций (усиление информационной изоляции). 

1949 – с поступлением на эксплуатацию новых типов ВС приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта, в ГВФ было решено создать новое подразделение в авиатранспортных структурах – линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов, впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-Технические базы (АТБ). 

1 сентября 1949 - создание нового структурного подразделение в авиатранспортных структурах в Ростове, в авиационных отрядах, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ). 

1949 – Ростовские ЛЭРМ были одним из первых предприятий подобного профиля в СССР, именно они стали технической базой, на которой, в последующем, создавалась и развивались Авиационно-Техническая База (АТБ) Ростовского ОАО и производственная основа Авиаремонтного завода №412 ГА.

Заключение
Первые три года после войны общество залечивало раны и «выкорчевывало из себя осколки» войны, железные и людские. И только потом выросли темпы восстановления страны. 

Именно в первое десятилетие после Великой Отечественной войны, все силы советского общества, помимо восстановления, были брошены на качественный рывок в технологическом развитии, в том числе в области авиастроения и авиатранспорта. И главным ресурсом этого роста были люди – те немногие авиаспециалисты, оставшиеся после войны, которые были настоящими профессионалами своего дела, и приложили все усилия не только для восстановления авиапредприятий, но и для их глубокой модернизации. Они вернулись на руины своих авиапредприятий, которые кроме них никто не смог бы так быстро восстановить авиатранспортное производство.


Это было время искренней веры людей в самих себя и в свою страну, время, когда был заложен фундамент развития гражданской авиации СССР до конца ХХ столетия. 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Об авторе. 
Геннадий Юдин – из самых опытных штурманов Ростовского ОАО. А опыт складывался из полетов на авиалиниях Ростовского ОАО, из международных авиарейсов на Ту-154 в десятки стран Европы, Ближнего Востока и Африки, из сопровождения сложных полетов различных ведомств, для военных и авиастроителей. Настоящий и редкий штурман – лидировщик. Именно с ним большинство летчиков осваивали новые и сложные авиатрассы. Как классный штурман был крайне востребован для обеспечения полетов тяжелых вертолетов РВПО. Имеет несколько опубликованных книг по своей профессии. В 2019 году Геннадий Юдин получил диплом номинанта литературной премии «Писатель года».


Диплом Геннадия Юдина - номинанта литературной премии «Писатель года» за 2019 год. 

 


Геннадий Юдин и миротворцы из UN



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"