Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шапоренко А. В., Самсонов А. В. Револьверы, пираты и десять пудов серебра! // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1489

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Транспорт

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

А.В. Шапоренко, А.В. Самсонов

РЕВОЛЬВЕРЫ, ПИРАТЫ И ДЕСЯТЬ ПУДОВ СЕРЕБРА!

Документально-криминальный краеведческий очерк

Часть первая: Багаевская пристань 100 лет назад

Вечером 17 августа 1913 года к пристани донской станицы Багаевская пришвартовался большой мелководный, оборудованный крытым помещением для пассажиров III (низшего, самого дешевого по стоимости билетов) класса пароход Елпидифора Трофимовича Парамонова. На корме красовалось имя судна «Петръ». Плата за проезд пассажиров против предыдущих лет была значительно уменьшена, сказывалась горячая конкуренция множества речных пароходств.  Пароход шел вверх реки, а в специальном сейфе «Петра» лежало жалованье для рабочих мельниц Елпидифора Парамонова в верховьях Дона (ни много, ни мало восемьдесят тысяч целковых). Для удобства расчета, сумма была разделена на мешки с ассигнациями, медной, разменной монетой и серебряными полтинниками и рублями.  Пассажиров душило традиционное в данную пору  августовское марево.

К слову сказать, «империя» Парамоновых внушала трепет, семья владела мельницами, зерновыми ссыпками, пароходами, клубами и многим другим. И неподалеку от багаевской пристани, между прочим, на незатопляемом месте за Волковым ериком (весьма глубокое и полноводное в свое время русло бывшей реки), стояла кирпичная вальцовая мельница с паровым двигателем, а неподалеку – кирпичный же клуб, принадлежавший, в том числе и владельцу пароходства Елпидифору Парамонову [1].

И вдруг случилась экспроприация. Таким термином стало модно в начале XX века называть принудительное изъятие имущества частных лиц [2]. Газеты мгновенно отреагировали на чрезвычайное происшествие. Сумма изъятого считалась в те времена астрономической! Судите сами: строевая лошадь в оценивалась в 150 рублей (можно было снарядить пять сотен кавалеристов); баранина за пуд – 7 рублей (свыше 180 тонн мяса); масло коровье за пуд 14 рублей [3].

Первым откликнулось на пиратскую сенсацию влиятельное ростовское издание «Приазовский край» (выходившее в прежние времена под именем «Донское поле»).

Уже 18 августа газета под заголовком «Экспроприация»  кричала: «В ночь на 17 августа близ станицы Багаевской было произведено дерзкое ограбление Парамоновского парохода «Петръ», шедшего под командой капитана Панкова» [4].

Остальные издания в погоне за сенсацией нередко путали факты, добавляли для яркости, выдумки, выдавая переживания журналистов за эмоции очевидцев, произошедшего ограбления.

Но у нас есть шанс разобраться со всем по  порядку! Дело хоть и вековой давности, но громкое, со всеми оттенками и привкусом современного Голливуда! В сравнении с журналистами прошлого века у нас есть некие преимущества! Нам знакома местность, пусть и в конфигурации прошлого века, у нас есть карты (современные и старинные), у нас есть некое знание истории родной станицы, знание топонимики, а также есть Интернет и некоторые другие технологии!

По словам очевидцев, около 9 часов вечера товарно–пассажирский пароход  «Петръ» отошел от пристани станицы Багаевской, направляясь вверх по Дону. Когда пароход прошел мост, отстоящий от пристани в полутора верстах, внезапно в разных местах парохода случилось [5]…

Вы удивитесь, но в отличие от сегодняшнего дня станица Багаевская имела-таки свой, пусть и наплавной, но собственный разборный мост, соединявший оба берега Дона. Владело мостом станичное правление. Оно в свою очередь отдавало мост в аренду богатому казаку. Арендатор отвечал за ремонт и функционирование моста, а также за взимание платы с проходящих пароходов. Для осуществления судоходства  часть моста разбирали. За пропуск судна мостовщик брал плату наличными или ловил специальный шар с отличительными метками пароходства [6].

 

Пивная тема ограбления

«Петръ» в ту пору производил очередной рейс до Цымлянской станицы. При этом он находился в жесткой конкурентной гонке с пароходом «Венера», принадлежавшему Андрею Гавриловичу Пустовойтову. «Венера», причалив к багаевской пристани, оперативно сдала положенный груз, осуществила последний гудок и скрылась в вечерних сумерках. «Петръ» предполагал поступить так же, желая опередить конкурирующую фирму уже до следующей станицы. Но к администрации парохода обратилось несколько человек, убедительно прося задержать судно, так как они еще не успели выкупить присланные им из Ростова несколько ящиков пива. У нас, как у пытливых исследователей и немного детективов, возникает закономерный вопрос: «Зачем пассажирам, следующим из Ростова самым быстрым на то время и самым дешевым транспортом, выкупать ростовской же пиво в станице Багаевской? Мало, что непонятно, настораживает, знаете ли!» В продолжение пивной темы заметим, что четырьмя часами ранее в Багаевскую въехал черный автомобиль, остановившись у пивной на Базарной площади. Базарная улица, упирающаяся в одноименную площадь, сейчас называется улица Мичурина [7]. Позднее, будет выяснено, что пассажиры черного автомобиля останавливались у Багаевского огородника. Потом любители прокатиться с ветерком зашли в пивную, сама же «чертова карета» переправилась по мосту на противоположный берег. Все пассажиры, по сведению очевидцев, обликом были восточного типа.

Автомобиль же «носил» модный лаково-черный окрас. Шофер с одним из пассажиров в 6 вечера направился к станице Бессергеневская. Не доехав до неё, он остановился около огородов, недалеко от Дона. На вопрос сторожа, что им здесь  нужно, они ответили, что станут ждать пассажиров с парохода.

В 1913 году возле моста через Дон на площади находились шесть харчевен и двенадцать пивных  кабачков [8]. Разузнать, в какую именно из шести пивных вошли таинственные незнакомцы – мы сказать не имеем возможности!

Возвращаясь к нашему судну – герою, можем сказать, что, несмотря на спешность конкурентной обстановки, администрация парохода дала добро любителям ростовского пенного напитка, и «Петръ» задержался у пристани еще на полчаса [9].

 

Револьверные выстрелы

В начале XX века пристань находилась ниже современного парома, перед разборным мостом, остатки которого мы можем наблюдать у нынешней переправы. «Петръ» отчалил, миновал мост и прошел все более или менее освещенные и людные пункты. Дело в том, что через версту с небольшим пути, станицу и пароход из зоны видимости вывел остров Буян, находящийся посреди двух русел Дона! Сейчас – это достопримечательность станицы и любимое место отдыхающих, рыбаков и влюбленных [10].

Вдруг раздалось несколько револьверных выстрелов, приведших пассажиров в такую панику, что ни один из них не рискнул даже двинуться с места.

Плач  детей, истерические крики обезумевших женщин и непрерывающиеся выстрелы приводили в неописуемый ужас самых смелых из пассажиров [11]. Ужас усиливался еще и тем, что пароход моментально был остановлен, и никто не знал, что происходит.

Между тем, по другой версии, более вероятной, пираты вовсе вели себя не так и стали успокаивать публику, уверяя, что никого не тронут [12]. К тому же устраивать беспорядочную пальбу было бы опрометчиво, ведь это вызвало бы мгновенную тревогу береговых служб!

 

Жертва

Только бывшие в общей рубке 1-го класса и капитан парохода были свидетелями дерзкого вторжения нескольких молодых людей в масках. Нападавшие, произведя череду выстрелов вверх, направили дула револьверов на капитана, приказав ему немедленно последовать за ними и указать место, где находились деньги [13]. Принудив капитана потушить огни и остановить пароход, грабители принялись искать деньги [14]. Вынужденный под страхом смерти повиноваться требованиям злоумышленников, капитан все же имел мужество заявить им, что чужие деньги он отдать не может.

Тогда двое из экспроприаторов ворвались в каюту, где хранились деньги, отобранными у капитана ключами открыли ящики и, забрав все находящиеся в них деньги, приказали капитану немедленно последовать на верхнюю палубу.

Потом найдутся очевидцы, которые во время всего этого драматического действия заметили на новочеркасском берегу огни поджидающего автомобиля, который, обнаружив себя, потушил огни и дал тягу.

Тем временем вахту держал первый помощник капитана Митропольский. Ему  грабители предложили оставаться на капитанском мостике и не сходить с него без их разрешения. Один из пассажиров, не пожелавший исполнить какого-то незначительного требования пиратов, ударом кулака был сбит с ног. Испуганный пассажир оставался лежать на вышке парохода до ухода грабителей. Налетчики, уходя вниз и видя, что помощник капитана сошел с мостика, произвели четыре или пять выстрелов, тяжело его ранили [15].

 

Приключение капитана Панкова

Подвести пароход к тому месту, куда хотели грабители (займище, за которым имелась дорога на Новочеркасск), не было возможности, так как на команды капитана никто из машинного отделения не отвечал.

Ограбив пароход, разбойники потребовали немедленно причалить к левому берегу (журналисты прошлого века не учитывают известную терминологию: левый и правый берег определяется не от движения судна, а от течения реки!), видимо, имея в виду скрыться в займище, но случилось иначе! Пока пираты обшаривали в темноте пароход, машинист и его помощник спрятались. Машинист, к примеру, устроился на лопасти колеса, пароход же, предоставленный течению, постепенно повернулся назад. Грабители, памятуя, что им надо высадиться на новочеркасскую сторону берега, стали требовать шлюпки [16].

Для выполнения этого поручения, капитан стал звать на помощь матросов, но последние на его зов не откликнулись: перепуганные происходящим они попрятались, кто куда мог, а большая часть из них была грабителями заперта в темном трюме, где они находились после отхода парохода от пристани. Когда шлюпка с большим трудом была спущена на воду самим капитаном, налетчики в числе семи человек, прыгнули в нее, захватив с собою капитана и двух матросов, которым и приказано было грести, как им казалось, к новочеркасскому берегу реки. Капитан и матросы нужны были еще и как заложники. Пираты предполагали, что оставшаяся прислуга не поднимет тревоги. Отъезжая от парохода, бандиты произвели несколько выстрелов (сомнительно), на которые с берега был получен ответ (видимо, сообщниками).

Пароход был остопорен и предоставлен сам себе. Дул сильный северо-восточный ветер, и пароход развернуло, а пираты этого не заметили и направились неверным курсом. Пассажир автомобиля ждал пиратов, подавал сигналы револьверными выстрелами и ракетами, но после знаков тревоги, скрылся.

 

Пиратская драма

 По одной из версий, дождавшись момента, когда шлюпка отошла от парохода на значительное расстояние, оставшийся на пароходе второй помощник стал давать тревожные свистки, повернув пароход обратно в станицу Багаевская.

 Капитан в темноте выдернул из дна лодки «чоп» - в лодку стала набираться вода!  По другой версии флибустьеры чуть не затонули потому, что по незнанию не закрыли отверстия для дождя [17]. Грабители спросили его, почему в лодке вода! Капитан заявил им, что в лодке есть щели. Тогда пираты приказали ему немедленно причалить лодку к островку. До внимательного прочтения данных документов мы и не знали, что шлюпки, что речных, что морских судов имеют специальные дренажные  отверстия, снабженные соответствующими пробками. Их назначение заключается в том, чтобы лишить возможность шлюпкам набирать дождевую воду [18]. Здесь возникает неясность:

1) в темноте среди неразберихи дренажные пробки просто забыли вставить

2) сам капитан проявил героизм и выдернул «чоп». Так или иначе, подтопление лодки спасло капитана.

Согласно этой версии, капитан вернулся на пароход и повел его обратно к станице Багаевской. Немедленно было дано знать о случившемся происшествии полиции, пароход был задержан в Багаевской до 12 часов дня 18 августа.

«Донские областные ведомости» от 21 августа утверждали, что «…на пароходе находилось денег 68 тысяч, пересылаемые из Ростова в станицу Константиновскую фирмою Парамонова для своих операций. Кроме того, одним из пассажиров, имевшим при себе денег 8 тысяч рублей были сданы в кассу парохода на хранение. Всего, следовательно, на пароходе было 75 тысяч рублей» [19].

На шлюпке разыгралась драма. Воры увидели, что попали с переполненной водой и деньгами лодке совсем не к тому берегу реки Дон! Они начали угрожать матросам и капитану, заставив их нести мешки с серебром и, карабкаясь по обрывам и кустарникам. При этом грабители то и дело освещали их электрическими фонариками.

 

Пароход «Москва»

Свистки «Петра» были услышаны шедшим снизу пароходом «Москва», который ускоренным ходом все же подошел к пристани, где уже стоял «Петръ» с панически перепуганными пассажирами и командой. Тяжело раненный первый помощник капитана Митропольский был перенесен на пароход «Москва». У него оказалось несколько пулевых ран в области живота. Когда пароход «Москва» был уже готов к отходу в Ростов с роковым известием, с отмелевой косы у острова вдруг раздался крик о помощи. Моментально группа матросов и береговой полиции была отправлена на крик.

Каково было удивление матросов, когда они узнали в кричавшем человеке своего капитана. Как вы заметили, такая информация противоречит версии, что капитан немедленно вернулся на пароход и повел его к причалу станицы Багаевской. Таких противоречий в журналистских отчетах пруд пруди!

 

Рассказ капитана Панкова

По данной версии капитан тут же рассказал, что  речные пираты не смогли попасть на берег со стороны Новочеркасска, так как они оказались дезориентированы и при помощи сильного течения прижаты к острову Буян, где они и высадились, не отпуская капитана и матросов [20]. Когда же разбойники вошли в густой кустарник, капитан, воспользовавшись сильной темнотой, ускользнул от них и, будучи хорошо знаком, с расположением острова, нашел длинную песчаную косу, откуда и были услышаны его крики.

Издание, со слов капитана Панкова, пишет: «…пользуясь тьмой, он скрылся в кустах неподалеку от места, где находились разбойники, и слышал весь разговор последних. Пираты выражали сожаление, что с самого начала не прикончили капитана. Предлагали капитана найти и убить, но руководитель шайки заявил, что капитана убивать не за что! Надо заботиться о себе!»

 

Брошенные пуды серебра

Беглецов страшно затрудняли два мешка с серебряными деньгами и один с медными. Чтобы облегчить себя, экспроприаторы бросили один мешок с серебром в Дон около острова Буян и другой – в соседний лиман, рассчитывая найти их после бегства; мешок же с медными деньгами (как предмет менее дорогой) ими был брошен на острове. Таким образом, недостающие 10-11 тысяч рублей частью находятся на дне Дона и Лимана, а частью растеряны [21].

Очутившись на острове, двое пиратов отправились вплавь к станице Багаевской и на берегу станицы нашли так необходимую им лодку. На ней они возвращаются к товарищам и переправляют компанию на станичный берег. Нам, как следопытам – детективам, видится, что рейсов лодки пришлось делать либо несколько  (это вам не шлюпка парохода, что может выдержать 10 человек). Таким образом, в зависимости от количества лодок и вместимости могло быть и 3 и 4 и 5 лодочных заплывов! Либо группы пиратов действовали разрозненно и самостоятельно и отдельно друг от друга переправлялись с острова на берег станицы Багаевской! В пользу последней версии свидетельствует и тот факт, что ловили грабителей по частям и в разных местах.

 

Погоня за пиратами

«Тут же была снаряжена погоня за грабителями!»- пишет газета. Но мы - то понимаем, что настоящие, действенные поиски в условиях темной августовской ночи были просто невозможны, оставалось ждать утра.  К тому же в Багаевском юрте на тот момент числятся лишь шесть полицейских [22], которых нужно еще было мобилизовать в условиях ночи и площадей юрта! А им противостояли семеро горячих кавказцев (по рассказам очевидцев, все экспроприаторы имели внешность грузин, вооруженных и отчаянных!)

До самого ухода парохода «Москва» (по другой версии, сам «Петръ» вернулся в Ростов) ничего не было известно о судьбе двух захваченных ими матросов. Первоначальная названная сумма, захваченная экспроприаторами, достигала 75 тысяч рублей.

На поиски грабителей поднята на ноги вся окружная полиция [23] (в окрестности станицы все шесть).

В 5-6 часов утра на остров Буян направилась партия казаков, а к 10 часам утра 17 августа в станицу прибыли окружной атаман Черкасского округа генерал-майор Иван Андреевич Берладин [24]  и жандармский полковник Домбровский  со  взводом казаков 1-й отдельной сотни, которые были разбиты на группы и направлены к хуторам Ажиновскому и Елкиновскому.

На острове Буян казаки тотчас окружили заросли и кустарники, приближаясь к центру со всех сторон кольцом. На пути, однако, они никого не встретили, но нашли мешок с медными деньгами, матросский костюм и кобуру от браунинга.

Раненый помощник капитана Митропольский, тем временем, по дороге в Ростов скончался.

 

Газетная истерия

Дорогой наш читатель! Если верить порядку происходящих событий, описанному в газетах про поимку пиратов у нашей станицы, то выходит следующее:

  1. Из Новочеркасска  приехали чины следственной власти. Пока удалось арестовать трех грабителей, отобрано у них, по слухам, лишь 29 тысяч рублей. Эти трое были задержаны в нескольких верстах от станицы Багаевской, а четвертый попался на пароходе; один назвал себя Думбадзе. Предполагается, что они успели перебраться с острова Буяна на берег и здесь отстали от бежавших товарищей. Другая газета описывает это событие так: Под хутором Елкин благодаря мальчику подростку были пойманы первые трое. Они сидели вблизи хутора под деревом. При них было обнаружено 29 тысяч рублей. Сопротивления арестованные не оказали, но и в ограблении не сознались.
  2. Вчера в 12 часов дня получено сообщение из станицы Багаевской, что захвачены и остальные участники ограбления парохода. Устанавливается причастность двух матросов, которые задержаны в двух соседних хуторах, в 30 верстах от станицы Багаевской. У матросов отобрано свыше 10 тысяч рублей. Трое задержанных грузин не признали себя виновными в нападении на пароход. Найденные при них 20 тысяч рублей, по их заявлению, принадлежит им; впрочем, другой задержанный сказал, что он 14 тысяч рублей нашел на берегу реки Дон, а остальные заявляют, что около 6 тысяч рублей они имели у себя до приезда в станицу Багаевскую.
  3. Между хуторами Кудиновым и Ажиновым казаки нагнали еще двоих. И эти экспроприаторы были взяты без сопротивления. У них отобрано около 17 тысяч рублей.
  4. В хуторе Карповском были арестованы два матроса. У них отобрано около 400 рублей. Матросы также отрицали свою причастность к шайке: - Деньги мы нашли, заявляют они, - на берегу Дона и не могли их бросить, зная, что они принадлежат хозяину, господину Парамонову.
  5. Вчера с конным нарочным сообщили в Новочеркасск, что из всей суммы, похищенных денег, 45 тысяч рублей найдены на острове Буян. Экспроприаторов четыре человека арестованы; трое доставлены в Новочеркасск связанными под сильным конвоем, четвертый остался в станице Багаевской для допроса.
  6. Погоня за остальными двумя или тремя грабителями продолжается. Есть основания предполагать, что остальные деньги будут найдены, а также будут задержаны и экспроприаторы [25].
  7. Слух о задержании недалеко от станицы Багаевской трех молодых людей, у которых при обыске оказалось 28 тысяч рублей, подтверждается сведениями багаевских полицейских чинов.
  8. «Донские областные ведомости» кратко пишут 20 августа следующее резюме: «Участники ограбления парохода «Петръ», в числе 7 человек, задержаны товарищем прокурора, окружным атаманом и начальником жандармского управления недалеко от станицы Багаевской. Из них трое, задержанные в камышах, а в тот же день вечером задержаны в хуторах и остальные четверо. Пираты лично привезены товарищем прокурора на автомобиле в Новочеркасск. Все задержанные – очевидно, кавказцы» [26].

Когда мы попытались систематизировать такой противоречивый материал, поначалу, потерялись! Пришлось строить таблицу, где все по полочкам!

 

Каламбуры печати и астрономические суммы

 

Автомобильные страсти и подозрения в соучастии

Возникли подозрения, что в ограблении принимали косвенное участие лица, принадлежащие к команде парохода или  вообще к фирме Парамоновых, так как перевозка значительных денежных сумм обычно производится втайне.

Один из совладельцев фирмы «Братья Парамоновы» неделю назад катался на автомобиле № 83. Где был автомобиль в момент ограбления, пока остается загадкой, несомненно, лишь то, что грабители не смогли воспользоваться автомобилем для бегства. Они вынуждены были некоторое время задержаться на острове Буяне, там они попали в овраг и растеряли захваченные на пароходе деньги (нам известен один большой овраг, вернее даже не овраг, а низина с целым озером – озером Чертовым на острове Буяне).

По подозрению в причастности к дерзкому ограблению 17 августа в поезде из Новочеркасска в Ростов чинами железнодорожной полиции был задержан шофер Василий, служащий у купца Королькова. После допроса, за неимением явных улик, шофер был отпущен. Другого шофера Королькова А. Сизова, исчезнувшего после странного появления с измятым автомобилем на другой день ограбления, искали несколько дней. Из бесед с хозяином гаража Брусиловским, у которого стоял отобранный у пьяного Сизова автомобиль Королькова выяснилось, что А. Сизов за все время службы своим безупречным поведением никогда не давал никаких поводов к какому-либо подозрению. Водки Сизов не пил совсем, и крайне странным явлением становится пьяное состояние утром 17 августа. По мнению Брусиловского, он производил впечатление скорее одурманенного, чем пьяного. Расследование дела указанных шоферов привело в тупик.

Сообщают, что бежавший в Ростов шофер Сизов задержан, но позже отпущен.

Допрос задержанных шоферов не внес новых данных для выяснения происшедшего. Подозрительным кажется один из них, который дает противоречивые показания. По его словам, автомобиль наняли во время его стоянки у питомника вышедшие из Балабановской рощи пятеро прилично одетых молодых людей, согласившихся за поездку до Новочеркасска заплатить 50 рублей. Они внесли 5 рублей задатка. На допросе он первоначально заявил, что не получил остальных денег с пассажиров, которые оставили его ждать их. Затем, делясь впечатлениями поездки, он обмолвился о том, что ему платили деньги во время остановки у какого-то мостика.

На самом деле шофер автомобиля для бегства пиратов имел имя Мартэн. За 2 часа до прихода «Петра» он и его сообщники приехали в станицу, одного из участников оставили с шофером. По плану, автомобиль должен был следовать берегом за пароходом. При следовании на пароходе пираты обменивались условными сигналами с автомобилем.

 

Кем же оказались экспроприаторы

Первые же сообщения о случившемся заявляют, что пираты – кавказцы, позднее их иначе как «грузинами» не называют. Младшему из них 23-24 года, а старшему – от 30 до 45 лет.

Все они – жители Ростова. Почти все они отрицают свою причастность к сенсационному преступлению. Если и дают показания, то уклончивые! Один из них был купцом 2 гильдии, содержавший сад «Палермо». Другой задержанный служил официантом в гостинице «Европа», остальные в большинстве своем служили в ростовских гостиницах официантами [29].

Первоначально Поименно экспроприаторы выглядят так:

1) купец 2 гильдии Варфоломей М. Метровели атлетического телосложения с бородкой «буландже», самоуверенный и развязанный, колоритный с большим характером

2) А.К. Елбакидзе – повар (признался)

3) О.П. Пеланьянц приезжий из Тифлиса (признался)

4) Размадзе (признался)

5) Савани - кондитер

6) М.И. Пирцхалайшвили, самоуверенный и развязанный, колоритный с большим характером

7) Георгий М. Думбадзе, самоуверенный и развязанный, колоритный с большим характером

8) Нерон Тшахалашвили

9) Евгений Мартэн Геберер - шофер автомобиля, принадлежавшего господину Раковскому

10) Егор Тимофеевич Рябухин - матрос за «сотрудничество» вместе с товарищем получили 500 рублей, на момент задержания потратили 100 рублей, вводя в заблуждение погоню, они бросили на пути часть своей одежды.

11) Александр Акимов Зулитов – матрос. Свой уход в хутор Карповский они объясняют принуждением со стороны грузин. Случилось это 18 августа в 9 часов утра [30].

Как мы видим, загадки не заканчиваются! Мы полагаем, что первые вести «по горячим» следам, путанные и неправдоподобные. Вполне возможно задержанные называли вымышленные имена. Куда правдоподобнее правая колонка, Рамадзе, Савани, Нерон Тшахалашвили – фамилии вымышленные. Обстоятельства задержания шофера нами не найдены, но это произошло совсем скоро, следом за задержанием семерых непосредственных исполнителей грабежа.

Задержанные грузины и матросы имели жалкий вид… По одной версии, задержанные были переодеты в нищенский костюм, изображая из себя бродячих стариков; по другой – на них были щегольские костюмы, что, собственно, и бросилось в глаза встретившимся им полицейским чинам. Впрочем, даже по нижеуказанным снимкам задержанные на бродяг обычных и жалких вовсе не похожи.

1)  В 10-12 верстах от станицы Багаевской, а именно в хуторе. Елкин задержано в 12 часов дня 17 августа трое грузин с 29 тысячью рублей.

2)  в 5 вечера 17 августа в хуторе Кудиновском были задержаны два грузина с 16 тысячью рублей

3) В хуторе Карповском пойманы два матроса со 100 рублями

4) А в  хуторе Максимовском задержаны еще два грузина с 20 тысячами рублей.

Итого официально найдено у преступников 65 тысяч 100 рублей. Мешок с медной монетой, конечно - же, не покрывает недостающих средств. И 10 – 11, а по другим сведениям 8 тысяч серебром – не найдены!

Вероятность найти серебро купцов Парамоновых низка, но присутствует!  Вряд ли след 100 летнего клада не нашли раньше. Стоимость металла в серебряном рубле на данный момент 750 рублей (18 грамм). Это в условиях, что монеты совсем потеряли вид. На самом деле среди парамоновских монет могут встречаться и экземпляры, интересующие любителей нумизматики: там цены на порядок выше! Остается добавить, что остров Буян нашпигован металлом разного порядка, (и советский туристический мусор и фронтовой металл). Непосредственно на острове боев в 1942 – 1943 годах не происходило, но линия обороны РККА осенью и зимою 1941 года была организована основательно (до сих пор об этом свидетельствуют следы окопов). Станица и переправа подвергалась жестокой бомбардировке [31] .

В разное время тема грабежа парохода «Петр» поднимали различные издания[32] и [33]. Нам же видится еще одно увлекательное путешествие в нашу историю! В подготовке материала использованы в том числе, ресурсы Донской Государственной Публичной Библиотеки, которой мы выражаем глубочайшую признательность.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. История земли Багаевской : очерки истории и культуры / А. Ф. Рыбалкин, В. Э. Кононенко, Г. В. Пиманова, В. А. Бузняков. [Изд. 2-е, доп.]. ст-ца Багаевская (Рост. обл.) : [Комплекс], 2003. С. 52.
  2. Экспроприация // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.  СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/118324/Экспроприация
  3. История земли Багаевской. С. 41
  4. Экспроприация // Приазовский край. 1913. 18 авг. (№ 215). С. 4.
  5. Там же.
  6. История земли Багаевской. С. 49
  7. История земли Багаевской. С. 54
  8. История земли Багаевской. С. 50
  9. К ограблению парохода «Петр» // Приазовский край. 1913. 19 авг. (№ 216)
  10. Шапоренко А. В. Остров сокровищ или остров влюбленных // Светлый путь. 2008. 11 июля (№ 90-92).
  11. К ограблению парохода «Петр» // Приазовский край. 1913. 19 авг. (№ 216).
  12. Вооруженный грабеж парохода на Дону // Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  13. К ограблению парохода «Петр» // Приазовский край. 1913. 18 авг. (№ 215).
  14. Вооруженный грабеж парохода на Дону // Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  15. К ограблению парохода «Петр» // Приазовский край. 1913. № 216 (19 авг.)
  16. Вооруженный грабеж парохода на Дону // Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  17. Вооруженный грабеж парохода на Дону // Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  18. Корабельные шлюпки. Такелаж // Верфь на столе. URL: http://www.shipmodeling.ru/content/structure/detail.php?ID=1027
  19. Вооруженный грабеж парохода на Дону // Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  20. Экспроприация // Приазовский край. 1913. 18 авг. (№ 215).
  21. К ограблению парохода «Петръ» // Приазовский край. 1913. 21 авг. (№ 218).
  22. История земли Багаевской. С.58
  23. Экспроприация // Приазовский край. 1913. 18 авг. (№ 215).
  24. Берладин Иван Андреевич // Русская императорская армия. URL: http://regiment.ru/bio/B/571.htm
  25. К ограблению парохода «Петръ» // Приазовский край. 1913. № 216 (19 авг.)
  26. Донские областные ведомости. 1913. 20 авг. (№ 180).
  27. К ограблению парохода «Петръ» // Приазовский край. 1913. 20 авг. (№ 217).
  28. К ограблению парохода «Петръ» // Приазовский край. 1913. 21 авг. (№ 218).
  29. Донские областные ведомости. 1913. 21 авг. (№ 181).
  30. К ограблению парохода «Петръ» // Приазовский край. 1913. 22 авг. (№ 219).
  31. История земли Багаевской. С. 108.
  32. Ашотов К. Корсар Кобо // Наша версия. 2016. 18 янв. (№ 2).
  33. Косточкин Н. Мимо острова Буяна //Аргументы и Факты. 2008. 22 окт. (№ 43).


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"