Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Павленко И. Е. Военно-морская история Таганрога // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/23/art.aspx?art_id=1994

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Донской край в целом. г. Таганрог

И.Е. Павленко

Военно-морская история Таганрога

Вопросы мемориализации и музеефикации

Морской фактор играл определяющую роль в хозяйственной, военной и социальной истории мыса Таган-Рог и его округи, однако в историографии, литературе, музейном деле данный феномен отражен слабо. «Фонд Таганрог исторический» (ФТИ) предлагает актуализировать тему «море и Таганрог» в сознании россиян.

Первое известное науке поселение на северной стороне мыса Таган-Рог основали греки из города Милета в 7 веке до н.э. (Рис.1). Греков привлекли богатейшие рыбные ресурсы и плодородные земли по берегам будущего Таганрогского залива. По мнению покойного профессора В.П. Копылова именно Таганрогское поселение («Кремны» Геродота, как доказал В.П. Копылов), являлось в начале Великой Греческой колонизации основным центром отношений Греческого Мира с Великой Скифией [1]. Сюда приходили не только торговые суда, но и боевые корабли, поскольку пираты присутствовали в море всегда [2]. Поселение просуществовало около ста лет. На юго-западной оконечности мыса (рыбацкий район Богудония) археологи датируют присутствие греков 4-м в. до н.э.

В ходе войн поселения уничтожались, промыслы и торговля пресекались. Однако выгоды морской торговли и обилие местных ресурсов перевешивали и военные риски, и сложный климат (Дон и море замерзали), и опасности мелководья. Старые поселки возобновляли или строили поблизости новые. Эстафету международного порта приняло т.н. Елизаветинское городище в дельте Дона, существовавшее с начала 5 в. до н.э. до начала 3 в. до н.э. Вскоре после его окончательного разрушения боспорские греки основали Танаис, просуществовавший до 5 века н.э. [1].

 Рис. 1. Греческие колонии VII-V веков до н.э.

Назовем основных участников исторического процесса, маршруты которых включали мыс Таган-Рог.

Боспорское царство со столицей Пантикопей (совр. Керчь) объединило греческие города Керченского и Таманского полуостровов 480 г. до н.э. Царство вело интенсивную морскую торговлю и имело сильный военный флот. Вывозили (из Приазовья) зерно, рыбу, рабов, скот, кожи, меха, мед и пр. Ввозили (с юга) оливковое масло, вино, керамику и др.

Понтийское царство (с 302 г. н.э.) располагалось в Малой Азии. В 108 г. до н.э. присоединило Боспорское царство. Вело морскую торговлю и имело сильный военный флот. После длительного соперничества аннексировано Римом в 62 г. н.э.

Восточная Римская империя (Византия) контролировала Азово-Черноморский бассейн с 4 по 14 век. Империя удерживала Азовское море и устье Дона как важнейший источник пищевых ресурсов до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г.

С 8 века в Азовском и Черном морях появляются русские купцы и боевые флотилии русов. Факт подтверждается арабскими и византийскими письменными источниками, а также данными археологии, в частности, находкой фрагментов (бортовые доски, шпангоуты и украшение носа в виде головы тура) русского корабля  в Геническе (Рис.2), которая датируется 970-1050 г.г. [3].

Рис. 2. Украшение носа славянского корабля в виде головы тура.

С конца 10 века по конец 11 века по обе стороны Керченского пролива существовало русское Тмутараканское княжество, контролировавшее азовскую часть торгового пути из Дона в Византию. Письменные источники о княжестве весьма скудны [4], но очевидно, что без собственного флота такой контроль был невозможен.

В 13 веке в Азовское море проникли генуэзцы и в 1261 г. основали в устье Дона около ордынского Азака поселение Тану. В 1271 г. рядом обосновались вечные конкуренты - венецианцы. Обе талассократии вывозили из Приазовья рыбу, икру, зерно, соль, скот, рабов, кожи, меха, мед и пр. Морские перевозки итальянцев производились караванами под охраной боевых галер. Организация была образцовой, о чем свидетельствуют сохранившиеся архивы. Данная тема глубоко исследована академиком С.П. Карповым [5]. Портолан генуэзского картографа Пьетро Весконте (создан в 1311-1318 г.г.)  демонстрирует детальное знание берегов Черного и Азовского морей [6]. На северной стороне мыса Таган-Рог отмечен Порто-Пизано - гавань купцов города Пизы (Рис.3).

Рис. 3. Фрагмент портолана Пьетро Весконте (1311-1318 г.г.).

В 1457 году турки-османы захватили Византию, взяли под контроль Северное Причерноморье и Азовское море, изгнали итальянцев и превратили Азак-Тану в свой военный форпост Азов. Крымский хан стал вассалом султана. Турецкая экспансия распространилась на север. В Приазовье активизировалась охота на людей. Все эти драматические события включали приметный мыс Таган-Рог.

В начале 16 века в Приазовье начали проявляться социальный и военный факторы Донского казачества, не пожелавшего стать дичью для татар и османов. Непримиримая война развернулась на суше и на море. С середины 16 века султан требует от наместника Кафы и Крымского хана принять меры «от набегов русов» близ Азова [7]. Однако казаки были неукротимы, их флотилии проходят через Керченский пролив, атакуют Крымское побережье. С начала 17 века документально подтверждены набеги донских и запорожских казаков на северные берега Анатолии [8]. Благодаря public media россияне знают о виккингах – морских разбойниках, и почти не знакомы с историей наших казаков, которая, кроме пиратства, имеет достойную национально-освободительную составляющую. Маршруты казачьих морских походов проходили, в том числе, через мыс Таган-Рог и Миусский Лиман [8].

1695-1696 годы в результате Петровских походов был взят Азов и на мысу Таган-Рог основан город-крепость Троицкий, ставший первой базой русского военного флота (Рис.4). Здесь же заложили верфь для постройки боевых кораблей. Началась колонизация округи Троицкого и Азова. В 1699 г. корабль «Крепость» доставил из Таганрога в Константинополь дипломатическую миссию и на следующий год возвратился с подписанным мирным договором. Константинопольский договор закрепил за Россией все завоеванные земли и воспретил набеги татар.

Рис. 4. План города-крепости Троицкого. 1904 г.

В 1711 г. османы нарушили мир. К городу Троицкому пришли главные силы турецкого ВМФ – 2/3 всех кораблей. Попытку десанта русские отбили [9]. Оценив неприступность Троицкой крепости и морского форта «Цитадель» турки ушли. Однако трагедия на реке Прут повлекла за собой разрушение и оставление Таганрога, уничтожение флота.

Война 1735-1739 годов вернула России мыс Таган-Рог, но без права возобновить крепость. В 1747 г. здесь учреждена таможенная застава и карантин.

С начала войны 1768-1774 годов русские восстановили крепость на Таган-Роге, построили Азовскую флотилию. Благодаря грамотным действиям на суше и на море Россия закончила войну победным Кучук-Кайнарджийским мирным договором. До основания Севастополя в 1783 г. Таганрог служил главной военно-морской базой русского флота [10].  Подчеркнем, что при Петре I и при Екатерине II в Таганроге собирались значительные контингенты моряков, комплектовались экипажи, формировались отряды и эскадры. Сюда корабли приходили на ремонт и зимовку. По мере решения боевых задач война сменялась миром, и моряки переводились на другие моря. Архивы сохранили имена 23 офицеров, которые в ходе службы на Азовском море или после нее получили адмиральскиезвания [11]. Биография каждого – увлекательный роман.  В боях и в борьбе со стихией моряки-азовцы несли потери, о которых есть записи на стенах Главного флотского собора в Кронштадте. В Таганроге такого мемориала нет, а должен быть.

В 1776 году по распоряжению командующего Азовской флотилией контр-адмирала Н.А. Клокачева в Таганроге учреждена штурманская школа.

5 февраля 1776 г. указом Екатерины II в Таганроге учрежден главный порт Азовского моря с главной таможней. Предметы вывоза: паюсная икра, металл, парусина, меха, коровье и овечье масло, веревки и канаты, мука, водка, кожи … Завозились южные товары: вино, фрукты, сухофрукты, табак, шелк. Вскоре основой экспорта стало зерно. Известно, что император Александр I пресек попытки градоначальников Одессы Ришелье и Ланжерона избавиться от конкурента через закрытие Азовского моря для международной торговли.

Во время Крымской войны 1853-56 г.г. снабжение Севастополя, в значительной степени шло через Таганрог. Сюда свозили продовольствие, и, далее, морем доставляли его в Крым. Англо-французскому флоту в 1855 г. удалось взять Азовское море под контроль и все лето разорять прибрежные пункты логистики. В Таганроге десанты поджигателей встретили организованное сопротивление, за что город подвергался бомбардировкам, разрушившим многие жилые дома. После строительства береговых батарей нападения на Таганрог прекратились [12].

В конце 19 века море дало городу новое направление развития – тяжелую промышленность. Крупногабаритное оборудование для строительства котельного и металлургического заводов доставляли из Европы на пароходах. Для подвоза железной руды и других материалов металлурги построили собственную бухту и подходной морской канал. Специальная эстокада над бухтой, сохранившаяся до сих пор (Рис.5), обеспечивала побочный бизнес – погрузку зерна из ж-д вагонов на баржи.

Рис.5. Бухта металлургического завода с разгрузочной эстокадой.

Рис.6. Фиксационный план Таганрогского морского порта. 1902 г.

На рубеже 19-20 веков на месте Петровского порта, отстроили капитальную гавань, что активизировало морские перевозки (Рис.6) [13]. В 30-е годы портовые мастерские были преобразованы в судоремонтный завод, построивший сотни пассажирских и специальных судов. 

Во время Великой Отечественной войны Азовская флотилия, обеспечивала коммуникации Красной Армии, вела морские бои, высаживала десанты. Нашим морякам противостояли немецкие, хорватские и итальянские формирования. Эти боевые страницы требуют исследований и систематизации.

Перечисленные факты принадлежат драматическим эпопеям, в которых участвовали огромные массы людей. Многие сложили здесь свои головы. Их память и результаты трудов убеждают в необходимости мемориализации и музеефикации морской и военной истории Таганрога. В музеях приморских городов Европы тема моря – стержневая. Например, в Осло на небольшом полуострове размещены 4 морских музея: музей виккингов, музей корабля ФРАМ, музей Тура Хейердала и музей рыбаков. В России морские музеи работают в Санкт-Петербурге, Мурманске, Балтийске, Владивостоке. В Воронеже есть поразительный музей ПЕТРОВСКИЕ КОРАБЛИ (Рис.7). Таганрожцам давно пора иметь собственный морской музей, в котором будут органично представлены все аспекты морской истории мыса Таган-Рог.

Рис.7. Музей «Петровские корабли» в г. Воронеже.

Воплощая идею музеефикации морской истории ФТИ установил в 2011 году на Пушкинской набережной памятник «Адмиралам, офицерам, морякам Азовской флотилии, создателям первой военно-морской базы России - Таганрога» (Рис.8). На латунных досках увековечены имена моряков, корабелов и строителей крепости-города-порта Троицкого-Таганрога. Здесь при Петре I и, затем, при Екатерине II служили тысячи матросов, солдат, офицеров, казаков. Их служба была очень тяжелой. Недаром говорят: «Кто в море не бывал, тот горя не видал».

   

Рис.8. Памятник «Адмиралам, офицерам, морякам Азовской флотилии, создателям первой военно-морской базы России - Таганрога» на Пушкинской набережной.                                

Мы также поставили памятные знаки в историческом сквере на местах морских батарей, указатель на морской форт ЦИТАДЕЛЬ и Петровскую гавань (Рис. 9).

Рис.9. Памятный знак «Морская батарея». Исторический бульвар.

Поставили Знак на месте высадки Петра I в 1696 г. (Рис.10), памятники «Третий бастион Троицкой крепости» (Рис.11) и «Черепахинская крепость» (Рис. 12).  В 2022 году Фонд инициировал установку Памятного знака «Троицкая крепость на мысу Таган-Рог» перед памятником Петру I (Рис.13).

 

Рис.10. Памятный знак «Место высадки Петра I на Таган-Роге в 1696 г. 

Рис.11. Памятник «Третий бастион Троицкой крепости».   

 

Рис.12. Памятник «Черепахинская крепость» построен по инициативе  Фонда «Таганрог исторический» силами Таганрогского металлургического завода

 Рис.13. Памятный знак «Троицкая крепость на мысу Таган-Рог».

 

В наших планах:

  1. Благоустройство памятника «Адмиралам, офицерам, строителям …».   – Планируем совместить эту работу с реконструкцией Пушкинской набережной.
  2. Проект «Азовский флот Петра I – Екатерины II» предполагает установку памятников Петровскому кораблю КРЕПОСТЬ и кораблю ТАГАНРОГ флотилии адмирала А.Н. Сенявина на верхней площадке лестницы Межлумяна.
  3. Проект «Даты боевой службы города Троицкого-Таганрога в XVII-XVIII веках» - предполагает установку стел с датами на улицах города.
  4. Проект «Укрепрайон» – установка памятных знаков на местах вспомогательных Петровских крепостей: «Павловской» (около села Гаевка на Миусском лимане), «Семеновской» (около села Беглица над морем), а также на автодорогах вблизи этих крепостей и вдоль Троицкой оборонительной линии.

Считаем также необходимым установить в городе следующие Памятные Знаки: 1.«Поселение КРЕМНЫ» на новой (намытой) части Пушкинской набережной. 2. Памятный Знак на месте десанта англо-французов в 1855 г. у бывшей Лесной Биржы.3. Памятник Таганрогским рыбакам, тяжелый, опасный и очень важный труд которых должен найти отражение в исторической памяти таганрожцев. 4. Разместить на территории Никольского храма памятные доски с именами погибших на Азовском море русских моряков.

5. Бюст Екатерины Второй с информацией об указах императрицы и роли Таганрогав присоединении Приазовья и Крыма (войны 1768-1774 г.г. и 1787-1781 г.г.). Место размещения – сквер между театром им. А.П. Чехова и библиотекой им. А.П. Чехова. Здесь же разместить стелы с именами «23 адмиралов Азовского моря» эпохи Петра I  и Екатерины II.

Бесспорное место «Музея военной и морской истории Таганрога» - в Войсковой ячейке на 1-м Крепостном переулке. Наш Фонд готов предложить Научную Концепцию Экспозиции, Тематико-Экспозиционный План и участвовать в создании самой экспозиции. Для этого ФТИ располагает необходимыми данными археологии и солидной историографией.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Копылов В. П. Таганрогское поселение – гавань Кремны? (Письменные источники и археологические реалии). «Античный мир и археология».  Вып. 15. Саратов, 2011. С. 223—239.

2. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Отв. редактор М.Р. Гасанов. Ростов-на-Дону. 1990. 399 с.

3. Шаповалов Г. И., Трипольский И. Л. О случайной находке судна XI - XII вв. в проливе Тонкий Азовского моря. Проблемы археологии Северного Причерноморья (к 100-летию основания Херсонского музея древностей). Херсон, 1990, ч. 3, с. 16-18.

 4. Чхаидзе В.Н. Тмутаракань (80-е гг. X в. – 90-е гг. XI в.). Очерки историографии. Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа [Chkhaidze V.N. Tmutarakan (80s of the 10th century – 90s of the 11th century). Essays on historiography. Materials and research on the archaeology of the North Caucasus]. Армавир, 2006.  Вып. 6. С. 139-174.   

5. Карпов С.П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в 13-15 вв.  М. Издательство: Восточная литература. 1994. 

6. Media in category "Maps of Pietro Vesconte". Reference Map Petro Vesconte 1318 with the image of the Crimea, Azov Sea.

7. Мустакимов И., Сень Д. Три османских документа XVI в. о ранней истории донских казаков. Вестник казачьего отдела Рязанской епархии. 4 янв. 2020.

8. Королёв В. Н. Босфорская война. М.: Вече, 2007. 608 с.

9. Аваков П.А. Азовский проект Петра I: Северо-Восточное Приазовье во внешней и внутренней политике России конца XVII – начала XVIII века. - Санкт-Петербург: Историческая иллюстрация, 2023. - 800 с.

10. Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Ека­терины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768—1783 гг.). СПб. Издательско-полиграфиче­ский комплекс «Гангут», 2011. 832 с.

11. Павленко И.Е. Адмиралы Азовского моря. Вехи Таганрога. № 76. 2019 г. С.52-54.

12. Миргородский А.В. Крымская война на Азовском море. М. Международные отношения, 2021. 600с.

13. Соболев В.Н. Описание Таганрогского порта. Description of the Taganrog port. Труды отдела торговых портов. Вып. XVI. С-Петербург. 1905. 220 с. с чертежами.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"