Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Братолюбова М. В. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1940–1944 // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1950

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Транспорт

М. В. Братолюбова

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

1940–1944

Мы продолжаем публиковать на страницах Донского Временника выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2020». 
Сегодня мы расскажем о периоде с 1940 по 1944 годы. Тяжелый и печальный был период истории нашей страны, в котором, несмотря на беду, авиация СССР сделала самый большой рывок своего развития за весь 20 век. Расскажем о событиях в авиации в СССР, и на Донской земле.

ПРОЛОГ
Это было время чрезвычайного подъема производства самолетов и максимального использования Гражданского Воздушного флота (ГВФ) страны. Ситуация в мире просто заставляла это делать. Хоть флот и назывался гражданским, но он по факту был структурой ВВС, и до 1992 года так и остался в ведении Министерства  Обороны СССР, и был составной частью Вооруженных Сил государства. Во главе ГВФ СССР, а затем и ГА СССР, все время стояли военные. 
За период 1940–1944 авиационные заводы государства построили самое большое количество самолётов за всю историю русской авиации. 
С тех пор авиационная промышленность больше не добивалась таких результатов, ни в 20-м веке, ни в последующем.
Перед войной и во время войны Гражданский Воздушный Флот стал основной авиатранспортной составляющей по оперативному обеспечению боевых действий армии. Летчики ГВФ летали больше и лучше. Одним из итогов «зимней войны» (1939–1940), в которой было задействован 1581 транспортный самолет, был следующий - у пилотов ГВФ оказалось гораздо больше опыта полётов в сложных метеоусловиях, чем у лётчиков бомбардировочной авиации ВВС. Практика полётов по приборам в условиях облачности, туманов, снегопадов и обледенения, с использованием всех средств радионавигации, позволяла экипажам ГВФ гораздо точнее выходить к заданным целям и более эффективно решать поставленные боевые задачи. 

1940
За неполные два года авиазаводы государства поставили ГВФ, считай в ВВС СССР, 72 транспортных самолёта ПС-84. И это было всего 1.45% от общего количества данных самолетов, произведенных за все годы. Производство самолётов типа DC-3 в СССР, было основано на лицензии компании Дуглас, которые стали называться ПС-84. Аббревиатура ПС-84 означала – Пассажирский Самолет 84-го авиационного завода.
Сначала производство было организовано на авиазаводе № 124 Казани, потом на авиазаводе №84 Химки, Московская область, а затем на авиационное производство в Ташкенте.


История DC-3, ПС-84, Ли-2. DC-3. Douglas DC-3, один самых массовых самолетов мире.

Построено более 16000 воздушных судов. Производство самолётов типа DC-3 в СССР, было основано на лицензии компании Дуглас

В северо-западной части Московской области, в городе Химки, по лицензии компании Дуглас, было изготовлено первые три транспортных самолета типа DC-3, которые стали называться ПС-84. В дальнейшем завод выпускал военную версию данного типа самолета.  Самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала, и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности (которые и сами были при этом уточнены для гражданских самолетов). От этого масса самолета выросла, но безопасность и надежность повысились. Переработкой чертежей применительно к отече­ственной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил В. М. Мясищев (с 1942 года – генеральный авиаконструктор). 


История DC-3, ПС-84, Ли-2. ПС-84. Военная версия самолета ПС-84 - десантно-транспортный самолёт.

Грузовая дверь открыта вверх. На фюзеляже видна башня воздушного стрелка.

Подобные самолеты ПС-84 эксплуатировали авиаторы Дона.

Проект Полевого устава Красной Армии выделял транспортную авиацию как отдельный вид авиации и определи ее задачи, данный вид авиации предназначался ''для выброски и высадки воздушных десантов, переброски войск на большие расстояния, транспортировки военных грузов, в особенности для войск, действующих в тылу противника, и для эвакуации''. 

Из всех транспортных самолетов Рабоче-крестьянской Красной Армии, как ТБ-3, ПС-84, ТБ-7, Р-5, По-2, стоявших накануне войны на вооружении ВВС и ГВФ для выполнения военно – транспортных задач, наиболее приспособленным для транспортировки войск и грузов был самолет ПС-84 ГВФ, которых в СССР было всего построено 4937 самолетов. ПС-84 мог перевезти 20 человек или до 2000 кг груза на дальность до 2400 км и обладал высокой по тем временам экономичностью. И главное, лётчики ГВФ обладали значительным преимуществом по сравнению с экипажами ВВС при полетах в туманы, снегопады, облачность, обледенение. В непогоду они точнее выходили к заданным целям. Полеты по приборам, при отсутствии визуальной видимости обеспечивала большую безопасность и эффективность полетов в условия военных действий.

1 января 1940 – шли 33 сутки из 105 дней «зимней войны» СССР – Финляндия, одного из самых тяжелых военных столкновений в середине 20-го века. Со стороны СССР в войне участвовало до 760 тысяч человек, в трое больше, чем у финнов.  Большинство участников не понимали истинных причин начала, а ход и результаты войны до сих пор считаются весьма неоднозначными. Это было печальное событие с большими людскими потерями. За 105 дней СССР потерял убитыми, ранеными и обмороженными более 370 тысяч человек. Финляндия - около 70 тысяч. 
Преимущество СССР по всем видам вооружений было многократным, по орудиям и минометам в пять раз, по самолетам всех типов - в 9 раз больше. 
Никто так не рассказал и документально не показал реальные причины начала боевых действий между государствами. Только спустя 70 лет были приоткрыты некоторые страницы истории.
Можно сказать, объективных причин для начала военных действий со стороны СССР не было от слова «совсем», в субъективные причины, это уже не для историков, а для социологов.

13 марта 1940 – день, 12 часов дня по ленинградскому времени, окончание войны СССР – Финляндия за территорию, которая продлилась 104 дня и 4 часа,  Печальное событие с большими людскими потерями и военной техники. В конфликте участвовали 7 авиаполков транспортной авиации. 
В целом на поддержку войск было совершено 40% от общего числа самолетовылетов всей авиации. При этом бомбардировщики израсходовали 54% своего ресурса, истребители — около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно важны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Однако эффективность авиационных ударов оказалась низкой. Одна из причин — плохая погода. Так, летных дней с простыми метеоусловиями в декабре 1939 г. выпало всего 4, в январе 1940 г. — 2, в феврале – 13. К примеру, из 436 самолетовылетов 85-го бомбардировочного полка за все время участия в боях 208 произведено днем в сложных метеоусловиях, 204 -ночью и только 24 — днем в ясную погоду. И здесь не следует забывать, что прицельно-навигационное оборудование состоявших на вооружении самолетов не позволяло выполнять точное самолетовождение и прицельное бомбометание вне визуальной видимости земли.

5 ноября 1940 – на аэродромах Центральный, Ростов-на-Дону, и Хотунок, Новочеркасск, прибыла для базировки вновь сформированная 50-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, в состав которой входили 4 полка дальних бомбардировщиков, образованных на основе структур донского гражданского воздушного флота.

 

Самолет ДБ-3 – на трех наружных держателях под фюзеляжем можно было подвесить одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. 
При использовании самолета в качестве фронтового бомбардировщика максимальная бомбовая нагрузка составляла 2500 кг
Всего построено в СССР – 1528 самолетов данного типа.

Декабрь 1940 – концепция вооруженных сил государства в отношении ГВФ состояла в следующем - в структуре военно-воздушных сил Красной армии, еще не было подразделений военно-транспортной авиации, поэтому Генеральный Штаб РККА предполагал, что в случае войны все самолеты, личный состав и технический парк гражданского воздушного флота (ГВФ) перейдёт состав вооружённых сил страны и будет обеспечивать войска всем необходимым. В СССР создание и реорганизация транспортной авиации только начиналась.

История собственно Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 годов. 

1941

Накопленный серьезный и печальный опыт полетов и действий во время финской войны, как нельзя лучше пригодился с лета 1941 года.

Январь 1941 - в территориальных управлениях гражданского воздушного флота созданы учебные эскадрильи (авиашколы), готовившие летчиков для ВВС Красной Армии. Такая авиашкола была создана в Батайске, Ростовская область, ещё в октябре 1939 года, на базе Батайской 1-й Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ им. П. И. Баранова. 

Июнь 1941 – парк транспортных самолетов ГВФ к началу ВОВ насчитывал около 3000 машин и 4000 лётчиков. Матчасть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны (первый опыт - война с Финляндией), причем резерв хорошо подготовленный, способный к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время. Помимо включения в состав бомбардировочной, морской и транспортной авиации, с началом боевых действий начали формироваться и отдельные авиационные группы ГВФ, имевшие часто очень разнообразный состав, готовые выполнять уникальные транспортные задачи. 

К началу Второй Мировой войны парк транспортных самолетов СССР (ВВС + ГВФ), который можно было использовать для выполнения транспортно-десантных задач, обладал грузоподъемностью 1640 тонн (при боеготовности 80%), в том числе грузоподъемность парка самолетов ГВФ составляла около 520 тонн (32%). Такой парк был способен в значительной мере обеспечить потребности в транспортной авиации (ВВС+ГВФ), вооруженный силы СССР. Уже в первые дни войны из частей территориальных управлений и структур ГВФ были сформированы особые авиагруппы, преобразованные в 1942 году отдельные полки и дивизии ГВФ ВВС.

23 июня 1941 - Гражданский воздушный флот был передан в оперативное подчинение Наркомату обороны СССР постановлением СНК СССР от 23 июня 1941 г.

Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР вынес специальное Постановление "О работе Гражданского воздушного флота в военное время", т.е. о подчинении Гражданского Воздушного Флота, в оперативном отношении, Народному Комиссариату Обороны (НКО) СССР и формировании из личного состава и самолетов ГВФ особых авиационных групп, которые передавались в оперативное подчинение командующим воздушными армиями фронтов и военно-воздушными силами флотов. За начальником Главного управления ГВФ полностью сохраняется техническое и административно-хозяйственное руководство ГВФ. Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР, Сталин. И.В.
Спустя ещё несколько дней вышел приказ наркома обороны СССР «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время».



Постановление "О работе Гражданского воздушного флота в военное время», с визой Сталина. 
Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР, Сталин. И.В.
Постановлением СНК СССР от 23 июня 1941 г. утверждено Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время. 
В оперативном отношении Гражданский воздушный флот подчинен Наркомату обороны СССР. 

22 июня 1941 – структуры гражданского воздушного флота начали переводить на военное положение. 

Реальный документ. 
Выписка из приказа 
ПРИКАЗ № 45 от 22.06.41 ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ ГВФ (по личному составу)
… считать призванными на военную службу … (список из 29 фамилий, в том числе 23 женщин).

23 июня 1941 – для выполнения специальных заданий командования Красной Армии из опытных летчиков гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) в составе семи эскадрилий, которая позднее стала известной 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизией. Затем были сформированы авиагруппы, полки и дивизии ГВФ. ГУГВФ было подчинено Наркомату Обороны. В составе ГУГВФ создано Управление фронтовой авиации для координации боевой работы фронтовых формирований ГВФ.

23 июня 1941 года во второй день Великой Отечественной войны Алексей Семенков был назначен командиром транспортного самолета Ли-2, гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе ВВС РККА и получил задание доставить боеприпасы в город Лугу Ленинградской области. Тогда он еще не знал, что через 1417 дней, 9 мая 1845 года, он как командир транспортного самолета Ли-2, полковник, доставит из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.


А. И. Семенков – курсант Тамбовской летной школы, 4-й слева (в центре) стоит.1935 год. 


Июль 1941 – решением НКО СССР из региональных управлений ГВФ сформировано шесть авиационных групп особого назначения (АГОН), структура транспортной авиации в начале ВОВ.

9 июля 1941 - личный состав авиационных соединений Гражданского Воздушного Флота фактически был призван (зачислен) в Советскую Армию. 

Приказ №007 об использовании ГВФ в военное время, который не был отменен до 1992 года.
Некоторые выдержки из текста приказа. 
ПРИКАЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, № 007 9 июля 1941, в котором, в частности, говорилось: «… Личный состав, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию…» (см. Ъ Приложение Литература Ссылка)
… … … 
II. Генеральному штабу, начальникам центральных управлений Наркомата обороны СССР и командующим войсками военных округов:
… … … 
2) Личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и на них распространить все права и преимущества, установленные для военнослужащих Красной Армии*.


ПРИКАЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО
ФЛОТА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
№ 0047    9 июля 1941 г.

Приказ №007 «Об использовании ГВФ в военное время», подписал Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР, и начальник Генерального Штаба генерал Армии Жуков Г. К. Приказ издан во исполнение Постановления СНК СССР от 23 июня 1941.

По приказу Наркома обороны (НКО) «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время» на гражданскую авиацию возлагалось выполнение особых заданий Государственного комитета обороны и Наркомата обороны по специальным воздушным перевозкам военных грузов и высадке десантов, ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ для боевой авиации и повышение квалификации летно-подъемного состава, обслуживание авиаперевозками нужд народного хозяйства, переведенного на работу для обороны.

16 ноября 1941 – Приказ No 41 от 18.11.1941 по Главному управлению ГВФ о создании особой авиагруппы ГВФ под командованием начальника Азово-Черноморско-Кавказского Управления (АЧКУ) ГВФ И.И. Хальнова и комиссара А.Р. Кардонского из авиаподразделений Ростова-на-Дону, Краснодара, Минеральных Вод, Ставрополя, Грозного и других аэропортов, объединение командования всеми силами ГВФ на юге.

17 ноября 1941, в 08:00 - противник силами: 3-его танкового корпуса, 1-ой танковой армии под командованием Эберхарда фон Макензена, в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС, перешел в наступление на ростовском направлении, нанеся удар по позициям 56-й армии Южного фронта. Злую шутку с советскими частями, в частности с артиллерией, сыграла 17 ноября погода. Плотный туман, не редкость для этого времени года в Ростове-на-Дону, опустился на землю, это позволило немецким танкам практически вплотную приближаться к советским позициям.

19 ноября 1941  - назначенному руководителем Ростовского аэропорта К.И. Захарову пришлось организовывать размещение беспрерывно прибывавших раненых воинов, беженцев, затем эвакуировать их в восточные районы страны. В связи с приближением гитлеровцев к Ростову, командование приказало Захарову подготовить к взрыву радиоцентр, бензосклад, телефонную станцию, и перед уходом из аэропорта разрушить инженерные коммуникации. Группу подрывников возглавил сам начальник аэропорта.  Как только фашистские танки появились на восточной окраине аэродрома, раздались взрывы.



Захаров Константин Иванович, подполковник, летчик-штурман, начальник Ростовского гарнизона ГВФ и начальник аэропорта города Ростов-на-Дону в 1941 году, воевал в составе авиационных частей гражданской авиации, был командиром эскадрильи, в особой авиагруппе Гражданского Воздушного Флота, которая входила в оперативное подчинение 56-й отдельной армии Южного фронта, начальником штаба 8-го (командир Гарниер Н.Н.), 14-го, 26 авиаполков, награжден двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I и II степени. 

21-29 ноября 1941 – первая оккупация Ростова-на-Дону, даты первого захвата города войсками вермахта. Несмотря на многотысячные потери с обеих сторон, гитлеровцы восемь дней удерживали донскую столицу, и этот период вошел в историю как "кровавая неделя".

29 ноября 1941 - впервые во Второй мировой войне, на территории СССР, войска фашистской Германии потерпели ПЕРВОЕ, до декабря 1941, серьёзное поражение в боях под Ростовом, в ходе Ростовской наступательной операции, 29 ноября был первый раз освобожден Ростов-на-Дону.

Декабрь 1941 - из частей ВВС СКВО была сформирована 105-я Истребительно Авиационная Дивизия (ИАД) ПВО.

1 декабря 1941 - на базе 18-го транспортного авиационного отряда (созданного в июле 1934 года, Ростов-на-Дону) Азово-Черноморско-Кавказского УГВФ, сформирована Ростовская транспортная авиаэскадрилья, Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ (структура ВВС РККА). Авиагруппа расформирована в июле 1947 года в связи с формированием 34-го транспортного авиационного отряда ГВФ (Ростов-на-Дону). 

Декабрь 1941 - «недопонимание места гражданской авиации на войне выразилось в том, что её несколько раз переподчиняли: то Наркомату обороны, то ВВС, то АДД, то СНК. Не случайно ряд командиров ВВС, проявляя самоуправство, зачисляли придаваемые им подразделения ГВФ в свои дивизии…», в результате терялись документы, наградные листы и представления к званию Героя. Печальное время было, время хаоса и неразберихи. И несмотря на это, сплочение народа против общей беды состоялось.

10 декабря 1941  – Приказ наркома обороны о формировании из частей ВВС СКВО 105-й Истребительной Авиационной Дивизии ПВО (ИАД ПВО), оборонявшей воздушное пространство над Ростовом до лета 1942 года. 

1942

В соответствии приказом Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), создан, отряд специального назначения ГВФ, командиром которой был назначен Гарниер Николай Николаевич, этот отряд (особая группа) был зачислен в 8-й авиаполк ГВФ ВВС, отдельной дивизии Генерального штаба.



Гарниер Николай Николаевич

Инструктор-тренажера 9-го Учебно-тренировочного авиаотряда в Ростове. Рождения 1910 г. Член КПСС. В Аэрофлоте работает с 1933 г. За весь период летной работы летных происшествий не имел.  Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г. За долголетнюю и безупречную работу в Аэрофлоте и активное участие в общественной жизни поощрялся неоднократно. Награжден знаком "Отличник Аэрофлота". Запись в Книге Почета Ветеранов Аэрофлота от 14.09.1967 г.

26 апреля 1942 – издано Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657 и приказ наркома обороны № 126 о полном подчинении ГВФ командующему ВВС Красной Армии.



Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657. 


Текст:

Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГОКО-1657 от 26 апреля 1942 г.
Москва Кремль.
О ГРАЖДАНСКОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ
Во изменение постановления СНК СССР от 23 июня 1941 года "О работе Гражданского Воздушного Флота в военное время" Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Подчинить с 27 апреля с.г. во всех отношениях Главное управление Гражданского Воздушного Флота заместителю наркома обороны по авиации и командующему военно-воздушными силами Красной Армии тов. Новикову.
2. Назначить начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота тов. Молокова заместителем командующего ВВС КА.
3. Назначить первым заместителем начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота тов. Семенова, освободив его от обязанностей начальника Политуправления ГУГВФ.
4. Поручить т.т. Новикову, Молокову, Голованову и Семенову в пятидневный срок представить свои предложения:
а) о персональных изменениях в руководящем составе ГУГВФ;
б) об изменении в положении служащих и рабочих Гражданского Воздушного Флота в связи с объявлением их мобилизованными, согласно постановлению СНК СССР от 23 июня 1941 года;
в) о переработке "Положения о работе Гражданского Воздушного Флота в военное время";
г) о мерах улучшения работы Гражданского Воздушного Флота с точки зрения наилучшего использования сил и средств Гражданского Воздушного Флота в интересах обороны.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН
Выписки посланы: т.т. Маленкову, Вознесенскому, Новикову, Молокову, Семенову, Голованову, Шапошникову, Чадаеву.
Основание: РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.32, л.11.

Май 1942 - ГВФ был передан в прямое подчинение заместителю Наркома обороны по авиации — командующему ВВС Красной Армии, разные периоды войны в ГВФ насчитывалось от 2300 до 3000 самолетов, из них 220 — 300 транспортных. Наиболее оснащенным военно-транспортным авиационным соединением в руках Верховного Главного Командования являлась Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), Первая авиатранспортная дивизия ГВФ, насчитывавшая в начале войны 138 самолетов, из них 83 самолета ПС-84. В последующем в составе первой авиатранспортная дивизия ГВФ было сформировано три авиационных транспортных полка (по 30 самолетов Ли-2) трех-эскадрильного состава.

Июнь 1942 - улучшилось положение с выпуском самолетов Ли-2, которые начали поступать в авиацию дальнего действия на замену самолетов ТБ-3. На базе ГВФ была развернута подготовка кадров на Ли-2 

Июль 1942 – в связи с успешным применением самолетов ПС-84 в качестве ночных бомбардировщиков, первая авиатранспортная дивизия ГВФ уже в конце июля 1942 года была переименована в бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия, это было первое военно-транспортное соединение Советских ВВС.

В авиагруппах Юга СССР началась подготовка летного и технического состава ГВФ, до июля 1942 года было подготовлено 500 пилотов, около 290 бортмехаников и 270 бортовых радистов для самолёта Ли-2 . 

Метеостанция аэропорта Ростов и ее личный состав была эвакуирована в район Кавказских Минеральных Вод, в тяжелых боях за Ростов авиаметеостанция была почти полностью разрушена, поэтому после освобождения города основной задачей было восстановление работы станции, укомплектование штата сотрудников и оснащение оборудованием.

8 августа 1942 – на базе Закавказской авиагруппе особого назначения создан 8-й отдельный авиационный полк ГВФ, в составе которого до конца войны воевали десятки ростовских авиаторов, ставшие с 1947 года основой летного и технического состава гражданской авиации Дона. 

Сентябрь 1942  – Ташкентский завод (эвакуированный из города Химки Московской области) стал выпускать военную версию ПС-84 (Пассажирский Самолет завода №84), которая получила обозначение Ли-2, «Ли-2» - аббревиатура от «лицензионный» или от фамилии главного инженера завода № 84 ГВФ в городе Химки Московской области – Лисунов Борис Павлович. Всего на этом заводе было выпущено 2125 самолетов Ли-2.

17 сентябрь 1942 – вышел подписанный начальником ГУ ГВФ генерал-лейтенантом Ф.А. Астаховым и военкомом ГУ ГВФ бригадным комиссаром Антоновым приказ № 72 «О переименовании самолетов ПС-84», в котором говорилось: «На основании приказа ВВС КА № 0174 от 8 сентября 1942 г. самолеты ПС-84 впредь именовать Ли-2 (Лисунов-2)». Подготовлен приказ 16 сентября 1942 г., фамилия исполнителя — Сныткин.

История DC-3, ПС-84, Ли-2.
Ли-2.
Всего построено в СССР – 4937 самолетов данного типа.
На самолетах Ли-2 авиаторы Дона летали 14 лет, с 1947 по 1961.
За всю историю данного типа воздушных судов в Ростове эксплуатировалось 64 самолета типа Ли-2. 
На фото: транспортный самолет Ли-2 – погрузка-разгрузка самолета в полевых условиях.
 

Октябрь 1942 – одна встреч на войне, после которой судьбы людей меняются коренным образом, Петр Лебеденко, донской летчик, писатель, фронтовик, впервые встретился с Шолоховым М. А. на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника.

Ноябрь 1942 – важное решение по реорганизации структуры авиации вооруженных сил государства, на базе авиагруппы ГВФ особого назначения (МАГОН) созданы отдельные авиаполки гражданского воздушного флота, которые вошли в состав воздушных армий фронтов. Кроме того, сформированы три авиадивизии: транспортная, связи, перегонки самолетов с заводов. Транспортная авиация ГВФ была крайне востребована на местах. 


Фото 1942 года. 
Военный летчик Алексей СЕМЕНКОВ (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме,1942 г. 
Военный летчик, полковник, Алексей Иванович Семенков, в ночь на 9 мая 1945 года, на транспортном самолета Ли-2 ГВФ ВВС СССР, доставил в Москву советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Май 1942–1945 - из США было получено около 480 самолетов С-47. однако даже в конце войны количество транспортных самолётов лишь немного превышало тысячу единиц.

1943

14 февраля 1943  – освобождение Ростова-на-Дону.

24 мая 1943 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Дрыгину Василию Михайловичу с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 997).

Дрыгин Василий Михайлович. Герой Советского Союза, 
участник Великой Отечественной войны, старший лётчик 298-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан, Герой Советского Союза. Диспетчер Службы движения Ростовского объединённого авиаотряда (1964–1986).
 


22 августа 1943  – Гражданский Воздушный Флот переведен в полное подчинение командования Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии, документально оставался в составе ВВС до 1992 года.

30 августа 1943 - освобождение всей территории Ростовской области.

21 август 1943 – ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Им предусматривалось открыть к 25 августа 1943 г. регулярное движение на авиалиниях Москва – Орел – Курск – Харьков и Москва – Воронеж – Луганск – Донецк. Специальную авиатранспортную эскадрилью – к регулярным полетам из Москвы в Куйбышев, Алма-Ату, Харьков и на открывшейся международной трассе Москва – Тегеран – Москва. Всего в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях, на которых работали самолеты Ли-2 и С-47. В СССР по ленд-лизу было поставлено 707 самолётов Douglas C-47 Skytrain. Для обслуживания открывшихся линий Советское правительство выделило дополнительно 125 самолетов.


Первую авиатранспортную дивизию самолетов Ли-2 привлекли к обслуживанию авиалинии из Москвы в Баку, Тбилиси, Краснодар, Ростов и другие крупные центры.


26 ноября 1943 – транспортный самолет ГВФ Douglas C-47 Skytrain, доставил Сталина утром 26 ноября 1943 года в Тегеран. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Это был единственный полет Сталина на самолете.
Командир воздушного судна (КВС) был личный пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Так получилось, что Иосиф Виссарионович Сталин стал первым руководителем СССР, который летал на самолёте. Правда перелёт он осуществил лишь однажды - в Тегеран, на знаменитую встречу с Черчиллем и Рузвельтом в ноябре-декабре 1943 г. Сталин прилетел из баку в Тегеран на самолёте Douglas C-47 Skytrain, который поставлялся в СССР по ленд-лизу.


           
Транспортная авиация ГВФ ВВС СССР, самолет С-47 Douglas Skytrain для Сталина. 

Транспортная авиация ГВФ ВВС СССР, самолет С-47 Douglas Skytrain для Сталина. Местоположение – неизвестно.

26 ноября 1943 – транспортный самолет ГВФ Douglas C-47 Skytrain, доставил Сталина утром 26 ноября 1943 года в Тегеран. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Это был единственный полет Сталина на самолете. «Около полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Из «Воспоминаний», написанных сотрудником Госбезопасности Александром Яшиным: «Сталин и его свита сразу же проследовали на аэродром, где их уже ждали шесть американских самолетов «Дуглас» С-47 (Ли-2). Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолете, что, на мой взгляд, было очень опасно. За штурвалом первого самолета был командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов, а второго — личный пилот Сталина полковник Валентин Грачев. Когда руководители СССР подходили к первому самолету, у него чихнул мотор. А это, как известно, плохая примета. Сталин развернулся, и все пошли во второй самолет — к Грачеву. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Около полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Соответственно, в Баку как минимум было 6 экипажей ГВФ, и среди были летчики Ростовского авиаотряда, но их имена по-прежнему не доступны для печати, 

В 1943 году началось восстановление Гражданского Воздушного Флота СССР. 

1944 

Начала свою деятельность Ростовская областная станция санитарной авиации. 


Работа санитарной авиации.
Самолет По-2 (У-2) санитарной авиации

Лётчики ГВФ на У-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтоб во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов. 

13 марта 1944  – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования, Савченко Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза, один из плеяды летчиков Дона. В 1933 – по призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола ростовчанин Савченко Павел Павлович, был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году, работу пилота начинал в сельхозавиации, в 1936 году был переведён в гражданский воздушный флот, выполнял полеты в качестве командира корабля на воздушной линии Харьков – Москва – Киев. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. После окончания курсов повышения квалификации Павел Савченко, с января 1940 года, назначен командиром Львовского авиаотряда.  
К 16 октября 1943 года командир эскадрильи гвардии майор П. П. Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скоплений войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ, доставку грузов и боеприпасов партизанам. Его имя знали в осаждённом Ленинграде, куда в первые месяцы войны, прорываясь через заслоны вражеских истребителей, на своём пассажирском самолете он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и изголодавшихся, оставшихся без крова и родителей малолетних детей. 
В первый год войны его самолёт десятки раз появлялся над нашими окружёнными частями и сбрасывал им продовольствие и медикаменты. Его имя особенно хорошо знали неустрашимые разведчики, не раз и не два прошедшие с опасными заданиями по глубоким вражеским тылам. Это он доставлял их за тысячи километров за линию фронта, без каких-либо сигналов находил нужное место для выброски и скрытно от врага благополучно выбрасывал их на парашютах. 

7 апреля 1944  - в СССР вышел приказ "О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в ГВФ, о разработке плана развития ГВФ в мирное время". Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объема авиаперевозок приходилось на долю "гражданских" рейсов.

Май 1944 - из пилотов, прибывших с фронта продолжавшейся Великой Отечественной войны, в Ростове-на-Дону, в составе Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ, был сформирован отдельный авиаотряд, который перевозил пассажиров и грузы. Так началось восстановление народного хозяйства и гражданской авиации на Дону.

Был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота (№18 предположительно), базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И лётчики справились с этой задачей. Из Ростова-на-Дону на самолётах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань.

Июнь 1944 – в связи с передислокацией 4-й Воздушной армии в Белоруссию, в Ростове-на-Дону образовано Северо-Кавказское УГВФ = Аэрофлот - ГУ ГВФ СССР. С сентября 1952 года оно было реорганизовано в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ ГУ ГВФ СССР, с 27 июля 1964 – в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ МГА СССР, а с 15 сентября 1964 – в Северо-Кавказское Управление ГА МГА СССР. 

3 июля 1944 – в Ростовский 34-й Транспортный Авиационный Отряд (ТАО), из 3-ей отдельной учебной авиационной эскадрильи Азербайджана, поступил для эксплуатации первый самолет Ли-2 в Ростове, бортовой номер СССР-Л4118, который летал до 1958 года. Так началась эксплуатация самолетов Ли-2 в Ростове.

22 августа 1944 – опубликован Указ о награждении званием Героя Советского Союза Часнык Николай Леонтьевич, заместителя командира эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения 148-й истребительной авиационной дивизии Войск противовоздушной обороны, гвардии старшего лейтенанта, после войны работал в Ростовском ОАО. 



Часнык Николай Леонтьевич, участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года, Герой Советского Союза, полковник ВВС СССР, 
С 1959 года работал начальником службы движения в Ростовском аэропорту Ростовского объединенного Авиаотряда.


Список известных воздушных побед Н.П. Часнык



Самолет Як-9Д из состава 148-го Гвардейского ИАП, на котором старший лейтенант Н.П.

Часнык летал весной 1944 года. В ночь на 02 апреля таранил на нем бомбардировщик Хе-111. 

В августе 1944  в Ростов прибыла 3-я отдельная учебная авиационная эскадрилья самолетов Лисунов-2, которая была передана из Азербайджанского Управления гражданского воздушного флота (ГВФ) в состав Северо-Кавказского Управления ГВФ. Самолеты были причислены к Ростовским авиационным (летным) отрядам, которые базировались в аэропорту Ростов-на-Дону.

Август 1944  – 31 мая 1957 – эксплуатация самолета Ли-2, модификация самолета ПС-84 (), с 1947 - 34-й ТАО (Ростов-на-Дону) СКУ ГВФ, с 1952 Ростовский авиационный (летный) отряд, самолет Ли-2 ВТОРОЙ самолет Ли-2 в Ростове регистрационный номер СССР-Л4081, заводской номер 18412310, серийный номер 123-10, изготовитель завод №84 (эвакуированный в Ташкент), дата выпуска январь 1944, в эксплуатации с 07 марта 1944, 13 лет и 3 месяца, списан 31 мая 1957, приказ № 209 – по отработке амортизационного ресурса.

14 октября 1944 - Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.

Октября 1944 – авиационный завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Завод № 87 вошел в состав завода № 168, организованного еще июле 1939 года, все эти производства, впоследствии, стали базой предприятия Роствертол. 

Ноябрь 1944 – части ГВФ переведены на штаты, аналогичные частям ВВС, с тех пор структура авиаотрядов ГВФ полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил. 

.

К 1944 году подразделения ГВФ окрепли и стали основной авиатранспортный структурой ВВС по обеспечению потребностей фронта.  
На фото самолет и летный состав авиационной группы особого назначения (АГОН), которое наиболее полно демонстрирует, что такое транспортная авиация, созданная на основе гражданских авиаподразделений, в том числе, и на Дону.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
С первого дня войны и до самой Победы в 1945, все 1418 дней и ночей, гражданские авиаторы в едином боевом строю Военно-Воздушных Сил Красной Армии сражались против агрессоров. Во времена ВОВ перед всем гражданским воздушным флотом была поставлена задача по выполнению военных операций. Личный состав ГВФ Советского Союза внес достойный вклад в Победу над агрессорами.
Еще в апреле 1944, когда все понимали, что война заканчивается, но еще никто не знал, когда это произойдет, Главное Управление ГВФ издало приказ "О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в Гражданской Воздушном Флоте, о разработке плана развития ГВФ в мирное время". Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объема авиаперевозок приходилось на долю "гражданских" рейсов. Началось возрождение гражданской авиации, практически, кровеносной системы огромной страны. 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"