Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 173-177. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=838

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

ГЛАВА XLI

Налоги и сборы

Займы города Ростова

Финансовое положение Ростова

Обзор доходов и расходов Ростова

Налоги и сборы

По мере того как рос город, росли и его потребности. Между тем 10 % таможенного сбора не существовало. По постановлению Думы от 31 января 1876 года отменены сборы с наплавного моста через Дон и хрящевой сбор. Отмена первого сбора мотивирована предоставлением свободы в доставке в г. Ростов товаров на подводах, а второго тем, что хрящевой сбор, как и наплавной мост, отбивал у возчиков всякую охоту приезжать в город со своими товарами. А разнообразные потребности города все росли и требовали удовлетворения. Нужно было найти новые источники доходов.

В 1871 году возбуждается Ростовской Думой ходатайство о введении 1/4 коп. сбора с рубля за привозимые в город Ростов продукты и произведения в виде опыта на пять лет. В Ростов как торговый город привозилось громадное количество различного рода продуктов и произведений морем, р. Доном и сухим путем. Привоз этот портил мостовые, ремонтирование которых лежало не на производителях торговли, состоявших большей частью из иногородних, временно здесь прибывавших купцов и иностранцев, ничего не плативших в пользу города и мостовых, а на жителях города, без того обремененных массой налогов.

Одновременно возбуждено ходатайство о введении особого сбора с биржевых весов и мер, «коими негоцианты делают громадные обороты, ничего не платя городу».

Эти два проекта не имели успеха, Екатеринославский губернатор извещал, что «существующие в пользу городов доходные сборы с товаров и грузов по введении нового городового положения в городах должны быть неприменно прекращены» [1].

Подготовленная комиссия [2], избранная для рассмотрения городских смет на 1880 год, по ближайшим ознакомлением с предметами городских расходов в докладе своем, обсуждавшимся Городской Думой в заседании 3 апреля 1880 года, выразила заключительное мнение, что ввиду совершенной невозможности улучшить городское хозяйство путем сокращения существующих расходов, громадное большинство которых обязательны, представляется крайне необходимым позаботиться об изыскании новых постоянных источников дохода. Как на таковые комиссия, между прочим, указывает на установление сбора по 1/2 коп. с пуда отпускаемых за границу зерновых товаров и на введении налога с экипажей и лошадей, содержимых не для извоза.

Управа, разделяя вполне мнение комиссии в докладе своем от 10 апреля 1880 г. за № 113, представляет Думе свои соображения о полукопеечном сборе с отпускаемых из Ростовского порта товаров, сборы, Высочайше утвержденным 18 декабря 1879 года мнением Государственного Совета разрешено тогда городам: Николаеву, Таганрогу, Бердянску, Мариуполю и Севастополю.

Ходатайство об установлении 1/2 коп. сбора уважено и Высочайше сбор утвержден 23 февраля 1882 года [3]. В том же 1880 году Управа представляет Думе доклад о налоге на экипажи и лошадей. Дума решила взымать налог с лошадей. В городе насчитывалось до 1700 лошадей, полагая размер налога на каждую лошадь в 10 р., Дума определила приблизительный размер этой доходной статьи в 17 т. р. 18 октября 1883 года Высочайше утвержден налог с лошадей, причем: а) размер обложения не должен превышать 6 р. с каждой лошади в год; б) лица, не внесшие сбора своевременно, а также уплатившие его не в полном количестве, подвергаются штрафу в доход города в размере не свыше 50 % с суммы, остающейся в недоимке [4].

В заседаниях 8 февраля и 2 сентября 1885 года на основании доклада Управы, Дума постановила взыскать за утверждение представляемых в Управу планов на подворные постройки: за деревянные по 10 коп. и за каменные по 50 коп. от каждой погонной сажени по длине построек, и так как это новый налог, неучреждаемый Городовым положением, Дума уполномочила городского голову возбудить ходатайство об установлении этого налога в законодательном порядке. 24 сентября 1885 года Управа представила в Думу доклад, в котором выставила на вид, что торговля привозимым в город битым (в тушах) скотом, за весьма немногочисленными исключениями, производится не крестьянами окрестных селений, а барышниками из Нахаловки и других мест, скупающими таковой скот. Они не платят торговых пошлин, свободны от расходов за убой скота на центральной бойне, страдают и интересы города, и санитарные условия.

Согласно с мнением Городской Управы, Дума постановила:

1) Места, занимаемые на базарах под торговлю привозным битым скотом в тушах, обложить сбором за пользование ими местами в следующем размере. С каждой туши овцы — 10 коп., свиньи — 20 коп. и крупного скота — 30 коп.

2) Предоставить Городской Управе сосредоточить торговлю битым скотом в одном месте;

3) Вменить в обязанность подлежащему санитарному участку иметь постоянный надзор за доброкачественностью привозного битого скота.

В заседании 15 ноября 1885 года Дума, на основании доклада Управы, постановила просить Его Превосходительство господина Екатеринославского Губернатора представить на утверждение в подлежащем порядке следующий проект положения об установлении в пользу доходов города Ростова сбора извозного промысла:

1) Городскому Общественному Управлению города Ростова на Дону разрешается взымать денежный сбор с лиц, занимающихся в этом городе извозным промыслом, с тем чтобы размер обложения не превышал 10 р. в год с каждой лошади или вола, употребляемого в извоз.

2) Сбор уплачивается по полугодно за несвоевременный взнос полагается пеня в размере не свыше 50 % с неуплаченной суммы.

8 ноября 1885 года увенчалось успехом ходатайство А. М. Байкова о хранении сумм полукопеечного сбора вместо казначейства, где он не приносил никаких процентов, в конторах и отделениях Государственного Банка, с тем, чтобы проценты, начисляемые на суммы этого сбора, были употребляемы, согласно прямому их назначению — на улучшение портовых устройств и на замощение улиц, по которым провозятся грузы в порт.

В конце 1885 года возбужден вопрос о введении в доход города Ростова особого сбора за совершаемые полицией разного рода явки и засвидетельствование документов. В проектируемый сбор, главным образом, предназначается на покрытие расходов по усилению штатов и средств полицейских канцелярий.

Но так как доходы Нового Ростова не покрывали расходов, благодаря в особенности слишком быстрому ненормальному расширению города, предъявлявшего все больше и больше требований по отношению к своим нуждам, росшим не по дням, а по часам, представлялся один выход — займы и к ним обратился Новый Ростов. Сами по себе ничего из себя опасного не представляют, но займы нужно погашать. Ростовцы оказались плохими финансистами и вплоть до 1884 года, т. е. до вступления в должность городского головы, финансы наши расстроены, находятся в жалком, почти плачевном состоянии, мы перестали погашать свои займы и были близки к краху, разорению.

Займы города Ростова

1) 90 т. р. Выпущено 900 — 6 % облигаций, 1 заем реализован в марте 1875 года. Высочайше разрешен 5 февраля 1874 года. На мощение базарных площадей.

2) 200 т. р. с, открытие кредита в Р. н/Д. К. Г. Б. в форме специальных и текущих счетов. Высочайше разрешен18 апреля 1877 года. На постройку здания Реального училища.

3) 40 т. р. из Ростовского Городского общественного Банка в форме облигаций. С разрешения Товарища министра финансов 1877 года. На устройство госпиталя для раненых и больных воинов и снабжения их всем необходимым.

Финансовое положение Ростова

Рассмотрим теперь подробнее финансовое положение Нового Ростова.

Финансовая комиссия, рассматривавшая городские сметы на 1877 и 1878 годы, говорит, между прочим, следующее: «Если доходы верны и притом покрывают расходы, то положение городского хозяйства, если и не прекрасно, то терпимо... В смете городских доходов ... назначено к отчуждению недвижимого имущества, т. е. земель, городу принадлежащих на 20,069 р. ... Всем нам хорошо известно настоящее тяжкое время, а поэтому можно сомневаться в истинном развитии городского расселения. Комиссия полагает, что мы потому только и продаем, что нуждаемся в деньгах... Нельзя проживать деньги, вырученные за продажу недвижимых имений, а следует на таковые или строить здания, дающие доходы или приобретать другие имения, более полезные... До сих пор, по крайней мере, мы видим, что если город строит какое-либо здание, то деньги на таковой предмет занимаются в случае чего и увеличиваются налоги на имущество граждан без того чувствительные... За просушку хлеба на берегу реки Дона ожидается к получению 4600 р. В прошлом году за просушку хлеба не получалось ни одного рубля, ныне цифру эту ожидает та же участь. Ожидается доход с ярмарок 5560 р. С проведением железных дорог доход этот уменьшается систематично и едва ли в недалеком будущем он не сойдет на нуль... Ожидается к поступлению из прибылей Городского Банка 15 т. р. ... Не встретится ли надобность самому банку заплатить кой-какие свои прорехи ввиду критического народного положения ... Ожидается с мест вне базарных площадей 3 т. р. Комиссия при смете видит только отданные 3 места около театра за 605 р. 30 к. ... Откуда Управа ожидает такую крупную цифру? ... Ожидается к поступлению с трактиров и харчевен 28 т. р., в 1877 году ожидалось 33,950 р.; значит в один год недобрано 5,950 р. не будет ли и здесь значительного недобора?» [5].

Комиссия пророчит дефицит. Но дефицит сделался обыкновенным делом для городской кассы и то и дело повторялся из года в год.

К 1 января 1878 года дефицит является в сумме 85,057 р. 10 к. В течение 1878 и 1879 годов образовался дефицит 65,161 р. 2 к.

Всего к 1 января 1880 года дефицит является в сумме 150,218 р. 12 коп.

Комиссия, рассматривавшая городские денежные отчеты за 1878 и 1879 годы, докладывает в апреле 1881 года Думе, что «при таком ведении дел доходы не могут покрывать расходов и дефицит неминуемо будет увеличиваться. Положим, город в последние годы понес значительные чрезвычайные расходы, например: по случаю войны, появления чумы, расквартирования в городе пехотного полка и т. п., но как нельзя утверждать, что в будущем не появятся вновь чрезвычайные расходы, так и не надо забывать, что, по случаю этих чрезвычайных расходов, город был не в состоянии не только поддерживать в порядке свое хозяйство, но даже выполнять обязательные расходы. Чтобы уравновесить доходы с расходами и быть в состоянии избавиться от накопляющихся долгов, нужно обратить большее внимание на увеличение доходов, так как уменьшить расходы нет никакой возможности и вместе с тем городское хозяйство требует многих, не терпящих отлагательства расходов... При рассмотрении отчетов комиссией замечено, что Управой производятся иногда довольно крупные расходы сверх сметы и без разрешения Думы». Так в 1879 году перерасходовано 8339 р. 37 к. [6]

Образованию дефицитов много способствовали недоимки и в особенности неумелое ведение дела. Мы настаиваем на последнем, потому что с приходом А. М. Байкова внезапно делается поворот к лучшему и финансовое положение города делается устойчивым. Не только погашаются старые долги, но граждане без страха находят возможным совершить новый заем — миллионный. Богатый источник, Новое поселение и прочие части города, бывшие до сих пор у нас только бельмом на глазу и не приносившие ни копейки дохода, делаются весьма доходными статьями. Городская Управа не только исправно погашает все займы, но очистила уже недоимки, накопленные прежней управой; между прочим, за 1882 и 1883 годы последняя не взносила в контору Государственного Банка следуемых платежей по долгу на постройку Реального училища — их внесла Управа теперешнего состава. Благодаря энергии и крайней заботливости последней, расстроенные финансы пришли в нормальное состояние и больше не раздается жалоб со стороны финансовых комиссий, что расходы не покрываются доходами. Настоящее положение финансов наших таково:

Финансы Ростова - история

 

Долг 221,514 р. 53 к. распределяется:

1) Ростовской Конторе Государственного Банка по займу 200 т. р. на постройку Реального училища - 140,514 р. 53 к.

2) Долг по городским облигациям - 45,000 р.

3) Долг Городскому общественному Банку - 36,000 р.

Главный долг за Реальное училище 221,514 р. 53 коп.

По плану погашения в уплату долга ежегодно с % вносятся по 18 т. р. Дума в заседании 7 февраля 1885 года предоставила городскому голове ходатайствовать, где следует о рассрочке для облегчения городского бюджета, уплаты Государственному Банку остающегося долга по займу 200 т. р. на такое число лет, чтобы приходилось платить вместо определенных ныне планом погашения 18 т. р. — по 15 т. р. ежегодно.

Кроме земли город имеет собственные здания и разное недвижимое имущество, опись которых и представляем.

 

Действительная стоимость:

Здание Реального училища 185,000 р. с.

Здание Петропавловской Богадельни 40,000 р. с.

Здание, занимаемое казаками близ Богадельни 15,000 р. с.

Кирпичные магазины на берегу 60,000 р. с.

Эшопа (деревянная) на берегу р. Дона 2,000 р. с.

Эшопа на берегу р. Дона 4,000 р. с.

Городские бараки 32,000 р. с.

Центральная бойня 13,500 р. с.

Училищное здание за Темерником 14,000 р. с.

Каменное здание — баня городской больницы 2,000 р. с.

Строения на Старом Базаре 4,000 р. с.

Строения в Городском Саду (ротонда и пр.) 25,000 р. с.

Городское здание Соборной площади (жен. уч.) 10,000 р. с.

Две эшопы на Новом Базаре 12,000 р. с.

Пожарные посты: в Новом поселении 13,500 р. с.

и на берегу р. Дона 4,000 р. с.

Лавка на берегу на Косынке 2,000 р. с.

Будка на берегу для комиссара 600 р. с.

Будка на Старом Базаре для комиссара 300 р. с.

Главное пожарное депо 40,000 р. с.

Каменные, крытые железом лавки на Московской улице 95,000 р. с.

Странноприимный дом 14,000 р. с.

Домик на кладбище 2,000 р. с.

Городская аптека, пожертвованная Зеленским (движ.) 10,000 р. с.

Городская публичная библиотека (движ.) 5,000 р. с.

Итого: 604,400 р. с.

Обзор доходов и расходов Ростова

Переходим теперь к последовательному обзору доходов и расходов Нового Ростова:

 

Доходы и расходы Ростова - история

 

Что же касается участия города в расходах по содержанию различных правительственных учреждений и вообще пособия Государственному Казначейству, мы видим, что: во-первых, содержание полиции с помощником начальника Екатеринославского Губернского Жандармского Управления обходится городу в 37,706 р. с. Во-вторых, содержание тюремного замка в 5,060 р. с. В-третьих, содержание прочих правительственных учреждений в 3425 р. с. В-четвертых, доплачивается ежегодно из городских средств к отпускаемых казною на квартирное довольствие и прочие надобности, расположенных в городе войск около 24,000 р. с. В-пятых, пособия мужской гимназии и городскому училищу 7,200 р. с. [7] Итого: 77,200 р. с.

Особенно бросается в глаза эта доплата 24 т. р. к отпускаемым казною на квартирное довольствие расположенных войск. По квартирной повинности Ростов занимает низший разряд, отсюда крайнее несоответствие отпускаемых казною квартирных денег с существующими на квартиры ценами. Ростовцы не раз ходатайствуют о переводе Ростова по квартирной повинности из низшего разряда в высший и ходатайствуют еще и теперь.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Извещ. Екатер. губ. от 29 марта 1872 г. за № 1473
  2. Члены комиссии: Е. Хмельницкий, А. Скуба, Г. Коган, Н. Одинцев, П. Семенюта, В. Ященко, П. Бердоносов и Тимофеев
  3. Указ Правит. Сен. от 23 марта 1882 г. за № 4509 и предложение Екатер. губ. на имя город, гол. от 12 апреля 1882 г. за № 1537
  4. Ведом. Р.н/Д Гор. Думы за 1883 г. № 49
  5. Стр. 42-46. Жур. за 1878 г.
  6. Стр. 36-39. Журналы за 1881 г.
  7. Затраты гор. на народ. Образ. Составляют 131,021 р. с.
  8. Кроме указханных, источники: Вед Р н/Д Гор. Д. за 1886 г. № 2, 12. Жур. засед. за 1885 г. стр. 31, 67, 180, 223, 276, 312, 413 и 417.

Начало см. История Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История Ростова-на-Дону. Глава 42. Ч. 1

ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"