Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Отарова Л. И. Человек-легенда // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 41-42. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m10/0/art.aspx?art_id=181

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

История промышленности Дона

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Васильев Николай Георгиевич, Азовский оптико-механический завод

Николая Георгиевича Васильева в Азове по праву называют человеком-легендой. Его умом и талантом, организаторским мастерством создана значительная часть города. Под его руководством построено крупнейшее промышленное предприятие - производственное объединение «Азовский оптико-механический завод» (ПО «АОМЗ»), известное далеко за пределами страны, начат выпуск уникальных изделий и узлов оборонного и научного назначения.

С 1956 по 1987 г. Николай Георгиевич возглавлял АОМЗ, а с 1987 г. продолжает работать в должности советника при дирекции предприятия.

К 70-м гг. на головном предприятии введен в эксплуатацию ряд производственных корпусов современной высокой технической культуры общей площадью 92 тыс. кв. м. Номенклатура сложных и особо сложных изделий доходила до 70 наименований. Численность рабочих составляла 13 тыс. человек. Кроме того, были построены филиалы: заводы «Искра» в Баку и «Квант» в Ростове-на-Дону, а также выносные производства в селах Самарское и Александровка. На всех этапах роста завода ярко проявились организаторские способности Н. Г. Васильева, целеустремленность, огромная сила воли, неуемная деятельность, забота о дальнейшем развитии завода и особенно о коллективе. Заводом в городе было введено в строй 42 многоэтажных дома, построено 9 детских садов и яслей, 3 общежития, две столовых, поликлиника со стационаром, политехнический техникум и профтехучилище, база отдыха «Стрелка» на Дону и оздоровительный комплекс «Зарница» на берегу Черного моря в Лазаревской. Завод принимал долевое участие в строительстве санатория «Золотой пляж» в Крыму.

Родился Николай Георгиевич Васильев в семье сельских учителей Георгия Лавровича и Веры Ивановны Васильевых в селе Ковали на Смоленщине. Жили они совсем небогато, отец рано ушел из жизни, заболев неизлечимым в те годы туберкулезом. На руках у матери остались дочь Валя, сын Сергей, а самому младшему в семье Коле шел тогда третий год... Чтобы прокормить троих детей, матери пришлось оставить учительский труд, заняться сельским трудом, пахать и сеять. Мать воспитывала детей, приучая их к труду, честности и порядочности. Грамоте учили младшего сообща — и мать, и брат с сестрой. В возрасте 10 лет Коля научился косить, пас скот, ходил со сверстниками в ночное. Брат с сестрой в это время уже учились в Рославле.

После смерти мамы, здоровье которой было подорвано тяжелым трудом, самыми близкими помощниками и наставниками стали для Николая брат и сестра. Окончив начальную школу, он завершал среднее образование на рабфаке в Днепропетровске. В 1931 г. Николай устроился на Днепропетровский металлургический завод им. Петровского сначала рассыльным, затем — хронометражистом. Старший брат учился в инженерно-строительном институте и преподавал на рабфаке.

Одной из учениц Сергея Георгиевича была Таня Промптова, умная, добрая, старательная и очень любознательная. Рассказ брата о ней запал в душу Николая. Позже судьба свела их вместе: они поступили в горный институт на один факультет. После института молодые специалисты поженились, а назавтра была война... Первые месяцы войны он трудился на оборонном заводе, с эвакуацией предприятия на Южный Урал, в город Орск. Выпускали артиллерийские снаряды, без которых «богу войны» пришлось бы молчать.

Начав работать инженером-электриком, закончил главным энергетиком завода. «Нигде не было легко, — вспоминает Николай Георгиевич, — нас бомбили, а мы продолжали делать снаряды — по 12-14 часов, в укрытия не бегали, рабочих мест не покидали. Особо сложно было службам энергетики, так как завод работал без остановок, без времени на профилактику, а любая остановка могла рассматриваться как вредительство». И в этих условиях фамилия Васильева не сходила с городской доски почета. Городские власти не раз предлагали ему другие должности, вплоть до 1-го секретаря райкома партии, но он отказывался. В 1943 г. в семье родилась дочь Ирина. Пробыв с семьей на Урале всю войну, там же встретил и День Победы. Скромная медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» напоминает о времени, когда плавился металл и закалялся характер молодого специалиста. Там же, в Орске, в 1950-м г. родился сын Александр.

В 1953 г. решался вопрос о назначении Н. Г. Васильева директором Орского завода № 322. Но в то же время появилась возможность поступить на учебу в Академию оборонной промышленности. Васильев в директора не спешил и уехал в Москву учиться. После получения диплома об окончании у Николая Георгиевича была реальная возможность остаться в столице, заняться научной работой. Но на Дону жил и работал старший брат, главный инженер теплоэлектростанций. И Николай Георгиевич (один из группы слушателей!) получает назначение директором азовского завода № 318 (открытое наименование — почтовый ящик № 1).

«Я помню Азов, — говорит Николай Георгиевич, — как провинциальный городишко районного подчинения. Приехал я в Азов в 1956 году... Кругом протоптанные в грязи дорожки, глубокие колеи, наполненные дождевой водой, ветхие одноэтажные домики... Вечером в домах зажигали свет и тут же закрывали ставни. На улицах становилось темно и тихо. Автобусы не ходили: из одного конца города в другой добирались пешком. Настроение у меня упало, когда пошел знакомиться с заводом. Перед этим спросил у хозяина квартиры: «Ну, а как завод?» Он то ли в шутку, то ли всерьез: «Да вроде большой. Это номерной завод, его под землей построили». И после я такие разговоры не раз слышал. В действительности же завода не было ни на земле, ни под землей. Это были полукустарные мастерские, размещенные в бывших жилых бараках. Цех гальванопокрытий примостился, к примеру, в здании бани. Заводоуправление, все технические и прочие службы ютились в небольшом здании площадью 500 м2, где теперь располагается музей истории завода. Вот и весь почтовый ящик № 1».

Но если смотреть по объему продукции — завод немаленький и с большими недостатками: выпускалось всего одно изделие — мина, не было свободных мест для освоения новой продукции, оборудование трофейное, годное только для производства простых изделий, квалификация рабочих очень низкая, да и среди работников ИТР всего четверо имели высшее образование. Хотя по годам завод был молод, Николай Васильев стал седьмым и самым долговечным его директором.

После двух лет работы над заводом нависла катастрофа: по приказу правительства мины снимаются с производства. Завод должен был перейти на гражданскую продукцию, но для этого не было ни оборудования, ни фондов, ни средств. Не было и правительственных постановлений, по которым эти средства выделялись. Директор не мог допустить, чтобы 1,5 тысячи работников остались без работы. Были приняты все меры к тому, чтобы найти выход из создавшегося положения. Благодаря уже сложившимся связям и доверию к руководству завода Госкомитет по оборонной технике и Госплан СССР предложил заводу принципиально новое изделие — тепловую боеголовку самонаведения. Риск был очень большой, требовалось перепроизводство, новые специалисты, срыв заказа был невозможен. Но желание людей работать помогло преодолеть все трудности и через два года о новом изделии АОМЗ узнали не только азовчане. Скоро коллектив завода пополнился целой армией новых работников — выпускников заводского техникума, специалистов родственных предприятий.

С началом разоружения в 1962-м существование завода вновь оказалось под угрозой. В это время много внимания уделялось космическим нуждам. И тогда директор завода напросился на прием к генеральному конструктору Сергею Павловичу Королеву. Это событие навсегда запечатлелось в памяти Николая Георгиевича: «Поразила его пунктуальность и феноменальная память. Принял нас в четко назначенное время — минута в минуту, а когда я через несколько лет после этого позвонил ему из Азова, моментально вспомнил мое имя и отчество. А тогда сразу, по-деловому разложил перед нами документацию и предложил освоить выпуск наземной станции для проверки ракет перед стартом. После тщательного изучения мы пришли к выводу — выпуск станции по профилю нам подходит». Королев поверил Васильеву и поверил в него. Завод продолжал работать под девизом: «От малого до великого, от простого — к сложному».

Вскоре в Азове начали выпуск стыковочных механизмов. И спустя многие годы российские и американские космические корабли по-прежнему стыкуются механизмами, сделанными по азовским образцам. Жизненно важные для завода задания всегда выполнялись в срок никаких отступлений от требования заказчика не допускалось. Поэтому заказчики поддерживали с заводом долговременные деловые отношения. В истории развития завода были разные времена, но период руководства Николая Георгиевича можно смело назвать расцветом не только завода, но и города Азова.

Что значит завод в его жизни? «АОМЗ — это нечто большее, чем просто работа, — говорит Н. Г. Васильев, — это моя жизнь, моя судьба. Естественно, хочется, чтобы завод выстоял, выжил, поднялся на новые высоты. У нас все для этого есть: высококвалифицированные кадры, оборудование, технологии, достижения, есть и руководство, которое мыслит масштабно и перспективно. У меня большой опыт работы. И сейчас я стараюсь по мере возможности свой опыт передать другим. Всегда рад помочь, когда в этом есть необходимость. За советом приходят многие заводчане: от рабочих до руководителей. Свои советы стараюсь сделать ненавязчивыми и некатегоричными».

Трудно поверить, глядя на этого человека, что позади у него такая долгая и нелегкая жизнь. Давным-давно нет на свете родителей, умерли и брат с сестрой, ушла из жизни верная подруга жена Татьяна. Невосполнимы потери близких людей, друзей и товарищей по работе. Но Николай Георгиевич искренне считает себя богатым человеком. Он гордится своими детьми — инженерами, двумя внуками и тремя правнуками. Внук Николай и его жена после окончания Московского физико-технического института были приглашены в аспирантуру Колумбийского университета США. Сейчас внук Николай и его жена Надежда — доктора философии в области физики — работают в США, воспитывают уже двоих детей. Надежда работает в Гарвардском университете и занимается разработкой медицинских приборов, Николай имеет много научных работ, часто выступает на конференциях.

Николай Георгиевич с дочерью были у них в гостях, не забывают родные деда и прадеда. В этом, наверное, секрет его долголетия. Имя Николая Георгиевича Васильева внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» 2003 года. А совсем недавно вышла в свет книга Николая Егорова «Васильев Николай Георгиевич» (серия «Директора России»).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Егоров Н. М. Васильев Николай Георгиевич. — Ростов н/Д : Новая книга, 2003. — 126 с.: ил. — (Директора России).
  2. Обретая мощь и славу. 1946-2001. — Ростов н/Д, 2001. — 224 с.
  3. Лещенко В. Николай Георгиевич Васильев : «Люблю современный Азов!» // Приазовье. — 2000. — 16 нояб. — С. 3.
  4. Пушкарский Е. Человек века // Новая азов. газ. — 2000. — № 7 (февр.). — С. 1, 6.
  5. Козина Н. «Верю в будущее АОМЗ...» // Приазовье. — 1999. — 9 июля. — С. 4.
  6. Купорова Е. Жизнь, как полет // Приазовье. — 1999. — 13 февр. — С. 2.
  7. Бережной А. Как директор свой завод спасал // Аргументы и факты. — 1999. — № 18. — См. прил.: Аргументы и факты на Дону. — С. 9.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"