Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сидоренко В. Т. Ожившая фотография // Донской временник. Год 2012-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. 20. С. 167-168. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1138

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2012-й

Транспорт 

 

ОЖИВШАЯ ФОТОГРАФИЯ

фотография по случаю двадцатипятилетия службы А. Ф. Семёнова в образовательной системе Владикавказской железной дороги

Из архива П. О. Липовко-Половинца

Недавно в одном из периодических изданий за 1912 год мне встретилась любопытная фотография. В числе запечатлённых на ней моё внимание привлекли лица в форменных одеждах ведомства путей сообщения. Как следовало из сопроводительного текста, все эти люди собрались по случаю двадцатипятилетия службы А. Ф. Семёнова в образовательной системе Владикавказской железной дороги. Снимок, тусклый, размытый, я не стал воспроизводить в своей книге о дореволюционной истории Северо-Кавказской железной дороги, которую готовил тогда к печати. Надеялся со временем разыскать подлинник. И помог счастливый случай.

Однажды мы с профессором Петром Османовичем Липовко по телефону условились о встрече. После обмена дежурными фразами Пётр Османович вынул из папки именно то самое, превосходно сохранившееся фото большого формата. Зная о моих занятиях, он хотел узнать, когда и по какому поводу собрались все эти лица и, может быть, установить фамилии. Фотокарточка перешла к нему по наследству от бабушки Екатерины Борисовны Хетагуровой (сидит в первом ряду, третья справа), служившей в дореволюционные годы учительницей железнодорожной школы.

В моём архиве к тому времени накопилось немало материалов по истории дороги и десятки портретов железнодорожных деятелей тех лет. Они и помогли мне распознать на фотоснимке некоторых из них: Эдуарда Брониславовича Кригера-Войновского, управляющего Владикавказской железной дорогой (в середине первого ряда, в тёмном костюме и шляпе, опирается на трость); Михаила Елевферьевича Правосудовича, начальника службы тяги (стоит во втором ряду чуть правее Кригера-Войновского, в белом форменном костюме и фуражке); Афанасия Михайловича Жданова, заведующего технической частью по нефтяным устройствам (стоит в последнем ряду, седьмой слева, в белом костюме и тёмной шляпе); Александра Федотовича Семёнова, виновника торжества, заведующего учебной частью дороги (сидит в первом ряду без головного убора, в окружении женщин).

Судя по всему, среди собравшихся находились служащие Владикавказской дороги из Общества просвещения, учителя железнодорожных школ и другие лица, причастные к образовательно-просветительской деятельности.

Владикавказская дорога, открывшаяся в 1875 году, к началу XX столетия представляла собой разветвлённую железнодорожную сеть – от Чёрного моря до Каспия, от излучины Дона до предгорий Кавказа. Её протяжённость достигала 2300 вёрст. Работники (общее их число превышало 40 тысяч) проживали в основном в железнодорожных посёлках и путевых домах, разбросанных по линии, на удалёнии от крупных населённых пунктов. По этой причине большинство детей железнодорожников нигде не училось. Но даже и семьи, проживавшие в городах, не всегда могли определить детей в частные школы (высокая плата за обучение, ограниченное число вакансий).

И Правление акционерного общества Владикавказской дороги в Санкт-Петербурге в середине 1880-х годов принимает решение: за счёт собственных средств начать строительство ведомственных школ – прежде всего на крупных станциях, а для проживания ребят с линии открывать общежития.

Первые начальные школы появились в 1886 году на станциях Минеральные Воды и Кавказская. В последующем – в Новороссийске (1891), Тихорецкой (1893), Батайске (1894), Крыловской (1895), Грозном (1897), Екатеринодаре и Беслане (1898). К 1912 году уже имелось двадцать три начальных училища, одно реальное, одно коммерческое и две гимназии. Обучалось в них около семи тысяч детей. По числу ведомственных школ и постановке учебно-воспитательного дела Владикавказская железная дорога считалась одной из лучших в России. 1 июля 1910 года на станции Тихорецкая открылся сиротский приют для призрения и воспитания детей бывших работников дороги. При каждом училище были библиотеки. Преподавателей насчитывалось 244 человека. Содержались училища за счёт железной дороги (в 1914 году на них ушло 175,5 тысяч рублей, тогда как сбор платы за обучение составил 12,3 тысячи).

Образовательной системой на железной дороге ведали Учебный отдел и Общество просвещения. Общее руководство и координацию осуществлял Учебный комитет, возглавляемый управляющим дорогой. В отношении же методики и практической постановки учебно-воспитательной работы все школы состояли под наблюдением территориальных дирекций народных училищ и учебных округов Министерства просвещения, в пределах которых они располагались.

Александр Федотович Семёнов начинал свою педагогическую деятельность в 1871 году в возрасте двадцати лет учителем рисования, черчения и чистописания Пятигорской классической прогимназии; продолжил службу в той же роли во Владикавказском реальном училище. В 1877 году уже сложившимся педагогом перевёлся на железную дорогу и вначале служил заведующим общежитием во Владикавказе. Как специалиста, в 1880-е годы Семёнова привлекли к работе по организации учебной части в системе железной дороги. Он принимал участие в подборе преподавательского состава и налаживании учебного процесса в новых школах. Когда в управлении дороги был создан учебный отдел, его возглавил именно Семёнов – на долгие годы.

Не случайно его юбилей собрал интересных людей. Открытые живые лица, которые смотрят на нас с «юбилейной» фотографии, полны достоинства. Видно, что каждый уверен в необходимости и важности дела воспитания подрастающего поколения, – дела, которому многие из них посвятили лучшие годы своей жизни.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"