Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чумакова З. А. Слобода на Миусе // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 115-117. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/8/art.aspx?art_id=55

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й

Куйбышевский район Ростовской области 

СЛОБОДА НА МИУСЕ

История села Куйбышево Ростовской области

История слободы Голодаевки, или Мартыновой Голодаевки, тесно связана c историей семьи донских дворян Мартыновых.

Донской краевед И. М. Сулин писал: «Слобода Мартыновка, она же Голодаевка расположена на левой стороне р. Миуса при впадении в него б. Дедовой. Слобода эта основана полковником Дмитрием Мартиновичем Мартыновым в 1777 году в урочище Голодаевке, от чего и получила свое наименование» [1. — С. 138]. Согласно преданию, сохранившемуся в «Церковно-приходской летописи Николаевской церкви сл. Голодаевки за 1903 г.», «слобода основана… Мартыном (Голодаем), запорожским войсковым старшиною, родоначальником здешних землевладельцев Мартыновых. Он был прислан для истребления разбойничьих шаек Екатериной Великой, центры которых были: Савур-Могила, Матвеев Курган и Зуй-Могила (слобода Зуевка Таганрогского округа). По успокоении местности от шаек, грабивших караваны, идущие с Азовского моря на север, Мартын остался жить на этом шляху-дороге, облюбовал место, заросшее лесом и расположенное близ реки, — нынешнюю Голодаевку… По преданию же, Мартын, поселившись на данном месте, стал приглашать к себе жить свободных людей, давая им на первое время скот, лес на избу, усадьбу, землю под распашку и даже деньги; на зов пришло много малороссов, которые и теперь главное поселение, великорусы (поселок Русский), калмыки (фамилия Калмычек) и цыган (фамилия Цыганковы). Живя сначала на арендных условиях, пришельцы мало-помалу стали закрепощаться и названы крестьянами помещика Мартынова…» [2. — Л. 55 об.].

Донские дворяне Мартыновы принадлежали к числу наиболее богатых и влиятельных семей Дона и сыграли значительную роль в жизни Дона. В XVIII – начале XX века представители этого рода принимали участие почти во всех войнах, которые вела Россия, в разное время занимали ключевые посты в областной администрации, служили при дворе.

Мартыновы одними из первых начали заводить на Дону хутора и заселять свои владения крестьянами. Благодаря влиянию в Войске они приобрели за короткий срок огромные земельные владения. Н. С. Коршиков в своей диссертации назвал их «самыми крупными земельными хищниками в Войске» [3. — С. 41]. В «Записке» Президенту Военной коллегии войсковых депутатов, прибывших на коронацию Павла I, отмечалось, что непременный член правительства (судья) Д. Мартынов «при помощи судейской власти и связей родства притеснил... знатную часть войска Донского жителей в поземельных довольствиях, населив в действенность на войсковой земле многие слободы и особые от них хутора, занимающие великое пространство земли по рекам и речкам Маныче, Тузлову, Ольховой, Салу, Чиру, Медведице и Бузулуку» [3. — С. 41].

С 1777 года Мартынов стал основывать хутора и в Миусском округе, которые быстро превращались в большие крестьянские слободы [4. — С. 22]. Хутор Голодаевка уже в 1783 году стал слободой, в которой проживало 926 душ «приписных» крестьян обоего пола, а в слободе Большая Кирсановка — 436. Всего же за Мартыновым, согласно данным 1797-1798 годов, принадлежало 3723 крестьянина (из них в слободе Мартыновке — 1941) [5. — С. 174].

До 1848 года в Голодаевке сосредоточивалось «всё управление» Миусского округа, «в каком году сыскное начальство, контора питейного оклада после пожара перешли в Новопавловку. Со времени открытия земских учреждений в таганрогском округе в сл. Голодаевка сосредоточились: земское собрание, управа, мировой съезд и отделение Новочеркасского окружного суда» [2. — Л. 56].

Как отмечалось в уже упомянутой «Церковно-приходской летописи», «в слободе за все время существования было три холеры — 1847, 1866 и 1792 гг., два голода — 1836 и 1846 гг., бунт 1820 г., два пожара — 1846 и самый большой до 170 дворов в 1848 г. В 1836 г. был такой страшный голод, что люди питались деревянною корою, и, по-другому преданию, от этого голода, особенно сильного в Голодаевке, самая слобода получила название своё, что видно и в книгах: с 1836 г. по метрическим книгам, исповедным, формулярным слобода начинает именоваться Голодаевкой Мартыновой» [2. — Л. 56]. Кроме того, И. М. Сулин упоминал ещё один пожар — 1878 года, уничтоживший 98 дворов [1. — С. 139].

Первую деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Голодаевке возвели на средства генерал-майора Д. М. Мартынова: 1 февраля 1785 года она была заложена, а 12 сентября 1787-го освящена [1. — 138; 2. — Л. 48]. «Этот деревянный храм… по указу Новочеркасской духовной консистории от 17 октября 1835 г. был опечатан как ветхий, сквозь крышу которого во время дождя оказывалась течь во многих местах. По предписанию Миусского сыскного начальства от 20 марта 1838 года эта церковь разломана до основания; бывшая же при ней деревянная колокольня, как угрожавшая падением ещё по указу от 22 августа 1831 г. вовсе снесена, а колокола повешены на двух деревянных столбах» [2. — Л. 48 об.]. Необходимость в строительстве нового храма назрела давно, ещё в 1818 году подполковник Алексей Андреевич Мартынов, внук Д. М. Мартынова, взял из церковных сумм 3730 р. на покупку разных материалов для его строительства, однако, в дальнейшем эти деньги были употреблены на ремонт существовавшей церкви [2. – Л. 48 об.].

«После опечатания вышеуказанного деревянного храма, по прошению помещиков и прихожан от 28 октября 1836 г. выстроен деревянный молитвенный дом во имя того же святого и 23 декабря 1836 г. освящён» [2. — Л. 48 об.]. Этот храм в 1860 году разобрали на постройку караулки, существовавшей ещё в начале ХХ в. [2. — Л. 48 об.].

Третий, каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского «начат постройкою с благословения архиепископа Новочеркасского и Георгиевского, данного в храмосоздательной от него грамоте 1842 г. Храмосоздателями в формуляре 1879 г…. названы помещики деревни Мартыновой Мартыновки (Голодаевки) ротмистр Иван и штабс-ротмистр Дмитрий Алексеевичи Мартыновы (сыновья А. А. Мартынова), которые, начав строить храм в 1843 г., остановили постройку в 1846 г. по причине неурожая и возникновению недоразумений между помещиками (предание). В промежуток от 1846 до 1860 г. храм стоял неоконченным, доведённым до высоты окон, ничем не покрытый, от чего стены кирпичные «рассеялись», леса, стоящие вокруг храма, и материалы за 15 лет были разобраны жителями или от времени испортились. Наконец, храм в настоящем, но не надлежащем по плану виде был окончен постройкою иждивением тех же помещиков, усердием прихожан и попечительностию священника Андрея Бурменского» [2. — Л. 48].

Храм был построен «в виде равностороннего продолговатого креста очень красивой древнегреческой классической архитектуры, за исключением верхних частей храма, надстроенных, как выше указано, позже и не по плану». Верх храма — четырёхсторонняя выпуклая крыша-купол, с очень небольшой посредине главой и неоконченной колокольней с невысоким остроконечным шпилем, которая, по мнению современников, совсем не гармонировала с нижней половиной и главным фасадом храма. Железная крыша, окрашенная в зелёный цвет, имела посредине маленький, по сравнению с величиной храма, открытый купол с восьмью окнами, увенчанный железным вызолоченным крестом «изящной формы». Крест имел в основании деревянный вызолоченный шар. Такой же крест был и на колокольне [2. — Л. 48 об. — 49]. Снаружи храм был выбелен известью [2. — Л. 51 об.].

За выстроенной вокруг церкви просторной, сложенной «на извести» каменной оградой находились «склеп Мартыновых, много памятников и могил с надписями» [2. — Л. 51 об.].

Первым священником Николаевской церкви был отец Фёдор Байздренков, сын священника слободы Криворожье Игнатия Дионисьевича [1. — С. 139].

Уже в 40-х годах XIX века в приходе Николаевской церкви существовала начальная одноклассная школа, которая, в связи с введением земских учреждений, в 1864 году стала содержаться за счёт сельского общества и называться сельским училищем. В нём за период с 1864-го по1895 год обучалось около 1000 детей школьного возраста (до 1874 году обучались и девочки). Училище размещалось в церковной караулке до 1886 года, когда для него выстроили специальное здание [2. — Л. 53].

22 ноября 1891 года на частной квартире священником Симеоном Троицким была открыта школа грамоты для девочек, в которой со дня открытия и до 1903 года обучалось 123 человека [2. — Л. 52 об.].

Кроме того, в приходе Николаевской церкви находилась «2-классная церковно-приходская школа с одним вторым классом», готовившая учителей для школ грамоты (открылась 10 октября 1894 года). За период с 1894-го по 1903 год в ней получили образование 43 человека, в том числе 10 девочек [2. — Л. 52-52 об.].

При церкви 1 марта 1866 года было учреждено приходское попечительство, которое «с первого времени своего существования главною священною обязанностью считало поддержание благолепия приходского храма и ремонт его, отопление и постройку школ, содержание церковного хора и оказание помощи беднейшим из прихода. Средствами попечительства служили членские взносы, частные пожертвования, кружки, выставленные для доброхотных подаяний в церкви, на базаре, около мельницы, а также попечительство на 25 дес. земли», бесплатно предоставленных во временное пользование генералом Мартыновым [2. — Л. 53-53 об.].

В приходе голодаевской церкви 1 октября 1895 года попечением священника Петра Федоровского в его собственном помещении была освящена и открыта богадельня «для бесприютных и немощных» [2. — Л. 53 об.].

В 1907 года Мартыновы расстались со своим любимым и самым крупным имением. «Состоящее в трёх дачах, в количестве 9914 дес. 2203 кв. саж. земли, из коих удобной 8255 дес.», оно было продано Андреем Дмитриевичем Мартыновым (внуком Д. А. Мартынова) Крестьянскому поземельному банку за 1 195 500 руб. [6. — Л. 77].

С приходом советской власти на Дон, слобода Мартыновка-Голодаевка была переименована в честь Николая Владимировича Куйбышева, брата известного советского партийного и государственного деятеля В. В. Куйбышева. 24 декабря 1919 года 9-я стрелковая 8-й армии Южного фронта, которой командовал Куйбышев, «освободила Голодаевку от деникинцев» [7. — С. 206].

Последний из владельцев Голодаевки Дмитрий Андреевич Мартынов, офицер лейб-гвардии Атаманского полка, скончался во Франции 20 февраля 1934 года Его жена, дочь Гусейна Хана Нахичеванского, Татьяна Ханым Нахичеванская скончалась там же в 1972 году.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Сулин И. М. Материалы к истории заселения Миусского (ныне Таганрогского) округа // Сборник Области Войска Донского статистического комитета. Вып. 6. Новочеркасск, 1906. C. 131-154
  2. ГАРО. Ф. 697. Оп. 2. Д. 76.
  3. Коршиков Н. С. Общественно-политическое движение в Области Войска Донского (конец XVIII – первая четверть XIX в.): Дис. … канд. ист. наук
  4. Коршиков Н. С. Эволюция форм землевладения у донских казаков // Земля в судьбах донского казака. Ростов н/Д., 1998.
  5. Пронштейн А. П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д, 1961.
  6. ГАРО. Ф. 232 Оп. 1. Д. 1486.
  7. Города и районы Ростовской области : историко-краеведческие очерки. Ростов н/Д., 1987.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"