Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Масловский А. Н. Резня 1370 года в Азаке // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 125-131. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/19/art.aspx?art_id=1386

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й

История города Азова

А. Н. МАСЛОВСКИЙ

РЕЗНЯ 1370 ГОДА В АЗАКЕ

К 645‑летию трагедии в золотоордынском Азаке

Наука, пожалуй, не знает других примеров, когда история столь большого государства, каким была Золотая Орда, оказалась бы столь мало известна. И ведь речь идёт не о Древнем Египте. Со времени гибели большинства золотоордынских городов прошло чуть больше 600 лет. Государство это находилось не за тридевять земель в тропических морях. Нет, оно находилось почти в центре Европы, и жители окрестных стран часто его посещали. Когда в Европе появилось книгопечатание, Золотая Орда ещё была жива. В самом государстве существовали развитое бюрократическое делопроизводство, переписка книг, мечети и медресе, монастыри и церкви со своими учёными книжниками.

При всём том не только простые любители истории, но и большинство профессиональных историков имеют очень скудные и обрывочные знания о Золотой Орде. Особенно если сопоставить их с нашими знаниями об истории XIV века Франции, Англии или даже Руси, Византии, Ирана. Причина этого – масштабная катастрофа, постигшая сначала оседлое, а затем и кочевое население Золотой Орды. Она уничтожила практически все письменные свидетельства, хранившиеся на её территории. В результате изучение истории Золотой Орды строится на очень скудных и отрывочных данных, содержащихся в письменных источниках, сохранившихся на территории стран, контактировавших с Ордой. Учёных книжников Ирана, Италии или Руси интересовали в основном те факты, которые могли отразиться на жизни их стран, или самые общие сведения о состоянии далёкой Орды. Купцов же, банкиров и нотариусов интересовали только данные о конъюнктуре в самых важных торговых центрах.

В итоге нам неизвестен даже полный список правителей Золотой Орды. Относительно ряда из них существуют разногласия о времени их правления. Нам неизвестны названия даже некоторых крупных городов, не говоря уже о небольших, и уж тем более неизвестно, когда они были основаны. Сколько вообще городов было на территории Орды? Неудивительно, что для изучения Золотой Орды большое значение приобретают результаты археологических исследований, начатых в широких масштабах только в 1959 году работами Поволжской археологической экспедиции.

Самым, пожалуй, драматическим и вместе с тем мало освещённым периодом в истории Золотой Орды стала затяжная смута, которая в российской исторической науке получила название, заимствованное со страниц русских летописей, – «великая замятня» (1359–1381).

В 1359 году был убит хан Бердибек, который после смерти отца убил 12 своих братьев, чтобы избавиться от возможных соперников. В государствах чингисидов не существовало общепринятой и юридически оформленной системы престолонаследия. Фактически любой потомок Чингисхана мог претендовать на ханский престол. В условиях многожёнства число принцев‑огланов через несколько поколений исчислялось десятками и сотнями. Передача власти в Золотой Орде и раньше почти всегда сопровождалась насилием, но после смерти Бердибека ни один из возможных многочисленных претендентов на ханский титул не обладал бесспорными правами на престол. И, что ещё более существенно, ни у одного претендента не было достаточно мощной армии. За каждым стояла группировка племенной и чиновной знати со своими воинами. В результате в государстве началась череда переворотов. Большинство ханов правили не более года, а иногда срок их правления ограничивался месяцем.

Неуверенность новых правителей в своих силах приводила к эскалации насилия. Теперь убивали не только свергнутых властителей, но вырезали целые группы населения. Повсеместно при раскопках золотоордынских городов фиксируются следы погромов и пожаров. Иногда удается установить время событий. Так, разгром Болгара произошёл в 1361 году. В 1366‑м погибли целые районы столичного Сарая вместе с аристократическими усадьбами [1, с. 64]. В результате ряда погромов в другом столичном городе, Сарай ал‑Джедиде, жизнь едва теплилась.

Атмосферу этого времени хорошо передаёт запись, сделанная Степаносом, сыном Натера, в Солхате (1363): «…и в сём году была смута возмущения из‑за плотских властелинов мира, так как нету главы – царя, который утвердил бы мир и по господнему слову не допустил бы разделения царства, по причине чего начальник сего города (Кутлуг‑Тимур. – А. М.) режет яму, роет ров вокруг города и много домов с основ разваливает, и разруха – нечислимая, и каждый встревожен…» [2, с. 41].

Положение городов усугубляло то обстоятельство, что в период расцвета государства строить укрепления вокруг городов было запрещено государственной властью. Теперь, в разгар смуты, это сделало города беззащитными. Многие из них спешно принялись строить укрепления. Началось строительство укреплений и в Азаке [3, с. 144, 148]. Неизвестно, было ли завершено их строительство, но городу они не помогли.

После череды переворотов государство начинает распадаться на части. Одним из двух крупнейших осколков становится Орда, возглавляемая высокопоставленным военачальником – темником, то есть начальником десяти тысяч Мамаем, бывшим беклярибеком [16]. Он имел военную силу, но не был чингисидом и не имел прав на титул хана. Однако в его распоряжении было много огланов‑принцев, имевших права, но не имевших возможности их реализации. Один из таких огланов по имени Абдалла и провозглашается ханом. По данным нумизматики и русских летописей, он начал своё правление между мартом и октябрем 1361 года [4, с. 118]. По мнению большинства исследователей, он становится ханом в 1362 или 1363 году [5, с. 159]. Его номинальная власть простирается от Дуная до Волги. Но даже здесь Мамаю приходилось бороться с правителями отдельных улусов [17]. В Заволжье хаоса было ещё больше. Вскоре русские летописи, которые до этого кратко сообщали об очередной смене правителей («хан убиен бысть»), вовсе перестают отмечать события «замятни». Наверняка в первые годы смуты Азак подвергался погромам, однако догадки историков об их времени и обстоятельствах [5, с. 159] являются только догадками.

Данные археологии говорят о том, что период правления хана Абдаллы для Азака был благополучен. И дело не только в количестве мелкой медной монеты, отчеканенной в городе в эти годы. Азак переживает новый подъём после относительного упадка, связанного с пандемией чумы 1346–1347 годов. Достигает расцвета местное гончарное производство, особенно изготовление поливной посуды. Развивается металлургия и металлообработка. Этим коротким периодом датируется большинство комплексов, богатых находками импортной дорогой парадной керамики. Появляется новое население с новыми типами жилищ. Этот расцвет вполне понятен. Азак являлся наиболее крупным экономическим центром на территории, которую надёжно контролировал Мамай. Это не значит, что город стал выполнять функции столицы. Столица была в ставке хана, и эта ставка перемещалась по степи. Тем не менее функция экономического центра Орды Мамая способствовала притоку сюда богатств и зажиточных жителей, в том числе переселенцев из заволжских столичных городов.

Мамай на протяжении 1360‑х годов неоднократно захватывал заволжские города, стремясь установить свою власть на всей территории Золотой Орды, и чеканил в Сарае монету от имени своего хана Абдаллы. Последние дирхемы от его имени в Азаке были выпущены в 770 году хиджры [18] (16.08.1368 – 05.08.1369). Известны и дирхемы с его именем, отчеканенные в 771 году хиджры (05.08.1369 – 25.07.1370) [6, с. 278].

Впрочем, последние являются предметом спора специалистов. В Рогожском летописце в начале статьи о событиях 6879 (1370) года перед сообщением о весеннем наводнении говорится: «Мамаи у себе в Орде посадил царя другого Мамат Солтан» [7, стб. 92]. Куда делся предыдущий хан, не поясняется. Удивительно, но после 770 года хиджры на десять лет, до прихода к власти Тохтамыша, перестаёт работать активный до этого монетный двор Азака [8, с. 496]. Более того, при раскопках в Азове почти не находят монет, отчеканенных в 1370‑е годы на других монетных дворах городов Золотой Орды. Почему смена ханов в Мамаевой Орде привела к прекращению работы монетного двора Азака? Это один из тех вопросов, которые историки не замечают из‑за отсутствия данных, позволяющих на них ответить.

Ситуация изменилась в 2002 году, когда при исследовании подвала дома на участке по ул. Измайлова, 49, были обнаружены захоронения большого числа людей [9, с. 84]. Захоронения людей в необычных местах в Азаке находили и ранее, но на этом раскопе они поражали воображение. Самое большое скопление содержало свыше 150 человеческих останков. Во втором по численности скоплении были кости предположительно 22 человек. Отдельно пирамидкой были сложены 18 черепов, к тому же имелось ещё несколько отдельно лежащих человеческих останков. Кроме того, масса отдельных костей и их фрагментов находилась выше, в заполнении подвала. К сожалению, не весь подвал удалось раскопать. Часть его уходила на соседние участки, а часть человеческих костей была уничтожена строительным экскаватором.

Удивительна была и сохранность костяков. Некоторые скелеты сохранились целиком до последней фаланги пальца. Иногда перед нами была нижняя или верхняя половина скелета или скелет без костей рук и рёбер. Иногда отдельно лежащая рука с лопаткой и ключицей. А порой и вовсе кучка сложенных вместе разрозненных костей от разных скелетов. И кроме этого были отдельно лежащий череп девочки с шейными позвонками и серьгой и почти полный скелет женщины с костями черепа младенца ниже грудной клетки. У многих черепов разрушена лицевая часть.

Сразу же стало ясно, что перед нами захоронение жертв массового убийства. Жертв эпидемий и голода так не хоронят. И первым вариантом интерпретации стало отнесение этого комплекса к 1395 году, когда город Азак был сожжён правителем Средней Азии Тимуром. Следы пожаров и убийств, обнаруженные в Азаке ранее, связывали именно с ним [10]. Возможно, это убийство так и приписали бы Тимуру, если бы среди человеческих костей не были обнаружены две стопки монет. В одной лежало 20 медных и 2 серебряные монеты, во второй 4 медные монеты. Найдено было также несколько единичных монет. Эти нумизматические находки и позволили установить, что массовое убийство произошло не в 1395, а в 1370 году [8, с. 500]. То есть время убийства совпадает со временем смены ханов в Мамаевой Орде и прекращением чеканки монеты азакским монетным двором.

Что же произошло и в чем причина этих событий? Ответ мы находим в Никоновской летописи в статье за 6888 (1380) год, когда летописец, обличая Мамая, в числе прочего, упоминает следующее: «Таже и самого царя своего уби, его же точию именем имеаша во Орде своей цари, сам же вся владеаша и творяша, увидя же, яко любять таторове его царя его, и убояся, еда како отъеметь от него власть его и волю его, и того ради уби его и всех верных его и любящих его» [11, с. 46]. Правда, имя хана не упоминается. Неясно, когда вообще произошло это событие. Может быть, имелся в виду следующий хан‑марионетка Мамая Мухаммед, смещённый около марта 1377 года? Наиболее авторитетные авторы выражают сомнения относительно того, какой смертью умер Абдалла [6, с. 279]. Другие исследователи отрицают саму возможность того, чтобы Мамай убил своего ставленника.

Это мнение аргументируется тем, что, во‑первых, русские летописи не называют имени убитого царя, а во‑вторых, конечно же, русские летописи сознательно клеветали на Мамая, превращая его в узурпатора [5, с. 348, 351].

Итак, с одной стороны сомнения историков, с другой – несомненное свидетельство массового убийства в Азаке в 1369/1370 году. Однако археологические свидетельства для историков, анализирующих письменные и нумизматические источники, – предмет тёмный и непонятный, а потому в расчёт не принимаются. В кулуарах конференций и в Интернете высказывались следующие мнения: 1). Золотоордынские правители не могли убить такое количество своих подданных. Перед нами жертвы эпидемий или голода. 2). Мамай этого сделать не мог, это его соперники захватили и опустошили Азак. 3). В письменных источниках нет свидетельств о погроме Азака в 1370 году. 4). На костяках отсутствуют следы насильственной смерти.

Ответ на эти возражения мы дадим несколько ниже. А пока продолжим рассказ о страшных находках. С 2003 по 2013 год было обнаружено ещё 8 мест захоронений жертв событий 1369/1370 года. Возможно, с этими событиями связаны и другие захоронения, в том числе из более ранних раскопок, которые просто не сохранили оснований для их точной датировки.

В пяти случаях обнаружены остатки от 1 до 4 человек. В четырёх случаях – на ул. Пирогова, 11, в 2006 году, ул. Мира, 45, в 2007 году, ул. Измайлова, 49а, в 2002 году, на ул. Ленинградской, 112, 114, в 2011 и 2013 годах – при раскопках были найдены останки десяти и более человек. В трёх случаях на одном раскопе человеческие останки встречены в двух и более комплексах. Во всех случаях захоронены фрагментированные скелеты, иногда отдельные черепа с утраченным лицевым скелетом, отдельные кости. В крупных захоронениях вместе с ними встречаются целые костяки. На костях фиксируются следы зубов животных‑трупоедов. Рядом с костями людей находят медные монеты с изображением большеголовой собаки, отчеканенные от имени Абдаллы. Помимо братских захоронений во многих частях города исследованы заброшенные жилища, иногда со следами пожаров, которые относятся к периоду «великой замятни».

Наиболее интересные результаты получены при раскопках на ул. Ленинградской, на двух соседних участках № 112 и 114 в 2011 и 2013 годах. Здесь в трёх ямах, вырытых для других целей и расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга, были захоронены останки около 70 человек. Одна из ям находилась прямо на городской улице и была выкопана в качестве выгребной. В двух ямах вместе с захороненными скелетами были обнаружены три мини‑клада по три монеты в каждом. Один из дирхемов был отчеканен в 770 году хиджры, то есть в последний год правления хана Абдаллы. В одной яме трупы были уложены почти как сельди в консервной банке. В 2013 году обнаружили также череп, пробитый оружием с длинным округлым в сечении шипом. А значит, следы насильственной смерти на костяках найти всё‑таки можно.

Жертвы резни

(Жертвы резни: Вверху - хозяйственная яма по ул. Ленинградской, 112 со скелетами жертв. Внизу - теменная кость пробитая булавой).

Определения антропологов позволили установить, что среди захороненных преобладают люди со смешанными европеоидно‑монголоидными чертами, характерными для золотоордынских кочевников, в то время как горожане Золотой Орды, и в их числе жители Азака, были преимущественно европеоидами [12, с. 99–102]. То есть смерть выбирала людей с определёнными чертами лица и, наверное, отличающихся по одежде. Учитывая данные антропологов, можно предполагать, что значительная часть погибших могла вообще не принадлежать к числу горожан. Такая выборочность смерти полностью опровергает возможные предположения, что перед нами жертвы голода и эпидемии. Нет такой эпидемической болезни, которая убивала бы только людей с раскосыми глазами. Нельзя также не отметить, что если нет письменных свидетельств о массовом убийстве, то тем более нет свидетельств о пандемии и голоде. А ведь тревожные вести о пандемии привлекали внимание летописцев в первую очередь.

Следует оговорить еще одно возможное возражение нашей интерпретации событий, а именно, что погром Азака устроили противники Мамая. Подобное предположение несостоятельно в силу особенностей военно‑политической организации Золотой Орды. Города не являлись узлами обороны, а только экономическими центрами, и разгромом города нельзя было добиться военной победы. С другой стороны, для того чтобы вражеское войско захватило Азак, располагавшийся в самом центре Мамаевой Орды, и столь основательно его опустошило, необходимо было полностью подавить военный потенциал Мамая. Ни о чём подобном письменные источники нам не сообщают.

Только четверть убитых составляли мужчины и почти 40 % – дети. Почти две трети детей младше 9 лет. Наверняка доля маленьких детей среди жертв была выше. Просто их трупы с большей лёгкостью полностью уничтожались животными‑трупоедами. Людей вырезали целыми кланами. Именно этим и страшны междоусобицы. Убийцы хотели обезопасить себя от кровной мести. Ведь в других случаях они бы продали людей в рабство, а часть девушек и молодых женщин оставили себе.

Почти все захоронения жертв массового убийства найдены в юго‑восточной части города. Именно здесь значительный процент горожан составляли выходцы из степи [13, с. 171– 172].

Нужно сказать, что не только в Азаке находят в последнее время захоронения жертв монгольских воинов. Ряд захоронений, относящихся к 1238 году, был исследован в Ярославле [14, с. 230–265]. И резали не только чужих. В письменных источниках немало свидетельств о том, как убивали не только простых людей, но и принцев‑чингисидов.

Результаты исследований в Азове и сопоставление их с данными, полученными при раскопках в Ярославле, позволяют воссоздать в общих чертах картину событий этой трагедии. Ещё раз подчеркнём, что обрывочные данные иноземных источников, в том числе русских летописей, а также данные нумизматики и археологии не позволяют получить связную картину событий в масштабах всей Золотой Орды или хотя бы в пределах Мамаевой Орды. Нет сообщений письменных источников не только о резне в Азаке в 1370 году, но и о большинстве событий «Великой замятни». Все исторические сочинения на эту тему в настоящее время являются более или менее логически обоснованными гипотезами. Поэтому в своей реконструкции мы будем предельно осторожными и будем держаться твёрдо установленных фактов.

В течение какого‑то времени нарастало напряжение между группировками знати внутри Мамаевой Орды. Никоновская летопись в качестве причины приводит любовь народа к хану. Вероятнее, причины были многочисленнее и сложнее, но их характеристика будет чистой спекуляцией. Вряд ли противники Мамая сидели сложа руки. Ясно только, что Мамай их опередил. Мы никогда не узнаем, произошло ли крупное сражение между противоборствующими сторонами, или сторонников Абдаллы застали врасплох. Неясно, какую поддержку оказал Азак Абдалле и оказывал ли он её вообще. По крайней мере, накануне роковых событий рядом с Азаком находилась большая группа сторонников Абдаллы.

Ясно, что основные драматические события разворачивались вне города. Даже профессиональные историки не отдают себе отчёта в том, что города Золотой Орды не являлись стратегическими пунктами, за которые велась борьба. Все бои происходили вне городов. Здесь в степях находились вооружённые люди, которые любили Абдаллу. Именно поэтому в отличие от Ярославля, где фиксируются многочисленные следы боевых ранений и убийств бегущих людей [14, с. 245–247], в Азаке на человеческих костяках почти нет выразительных следов от оружия. К тому моменту, когда на улицах города начали убивать женщин и детей, мужчины‑воины были большей частью или мертвы, или обезоружены и связаны. Можно говорить о том, что перед смертью людей собирали в большие группы, то есть за ними не гонялись по улицам, а резали как стада овец. Поэтому в отдельных участках города скопились большие груды трупов.

Когда же произошла резня? 770 год хиджры закончился 5 августа 1369 года. Если же достоверна информация о дирхемах, чеканенных от имени Абдаллы в 771 году хиджры, то он благополучно дожил до осени 1369 года. Новый хан был посажен Мамаем на престол до 1 марта 1370 года. Таким образом, мы с большой долей уверенности можем предположить, что устранение противников Мамая пришлось на холодное время года. И это позволяет объяснить ряд фактов.

Для того чтобы животные‑трупоеды так обглодали такое количество тел, должны были пройти месяцы. Непонятно, как оставшиеся в живых горожане терпели в течение нескольких месяцев эту картину и смрад разлагающихся трупов. Даже если среди живых не осталось родственников или друзей убитых и соображения религиозного милосердия их не волновали, жители Азака должны были захоронить трупы просто из чувства самосохранения, чтобы предотвратить угрозу эпидемии.

Предположение о том, что убийство происходило в зимние месяцы, объясняет это. Груды трупов были частично занесены снегом. Именно поэтому в одном захоронении некоторые скелеты мы находим сильно фрагментированными, а некоторые абсолютно целыми. Просто некоторые трупы были скрыты большими сугробами. Для уцелевших горожан захоронить тысячи трупов в промёрзшем грунте было просто невозможно. Только с приходом весны, после того как снег растаял, земля согрелась и человеческая плоть стала разлагаться, начали работать похоронные команды. Они не уносили убитых далеко, а просто сбрасывали останки в любые имевшиеся погреба и котлованы заброшенных жилищ. Именно поэтому на ул. Ленинградской скелеты оказались сложенными в три расположенных по соседству ямы. Просто людей в этом месте было убито много, а ям поблизости мало. Такую же картину зафиксировали и археологи в Ярославле. Здесь также убийство произошло зимой, а захоронены жертвы были только летом в первых попавшихся подвалах [14, с. 232, 259]. Только на ул. Пирогова в Азове некоторым погребённым, кажется, пытались придать какую‑то позу.

Кстати, организация Мамаем карательной экспедиции в холодное время вполне логична.

Кочевники, основная часть вооружённых сил Золотой Орды, зимой наиболее уязвимы. В это время они рассеяны на большой территории. Их сложно быстро собрать в одном месте. Их стада и семьи малоподвижны, а лошади к концу зимовки отощали. Небольшому подготовленному войску не составит труда уничтожить кочевья.

Масштабы резни, зафиксированные при раскопках в Азаке, поражают. Расчищены остатки примерно 300 человек. А ведь исследована лишь очень небольшая часть территории города. Если добавить тех, чьи тела были полностью уничтожены трупоедами, и тех, кто погиб в степи и не был захоронен вовсе, мы получим многие тысячи жертв. Даже если среди погибших было сравнительно немного горожан, погром 1369/1370 года нанёс Азаку очень тяжёлый удар. Погибло много аристократов и кочевников, покупавших городские товары и продававших скот. Некоторых горожан Мамай, очевидно, переселил в новые городки, созданные им на Северском Донце, которые исследуются археологами Донецка и Луганска. К 1381 году территория города сократилась как минимум втрое. И всё это без вторжения чужеземных захватчиков.

Трагедия людей в одном регионе безразлична жителям других мест. Таких трагедий в истории человечества бесчисленное множество. Чаще всего от жертв массовых убийств не остается даже захоронений. Резня в Азаке зимой 1369/1370 года не оставила на страницах летописей почти никаких следов, если не считать невнятного сообщения Никоновской летописи. Если бы не раскопки азовских археологов, эта страница истории была бы вырвана бесследно.

В настоящее время в научной литературе можно встреть статьи с названиями вроде «Золотая Орда как цивилизация» [15]. Когда вы будете читать подобную статью, представьте себе такую картину.

…Морозные сумерки короткого дня. Пустырь на месте заброшенной усадьбы, рядом с улочкой на восточной окраине средневекового Азака. Стелется дым и пахнет гарью от догорающих домишек и богатых усадеб. Залитый кровью вытоптанный снег. Цепь из всадников в полушубках на низеньких лошадках. Они хорошо потрудились, и их седельные сумки полны добычи. Невдалеке десятник нукер доедает кусок тёплой жирной баранины на кости. Воин с раскосыми глазами и перепачканным лицом деловито перерезает горло очередной маленькой черноволосой девочке, своей соплеменнице, стоящей перед ним на коленях. Осталось немного – десяток, два. Смертельно напуганные дети большей частью молчат, дрожа от холода. В глазах застыли слезы. Их родители уже убиты. Груда трупов. Некоторые тела раздеты. Другие в заношенной порванной одежде. Струйки ещё недавно дымившейся крови уже покрылись льдинками. Крупные снежинки медленно падают на застывшие лица убитых…

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Рудаков В. Г. К вопросу о хронологии и топографии Селитренного городища эпохи Тохтамыша (1380–1396 гг.) // Поволжье в средние века. Нижний Новгород, 2001.

2. Мыц В. Л. Каффа и Феодоро в XV веке. Контакты и конфликты. Симферополь, 2009.

3. Масловский А. Н. Раскопки в Азове в 2003 году // Историко‑археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2003 г. Вып. 20. Азов, 2004.

4. Кучкин В. А. Ханы Мамаевой орды // 90 лет Н. А. Баскакову. М, 1996.

5. Почекаев Р. Ю. Цари Ордынские : биогр. ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2012.

6. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. М. ; Л., 1950.

7. ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Рогожский летописец. Петроград, 1922.

8. Масловский А. Н., Фомичёв Н. М. О дате побоища в Азаке времени «великой замятни» в Орде // Историко‑археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2003 г. Вып. 20. Азов, 2004.

9. Масловский А. Н. Раскопки в г. Азове в 2002 году // Историко‑археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Вып. 19. Азов, 2004.

10. Гудименко И. В. Археологические свидетельства погрома Азака Тамерланом в 1395 г. // Историко‑археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1995–1997 гг. Вып. 15. Азов, 1998. С. 283–290.

11. ПСРЛ. Т 11. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1897.

12. Батиева Е. Ф. Антропологические материалы из массовых захоронений золотоордынского города Азака // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Кн. 1. CПб., 2012.

13. Масловский А. Н. Золотоордынский Азак и кочевники. Пути интеграции в городскую жизнь и влияние на судьбу города // История и культура средневековых народов степной Евразии : материалы II Междунар. конгресса средневековой археологии Евразийских степей (Барнаул, сент. 2012 г.). Барнаул, 2012.

14. Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия. М., 2012.

15. Крамаровский М. Г. Золотая Орда как цивилизация // Золотая Орда. История и культура. СПб., 2005. С. 13–172.

16. Высшее должностное лицо в государстве после хана, совмещающее функции военного министра и министра внутренних дел.

17. Улус – «народ»; слово, использовавшееся для обозначения и всего государства, и его частей разного размера.

18. Хиджра – мусульманское летосчисление, начинающееся с момента переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Летосчисление ведется в большинстве стран по лунному календарю, и потому годы хиджры короче солнечных и для их пересчёта на наш календарь используется специальная формула.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"