Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Матвиенко А. М. Голод в станице Морозовской // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/11/art.aspx?art_id=1710

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2019-й

Морозовский район Ростовской области

А. М. МАТВИЕНКО

ГОЛОД В СТАНИЦЕ МОРОЗОВСКОЙ

В списке похороненных в станице Морозовской на бывшей станичной площади Героев Гражданской войны из девяти похороненных пять погибли как «бойцы хлебного фронта». И это не просто речевой оборот. Продотряды, направлявшиеся на «заготовку хлеба», были вооружены как перед войсковой операцией. «Противник», прошедший Первую мировую и Гражданскую войны, умел пользоваться оружием не хуже продотрядовцев. В списке погибших «заготовителей» указаны:

«Балышев – представитель Московского Упродкома, один из организаторов «Хлебного фронта».

Синельников – уполномоченный по продналогу, активный боец «хлебного фронта».

Шиянов Иван Антонович – председатель Владимировского сельсовета, зверски замученный бандитами в коммуне имени Чумакова при выполнении задания по заготовке хлеба.

Ляшенко Тихон Александрович – председатель Морозовского станичного совета. Погибший от рук бандитов при выполнении партийного задания по заготовке хлеба в станице Маньково-Берёзовской.

Миронов Андрей Иванович – председатель Морозовского станичного совета. Принял мученическую смерть от рук бандитов 11.11.1921 года на хуторе Пришиб при выполнении партийного задания по заготовке хлеба».

Именами Ляшенко и Миронова названы улицы Морозовска. Данных об их жизни немного. Тихон Александрович Ляшенко упоминается в историко-краеведческой книге «Морозовск» и как председатель и как член большевистской группы, действовавшей в 1905 году. В первом издании книги его называют адвокатом, во втором – машинистом парового двигателя на мельнице Щепкина. Имя Андрея Ивановича Миронова нигде, кроме хлебозаготовок, не упоминается.

Результатом сражений на «хлебном фронте», усугублённых засухой 1921 года, стал голод, охвативший в том числе и территорию нынешнего Морозовского район.  Ели всё, что можно. В речке Быстрой выловили всех лягушек [1].

25 апреля.1922 года на площади возле станичного храма Рождества Пресвятой Богородицы собралась трёхтысячная толпа  в ожидании предполагавшегося расстрела двадцати четырёх людоедов. Волнения были связаны и с предстоящим изъятием церковных ценностей [2].

Новая власть не знала других методов, кроме насилия. В приказе по Морозовскому окружному продовольственному комитету  № 19 от 15 мая 1921 года руководителям местных исполкомов вменялось в обязанность выбрать из числа местного населения заложников, и в случаях хищения собранных с крестьян продуктов или задержки в их перевозке к заложникам принимать «крайние меры». Такие же меры должны были применять и к виновным при их обнаружении. Приказ был подписан председателем окружного ревкома Глуховым и членами продкомиссии. Неслучайно такие документы находились под грифом «секретно» все годы советской власти [3].

На помощь гибнущим от голода пришли международные благотворительные организации, в том числе и Американская Администрация Помощи (АРА). Территория нынешнего Морозовского района входила в Царицынскую зону деятельности АРА. Была создана сеть питательных пунктов, в том числе два – в Морозовской [4]. Кроме того, оказывалась медицинская помощь, производилась вакцинация населения. Деятельность организации встречала активное сопротивление местных властей.  Работники АРА обвинялись в контрреволюционной деятельности. Активным борцом против АРА  был морозовчанин, чекист Александр Антонович Поляков, рассказавший об этом в книге «Диверсия под знаком помощи».

Для сбора средств в целях оказания помощи голодающим советское правительство организовало изъятие церковных ценностей. В Морозовском округе была образована соответствующая комиссия.  В неё вошли Савельев, Зеленскаий, Харченко [5].

17 июня 1922 года на заседании пленума Морозовского окружного комитета РКП (б) сообщалось, что «кампания по изъятию церковных ценностей прошла успешно, результаты изъятия незначительны, что объясняется тем, что церкви в нашем округе слишком бедные [6].

В акте осмотра Николаевской церкви станицы Вольно-Донской комиссией  по изъятию церковных ценностей указывается:  « Единственная ценность серебряная риза весом не более 20 золотников на храмовой иконе Николая Чудотворца. Решено изъятия её как единственной ценности в беднейшей из церквей не производить» [7].

В протоколе №7 от 23 апреля 1922 года общего собрания милиции Морозовского округа собрание постановило первым пунктом одобрить работу окружной комиссии по изъятию церковных ценностей, вторым пунктом брало на себя обязательства «до 1-го июля производить один раз в месяц отчисления в пользу голодающих в размере 5% получаемых продуктов питания и 50% месячного жалования, сдавая  таковые в октрансу помгола. Снабжение же детского “Очага № 2” с милиции снять» [8].

В марте 1921 года X съезд РКП (б) принял решение ввести в стране новую экономическую политику. Эта политика официально продолжалась до 1931 года. В стране начался экономический подъём, крестьяне могли продавать выращенный урожай, покупать промышленные товары, что в свою очередь стимулировало развитие промышленности. Однако в результате принудительной всеобщей коллективизации в 1933 году экономические отношения вновь были разрушены, и вновь вспыхнул голод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник на бывшей станичной площади у храма Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время это территория воинской части. Храм, в годы Советской власти бывший собственностью воинской части в качестве авторемонтных мастерских и вещевого склада, во время восстановления отгорожен от территории части.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. П. А. Тарасов. «Давно. Недавно. Сегодня». Ч. 1. С. 314. Рукопись. Морозовский районный архив.

2. Шадрина А. В., Табунщикова Л. В.. Изъятие церковных ценностей в Донской области. Российская академия наук. Южный научный центр. С. 196.

3. Морозовский районный архив. Протоколы исполкома Морозовского округа.

4. Cyberleninka.ru. В. А. Погромский. Деятельность Американской Администрации помощи в Царицынской губернии и прилегающих территориях в период голода 1922–1923 гг. Черноморский ГУ. Николаев. Таблица 2.

5. ЦДНИРО. Ф, 71. Оп. 1. Д. 5, Л. 57.

6. ЦНИРО. Ф. 97. Оп.1. Д. 20, Л. 32.

7. Шахтинский ЦХАД. Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр.14.

8. Шахтинский ЦХАД. Ф. 53. Оп. 2. Д.9. Л. 6.

Выражаю глубокую благодарность краеведу Константину Васильевичу Камышану за помощь в сборе архивных материалов

 

 

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"