Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

История промышленности / Ростовская область

В. А. Мякинченко

ДМИТРИЙ ПАСТУХОВ И ЕГО ДЕЛО

Дмитрий Александрович Пастухов — одно из славных имен России, олицетворяющее развитие железоделательной промышленности на юге России и судостроения на Дону во второй половине XIX в.

Родился Дмитрий Пастухов на Покрова, в Ярославле, в семье потомственного почётного гражданина А. М. Пастухова и был младшим сыном — после Ивана (1838-1904) и Николая (1842-1877). Он получил хорошее домашнее образование, а затем окончил Петербургскую коммерческую школу Святой Анны. Школа дала неплохой запас общеобразовательных и специальных знаний, её выпускники владели двумя европейскими языками. Отец Александр Матвеевич рано стал привлекать пятнадцатилетнего подростка к своему купеческому делу. Дмитрию оно нравилось. Наделённый от природы живым, практическим умом, Пастухов с интересом постигал предпринимательскую премудрость.

После смерти отца он получил наследство — капитал и недвижимость, и с братом Николаем уехал в Петербург, где оба стали одними из учредителей Волжско-Камского коммерческого банка, крупнейшего акционерного банка России, который в основном занимался кредитованием волжской торговли и сбытом хлеба. Иван и Николай посвятили себя купеческому делу, Дмитрий пошел по пути промышленника.

Пореформенные годы — время необычно энергичной и разносторонней деятельности Пастухова. 24-летний предприниматель обращает взор на Юг России, в край, богатый каменным углём и железной рудой, где велось строительство железных дорог. Узнав, что в Америке чугун выплавляют на антраците, он задумал основать близ станции Сулин (ветка Воронеж — Ростов) доменное производство на антрацитовой плавке и железопрокатный завод. Пастухов приобрёл прилегающие к Сулину антрацитовые копи и в 1869 г. обратился в правление Области войска Донского с просьбой «отвести ему участок земли для устройства завода».

Войсковое правление в декабре 1869 г. позволило Пастухову занять участок земли в 312 десятин в аренду сроком на 99 лет, а в мае 1870 г. на это дал согласие и Александр II. Через месяц была выделена земля «для устройства потомственным почётным гражданином Д. А. Пастуховым чугуноплавильного и железоделательного завода и для добычи железных руд и антрацита» — так записано в межевой книге.

Пастухов строил завод без каких-либо правительственных субсидий и льгот. Только в сентябре 1872 г. была задута первая доменная печь. Увы, печь прогорела. Пастухов вновь энергично взялся за дело, и спустя полтора года печь заработала, впервые в Европе — на антраците, а не на коксе.

Одновременно с доменным производством в строй вступили прокатный, литейный, костыльный и огнеупорный цеха. Продукция завода отличалась высоким качеством. С января 1874 г. по заказу Морского министерства начался прокат сортового железа на Грушевском антраците.

Сулинский завод был самым крупным промышленным предприятием на Дону. К 1890-м гг. на нём работало около двух тысяч рабочих и производилось более 60% промышленной продукции Области войска Донского. Однако не всё ладилось. Доменное производство работало с перебоями, и потому завод больше производил в основном передельное железо.

Дмитрий Александрович всё время стремился расширять возможности своего дела. Он живо интересовался всем, что происходит на свете, следил за научными и техническими открытиями. Ещё в 1871 г. Пастухов купил в Ростове-на-Дону у купца Ященкова небольшой чугунолитейный, а через восемь лет механический завод у купца Фронштейна. Заводы Пастухов объединил, обновил и приспособил для выпуска заводских и углеподъёмных паровых машин и механизмов, паровых катков, а также разного рода железнодорожных принадлежностей: поворотных кругов, гидравлических колонн, стрелочных перевозов и пр.

В начале 80-х Пастухов налаживает ежедневный выпуск чугунных водопроводных труб как на Ростовском, так и Сулинском заводах, — труб отличного качества, весом свыше тысячи пудов. Из них были построены водопроводы в Москве, Херсоне, Измаиле, Каменске, Нахичевани-на-Дону и станице Каменской. Для одного только Московского городского водопровода было доставлено труб на сумму свыше миллиона рублей. Кроме того, заводы Пастухова выполняли заказы по изготовлению и поставке мостов в Тифлис, Туапсе, Новочеркасск, а также стропил для Тифлисского театра и крытого рынка в Ростове-на-Дону.

За активную деятельность по развитию железоделательной промышленности на Юге России Д. А. Пастухов был награждён орденом Святого Владислава 1-й степени, а за экспонаты на Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве в 1882 г. — серебряной медалью.

Пастухову довелось быть пионером во многих делах. Выросший на Волге, с детства плававший на пароходах и судах деда и отца, Дмитрий Александрович здесь, на Дону, занялся и строительством пароходов. В 1888 году на берегу Дона он заложил первую донскую судостроительную верфь. «Это есть начало судостроения на реке Дон. Много труда и много средств положил Д. А. Пастухов для этого достижения», — сообщали «Ведомости Ростовской-на-Дону городской Управы».

Первым судном был построенный в 1889 г. колёсный грузовой пароход «Антрацит» с металлическим корпусом. Он принадлежал пароходству И. С. Кошкина, ростовского купца 1-й гильдии, владельца Грушевских антрацитовых копей. Строил Пастухов сухогрузные суда, буксиры, пассажирские речные колёсные пароходы. Дмитрий Александрович, подобно многим другим представителям торгово-промышленного сословия, всеми силами стремился поднять престиж и репутацию отечественных товаров. Пароходы «Донец», «Ростов», «Казак», «Казачка», «Святополк-Мирский» были лучшими не только на Дону. Паровые шхуны и баржи Пастухова бороздили воды Чёрного, Каспийского и даже Средиземного морей. В 50 лет от роду Д. А. Пастухов был собственником парохода «Дмитрий» и нескольких барж.

В начале 90-х гг., когда в России начался промышленный подъём и для развития металлургического производства понадобились большие средства, Д. А. Пастухов таковыми не располагал. Увлёкшись судостроением и производством машин для угольной, нефтяной и металлургической промышленности и получая ссуды от государства, он не мог их вовремя погасить. Кроме того, металлургический завод представлял собой сложное производство, требовавшее квалифицированного руководства и повседневного внимания. Поэтому в 1892 г. Пастухов продал завод двоюродному брату Николаю Петровичу Пастухову, имевшему большой опыт по части металлургии.

Своему сулинскому детищу Дмитрий Александрович отдал 22 года жизни. Здесь Пастухов начинал и состоялся как передовой промышленник, сделавший ставку на российских мастеров, на местный антрацит и железную руду. Здесь его любили и уважали рабочие — за то, что он давал им ссуды по 250 рублей на 25 лет для постройки индивидуальных домов, за то, что запретил строить в заводском поселке кабаки, за то, что содержал начальное училище, попечителем которого была его жена Анна Андреевна, дочь есаула Лукьянова.

Когда Дмитрий Александрович продавал завод, он пожаловал каждому рабочему кружку пива и простил все числившиеся за ними штрафы. Молодые и сильные рабочие из благодарности к хозяину выпрягли лошадей из кареты и сами отвезли его на станцию. С тяжким сердцем покидал он Сулин...

Дмитрий Александрович был заметной фигурой в общественной жизни Ростова. Два срока он являлся гласным городской Думы. Более десяти лет ― активным членом комитета торговли и мануфактур. Кроме того, состоял членом Совета правления Общества взаимного кредита и почетным попечителем ростовского реального училища.

Умер Дмитрий Александрович Пастухов в 1909 г. на 64 году жизни и похоронен в Ростове.




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"