Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Камышан К. В. Разливался над степью звон колоколов...// Донской временник  Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1847

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й

Храмы и монастыри на Дону

К. В. КАМЫШАН

 

РАЗЛИВАЛСЯ НАД СТЕПЬЮ ЗВОН КОЛОКОЛОВ...

Из истории Троицкой церкви хутора Казачий Весёловского района

В центре хутора Казачий, расположенного на левом берегу реки Маныч в западной стороне балки Хомутец, на границе с Сальским округом, входившим в начале ХХ века в юрт станицы Багаевской Черкасского округа, в 1906 году освятили Троицкий храм.

Вот как описывает историю его постройки А. И. Черевков: «В хуторе Ажинове на средства прихожан построили большую кирпичную церковь, с подвалом, позолоченными крестами, и решил тогда конезаводчик Корольков купить у ажиновцев старую, деревянную церковь и поставить её в Казачьем. Обоз в пятьдесят подвод отправился в Ажинов. Казаки разобрали церковь, уложили брёвна и подтоварники на подводы, забрали старые образа и отправились в обратный путь. Так в хуторе Казачьем, на самом почётном месте, между лавками и винным погребом, на широкой площади решили построить церковь. Черкасская епархия прислала священника – отца Василия, псаломщика на месте подобрали, а звонарём назначили Сёмку Рябкина, человека, обладающего большими музыкальными способностями. Первая литургия в казаченской церкви состоялась 7 апреля – на Благовещенье...

Во второй половине дня подвыпившие казаки решили осмотреть деревянную колокольню. С неё хутор смотрелся особенно красиво: ровные квадраты улиц и переулков, дома утопали в деревьях, только начинающих распускать листья, а на веранде дьяк Порфирий размахивал руками, как бы дирижируя граммофону» [1].

Красивая история! Обратиться к ней я решил после того, как в архивах нашел документы и свидетельства тех времён. Где вымысел, а где правда, попробуем выяснить, обратившись к исследованию А. В. Шадриной.

«На протяжении XIX в. на Дону самыми распространёнными были деревянные  церкви. Чаще всего это была сосна, но наиболее дорогостоящие церкви строились из дуба. Деревянные церкви предпочитали строить, во-первых, по причине относительной дешевизны, во-вторых, деревянное здание было легко разобрать и вновь сложить, заменив вышедшие из строя части, в-третьих, при переходе станиц и хуторов с одного места на другое такую церковь возможно было перенести, не затрачивая при этом значительных средств. <…> При постройке нового деревянного или каменного храма старое церковное здание обычно продавалось в другой населённый пункт, желавший построить у себя церковь либо применить дерево для каких-либо других построек» [2, с. 16–17].

О таком повороте дела как раз и писал Черевков, но здесь нас ждут разочарования в красоте истории.

Из того же справочника мы узнаём, что первая церковь Рождества Богородицы в хуторе Ажинов Бессергеневской станицы 1-го Донского округа Багаевского благочиния была построена до 1850 года – когда её сменила новая, представлявшая собой дощатый домик без купола; а спустя семь лет появились три придела и колокольня, соединённая с основным зданием. В 1890 году стали собирать деньги на строительство новой, тоже деревянной, которое началось в 1900 году. И в частности сообщается: «После постройки нового храма в 1903 г. старый храм предполагалось сломать и сжечь. Однако казаки хут. Ажинова Тимофей Игнатьевич  и Иван Игнатьевич Нестеровы … возбудили ходатайство перед архиепископом Донским и Новочеркасским… о переносе старого храма на кладбище хутора Кудинов. <…> Духовенство церкви хут. Ажинов воспротивилось переносу церкви в хут. Кудинов, опасаясь снижения собственных доходов. <…> 3 ноября 1904 года указом императора ходатайство… было отклонено по причине нежелания жителей хут. Кудинов иметь церковь» [2, с. 19–20].

Дальнейшая судьба церкви неизвестна.

В этом же справочнике находим: «Казачий хутор Багаевской станицы, Черкасский округ, Кагальницкое благочиние. Троицкая церковь.

Построена в 1906 г. на средства прихожан (и пожертвования местных коннозаводчиков и землевладельцев Корольковых, Юндиных, до этого хуторяне  были  прихожанами  Успенской церкви хутора Весёлый. – К. К.). Деревянная на

каменном фундаменте, с такой же колокольней в одной связи. Однопрестольная» [2, с. 157].

Служители

И ещё интересные факты узнаём из Памятных книжек 1906–1916 годов и фактографического справочника церковных клирках церквей Войска Донского. В них указаны данные священников, в разные годы служивших в церкви хутора Казачий.

Так, первым был Мит. (Митрофан?) Долговский (1906–1908) [3, с. 158]. Его сменил Василий Кожин (1908–1914) [4, с. 501].

В справочнике А. В. Шадриной приведена биографическая справка о Кожин Василии Ивановиче Кожине, выдающемся деятеле: «Сын псаломщика иногороднего происхождения, родился в станице Кумылженской Хопёрского округа в 1886 г. 8 июня 1907 г. окончил Донскую духовную семинарию по первому разряду. <…> 13 июля 1908 г. Высокопреосвященнейшим Афанасием… рукоположен в сан священника и назначен к служению в Троицкой церкви хутора Казачьего… <…> С 6 октября 1908 г. состоял заведующим и законоучителем церковной школы грамоты хутора Казачьего. 9 октября 1908 г. епархиальным начальством был утверждён законоучителем местной министерской школы. Жена Любовь Павловна, 1888 г. р. Дети: Геннадий, 1909 г. р. <…> 21 сентября 1931 г., будучи в брачном состоянии, был хиротонисан (посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды. – К. К.) во епископа Темрюковского, викария Кубанской епархии. <…> Пребывал в обновленческом расколе до 1945 г. Принят чрез покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Овдовел в 1945 г. и пострижен в монашество с именем Гермоген и вскоре возведён в сан архимандрита. 16 февраля 1946 г. в зале заседаний Св. Синода наречён во епископа Казанского и Чистопольского.18 февраля 1946 г. рукоположен во епископа Казанского и Чистопольского. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Аоексий, епископы Можайский Макарий и Кировоградский Сергий. Одновременно назначен ректором Московской духовной академии и  Московской духовной семинарии. В 1948 г. на Пасху был возведён в сан архиепископа» [5, с. 307].

Продолжал служение в Казанской епархии до 1949 г., Краснодарской епархии – с 1949 по 1954-й, и в начале того же года его направили в Соединённые Штаты Америки для организации епархии Русской православной церкви. А 19 мая он возведён в сан митрополита Алеутского и Северо-Американского. «За четыре месяца пребывания в Америке митрополит Гермоген принял меры к ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке и посетил целый ряд патриарших приходов, рассеянных по всей стране» [6]. Скончался 3 августа 1954 года от инфаркта миокарда, пребывая на лечении в Краснодаре. 6 августа 1954 года отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Погребен в каменной усыпальнице в правом приделе кафедрального собора города Краснодара» [7].

Именно при о. Василии Кожине создаётся в 1912 году церковно-приходского Вонифатиевского общества трезвости в хуторе Казачьем [8].

Дело в том, что в Российской империи появились Попечительства о народной трезвости. Предполагалось, что с их помощью возможно отвлечь народ от пьянства путём устройства общедоступных развлечений, чтений, чайных и т. д.; а к  святому мученику Вонифатию обращались в молитве, чтобы преодолеть пагубную страсть.

В 1914 году на место священника заступил Василий Щербаков [4, с. 501].

Псаломщиками в разные годы были Иван Иванович Силкин, Евгений Малахиев, Дмитрий Михайлов, Кирилл Стефанов и Николай Григорьев [4, с. 501].

Церковным старостой с момента освящения церкви был казак Картушин Фёдор Иванович, а просфирницей Александра Лаврентьевна Беремцева (казачья дочь) [4, с. 501].

Последним настоятелем храма был протоиерей Григорий Васильевич Левчук [9]. Родился он в Замостском уезде Холмской губернии, в местечке Тышовцы (ныне Польша), в крестьянской семье. По окончании Духовного  училища  в 1901 году был рукоположен в

священники и направлен на службу в ту же губернию. С началом Первой Мировой войны о. Григорий добровольно ушёл на фронт и в 1914–1918 годах исполнял обязанности священнослужителя в Борисово-Глебском пехотном полку и в госпиталях.

Помимо своих основных обязанностей (проповедь евангелия и совершение таинств), полковой священник должен был помогать врачу в перевязке ран, руководить выносом с поля боя убитых и раненых, извещать родных о смерти воинов, заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, устраивать походные библиотеки. Кроме того, ему предписывалось собирать сведения о подвигах всех воинских чинов своей части, критически исследуя каждый случай. Местом пребывания военного священника был перевязочный пункт на  передовой.

За отличия и пастырское служение на поле брани о. Григория наградили орденами  Святой Анны и Святого Владимира.

Новая власть не нуждалась в попах, и в 1918 году статус военных священников упразднили. о. Григорий вернулся в один из приходов Донской епархии, а в 1933 году в статусе протоиерея стал настоятелем Свято-Троицкой церкви, где служил до её закрытия в 1937 году.

После этого о. Григорий открыл молельный дом, но в октябре его арестовали и осудили тройкой при УНКВД СССР по Азово-Черноморскому краю. Обвинили в «проведении среди населения контрреволюционной террористической и погромной агитации», дали десять лет исправительно-трудовых лагерей. 11апреля 1938 года батюшка скончался  в таганрогской тюрьме.

С 1926 года и до закрытия церкви  псаломщиком в ней служил двоюродный брат моего деда Матвей Васильевич Камышан. Духовное образование он получил в Харьковской губернии.

В 1925 году большое семейство Камышанов переселилось на вольные земли и обосновались в новом хуторе Прогресс. Матвея Васильевича пригласили  на должность псаломщика в церковь хутора Казачий.

В обязанности псаломщика входили исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и вся переписка по церкви и приходу. Он вёл метрические книги, обыскные книги для записи венчаний, исповедные росписи, клировые ведомости.

В 1937 году Матвей Васильевич стал трудиться в колхозе хутора.

До войны никто из прогресских мужчин рода Камышанов не служил в армии: согласно закону об обязательной военной службе от 1925 года, в неё не призывались лица эксплуататорских классов (дети и близкие родственники бывших дворян, купцов, фабрикантов, офицеров царской армии, священнослужителей, кулаков и казаков). С 1935 года разрешили призывать на службу казаков, а закон от 1939 года отменил все ограничения. С началом войны все одиннадцать мужчин моего рода стали  фронтовиками, трое из них сложили головы за Отечество.

В 1942 году на фронт призвали сына Матвея Васильевича – Алексея, а в 1943 и его самого. Воевал в стрелковом полку, имел ранения, одно тяжёлое. Награждён медалью «За боевые заслуги». Умер и похоронен в Прогрессе в 1966 году.

Церковно-приходская школа

В 1906 году при церкви открылось одноклассное приходское училище, о чём упомянуто в «Памятной Книжке Области Войска Донского» [3, с. 158]. В ней же указано, что почётный блюститель училища – казак Ив. Корольков, законоучитель –священник Мит. Долговский, а учитель Савва Кир. Прядкин, помимо своего предмета, преподавал и гимнастику.

В одноклассных приходских училищах курс обучения был рассчитан на два года, в двуклассной – до пяти лет. Программа обучения была несложной: закон Юожий, церковное пение, письмо, арифметика, чтение, гимнастика.

Почётным блюстителем училища избрали Ивана Александровича Королькова – того самого коннозаводчика, чьи пастбища располагались в окрестностях Казачьего хутора.

Многие казачинцы работали у него по найму. В этом звании он пробыл до 1914 года. Затем его сменил сын – С. (?) Иванович Корольков.

Почётные блюстители назначались из лиц преимущественно богатого сословия для попечения заботы о школах – в хозяйственном и нравственном отношении. Каких-либо распоряжений по школе они делать не могли, но должны были  содействовать начальству в устройстве хозяйственной части «единовременными и постоянными приношениями» (пожертвованиями).

«В 1912 г. церкви принадлежали: два деревянных причтовых дома, построенных в 1910 г. на средства общества и попечительства; два деревянных на саманном фундаменте здания в церковной ограде: первое – церковно-приходская школа, рассчитанная на 50 учащихся, с квартирой для учителя; второе – дом для церковного караула; здание из саманного кирпича церковно-приходской школы, рассчитанной на 80 учащихся, в хут. Казённом и там же отдельно стоящий двухкомнатный дом из саманного кирпича для учителя. Оба дома крыты камышом» [2, с. 157].

Савва Кириллович Прядкин учительствовал в церковно-приходской школе с момента ее основания. В 1911 году его сменил Александр Пантелеевич Голодин,  проработавший до 1914-го. В том же году ввели должность заведующего училищем; им стал Иван Георгиевич Автономов, но проработал он всего год; а последним заведующим стал В. Ф. Грицаев.

В 1917 году почти все церковно-приходские школы перешли из ведения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения и прекратили свое существование.

Заключение

После закрытия церковь переоборудовали под клуб.

Старшее поколение ещё помнит его внешний вид: деревянные стены синего цвета, зрительный зал, на стенах – копии больших картин, на одной – Чапаев в конной атаке,  на другой – васнецовский «Бой Пересвета с Челубеем».

В таком виде он просуществовал до 1970 года, после чего на его месте построили Дом культуры.

К сожалению, фотографий ни церкви, ни и клуба найти не удалось.

ИСТОЧНИКИ

1. Черевков А. И. Казачий Хомутец: легенда // Зори Маныча.-1983. – 22 марта. С. 2.

2. Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII в. – 1920 г. Справочник / Отв. редактор А.В. Венков. – Ростов н/Д: Антей, 2014.

3. Памятная Книжка области Войска Донского на 1906 год / Обл. войска Донского Стат. Комитет под ред. секретаря Комитета Ф. Д. Дементьева. Новочеркасск, 1905.

4. Сизенко А. Г. Церковный клирк городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского ХIII в. – 1918 г. Ч. II. Фактографический справочник. – Ростов н/Д: РГСУ, 2012.

5. Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины ХIХ века. Справочник / Отв. редактор А. В. Венков. – Ростов н/Д: Антей, 2014.

6. Священник И. Потапов. Митрополит Гермоген (некролог) 09 сентября 1954 г. – Журнал Московской патриархии, 2012. http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195409661.html

7. Гермоген (Кожин). ДРЕВО – открытая православная энциклопедия. drevo-info.ru›Энциклопедия›23710.html

8. Устав церковно-приходского Вонифатьевского общества трезвости в хут. Казачьем Богаевской ст. О. В. Д. : [Утв. 23 ноября 1911 г.]. – Новочеркасск : «Част. Донская тип.», 1912. – 8 с. http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=764366. Из фондов Президентской библиотеки (СПб).

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"