Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Алексий, иерей. Чудеса в Криничке // Донской временник. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1761

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й

Храмы и монастыри на Дону

Иерей АЛЕКСИЙ

ЧУДЕСА В КРИНИЧКЕ

Уже одна истории открытия и прославления Бабинского Источника отнимает у всякого возможность каких-либо сомнений в истинности его целебной силы, совершенно не давая места подозрению, чтобы кто-нибудь в то время или после был лично заинтересован в таком деле. Своевременно записанные в церковно-приходскую летопись сведения о некоторых случаях исцелений от различного употребления необыкновенной его воды ещё более заставляют людей верующих свято чтить его и убеждают всех в действительности его сверхъестественной целебной силы.

Кто на самом себе испытал эту чрезвычайную силу воды источника, так просто, чистосердечно передают о своих исцелениях, что не остаётся места никакому колебанию и недоверию. Даже против воли, кажется, должно почувствовать, что рассказанное ими всё действительно и точно так именно произошло с ними. Несомненно, они испытали в своём существе проявление силы, может быть, для многих непонятной и необъяснимой, но в то же время для них-то самих очевидной, действенной.

«Их устами действительно говорить сама истина. Благодарные чудодейственной силе, они прославляют её, вовсе не думая о том, как можно объяснить её происхождение. Да и к чему им это? Они довольны тем, что получили искомое и давно желаемое! А кто был тяжко болен, кто .был хоть раз на смертном одре, тот поймёт это очень хорошо. Мы все только должны радоваться, что сила Божия – спасительная для нас – совершается, действует и в наших пре- делах». (Введение в догмат, богослов. Макария, М. Москов.) в данном случае, родной нам Области войска Донского.

Невольно приходится пожалеть только о том, что много записей об исцелениях при Бабинском Целебном Источнике, собранных ещё первым священником в Криничке, о. Львом Соловьёвым (умер в 1866 году), к глубокому, прискорбно, безвозвратно погибли вместе с его библиотекой от пожара, истребившего в апреле 1882 года всю усадьбу брата его о. Стефана Соловьёва, тоже служившего здесь (с  1864 г. – 1880 г.)

Оказались сохранившимися в разных местах следующие сказания о 20 случаях чудесных исцелений в Криничке, которые во избежание печальной участи первых записей и объявляются во всеобщее сведение ради славы Божией и Его Пречистой Матери, а также и для душевной пользы православных боголюбцев. При этом чудеса располагаются в хронологическом порядке, как они происходили одно за другим в действительности, а не в том, как часть их была записана в летописи церковной.

1. На другой день после явления иконы Божией Матери, в Кринице, получила здесь исцеление Матрона Андреева Зотова. С малых лет она проживала в посёлке Кумшатском вместе с своими родителями. В супружество была выдана за новочеркасского казака. Там вскоре же заболела тяжкой, падучей болезнию и принуждена была возвратиться в дом родителей, у которых и страдала ежедневно, от мучительных припадков в течение 18 лет; и вот, когда слух о дивном явлении иконы Богоматери за Тузловом, в Кринице, достиг до родителей Матроны, они решили отправиться с нею туда; но больная не хотела идти сама: пришлось вести её насильно, хотя она продолжала сопротивляться, И всё-таки милостию и заступлением Пресвятой Богородицы мучительная болезнь её с тех пор прекратилась. (Церк. Прих. Лет., л. 2).

Чрез 3 дня после своего исцеления Матрона видела во сне Женщину, необыкновенно миловидную и добрую, очень молодую, одетую в мантию с чёрным покрывалом на голове, но не завязанным. Явившаяся сказала ей: «Матрона! ты должна жить при Моём Источнике и обливать больных». – Послушная этому велению, Матрона с тех пор поселилась при Бабинском Источнике и, свято исполняя его в благодарность за собственное исцеление, прожила здесь целых 39 лет.

До самой своей смерти усердно занималась она благочестивыми подвигами и добрыми делами. В нарочито для того устроенном доме своём она принимала прибывающих сюда с разных сторон богомольцев; бесплатно кормила и поила их; что ей самой щедрые благотворители жертвовали на приём странников, всё это она употребляла на них всецело, ограничивая собственный потребности до последней возможности. Больных не отпускала от себя до тех пор, пока они не выздоравливали; а кому из пришельцев выпадал жребий от Бога здесь же и умирать, она погребала таковых на свой счёт. При этом нашла ещё возможность собрать на построение храма при Источнике около 5000 руб. Мало того; среди лесных пород в роще, окружающей его, лично насадила немало плодовых деревьев, из которых некоторые, наверное, сохранились и до сих пор, и хотя уже устарели, стали дуплисты, приносят ещё иногда прекрасные плоды.

В 19-й статье 3 части церковных метрических книг за 1881-й год значится: умерла 30 марта, погребена 1 апреля Новочеркасской второй станицы казака жена Матрона Андреева Зотова, 80-ти лет, натурально.

Исцеление этой, воистину Божией, старицы, так много потрудившейся здесь, послужило как бы только началом прославления Бабинского Источника. По её первоначальному примеру, хотя и невольному, много других страждущих получали чрез обливание водою из него исцеление или облегчение своих страданий.

2. Так вскоре же после явления иконы Божией Матери в Кринице и исцеления Матроны, а может быть, и ещё некоторых, мимо этого места проезжал на Кавказ какой-то значительный петербургский чиновник для лечения «мучительно невыносимо» недомогания. Заметив необыкновенно большое собрание народа, знатный путешественник полюбопытствовал узнать о причине его. Ему передали недавнем открытии лечебного здесь источника и под свежим впечатлением только что бывших исцелений стали советовать и ему также искупаться в воде сего источника. От долгого, утомительного пути чувствуя большую слабость и едва преодолевая мучения от своей болезни, чиновник так и сделал. После первого  же омовения ему стало гораздо лучше, а затем после нескольких следующих обливаний он совершенно оправился и почувствовал себя настолько здоровым, что благодарный к целебному Бабинскому Источнику, отправился уже не на Кавказ далее, но обратно в Петербург (Лист 8-й на обороте; оба эти случая записаны свящ. о. Ст. Дмитревским, служившим здесь с 1891 по 1898 год).

3. Рассказ 72-хлетнего старика, крестьянина Донской области, Отрадовской волости, слободы Царедар, проживающего в станице Каневской, Кубанской области, Порфирия Саввина Морозова:

«Чувствуя приближения конца моей жизни и сознавая свой сыновний долг, я пришёл пешком к Живоносному Источнику Царицы Небесной поблагодарить Заступницу нашу, дважды  меня восставившую от болезней.

«Ещё в детстве, когда мне было 8 лет (приблизительно, значит, в 1847-м году), я сильно заболел ногами, так что отказался и ходить; нестерпимые боли вынуждали меня кричать без умолку день и ночь. Такие боли продолжались около года. По совету добрых людей родители мои повезли меня в Криничку. С большими трудностями привезли меня сюда. Отслужили здесь молебен, облили меня Св. водой из Источника, и боли мои тут же заметно стихли, а по приезде домой я совершенно был здоров. Этот случай я помню хорошо и в помощь Царицы Небесной верю крепко».

Записано диаконом П. Поляковым в 1911 году (на л. 17-м Цер. Прих. Летописи) со слов неграмотного Морозова в присутствии двух свидетельниц: жены диакона Феоктисты Поля женыд1акона©еоктис-ты Поляковой и крестьянки Ксении Петровой Павловой.

4. Дочь проживающего в городе Таганроге солдата Михаила Зиновьева Голунова – Анна, 15-ти лет, не владела руками и ногами в течение двух месяцев; чрез неделю по приезде из Кринички совершенно сделалась здоровою и чрез пять недель (после этого своего исцеления) приходила пешком сюда (в Криничку) принести свою благодарность пречистой и милосердной Матери Божией за дарованное исцеление в августе 1850 года.

Означенная Анна Голунова приходила вторично 22 апреля 1851 года.

5. Кобылянской станины 2 Донского округа, области войска Донского, жена казака Платона Кустова – Ирина Феодорова приезжала в мае месяце 1851 года с сыном своим Димитрием, 7 лет, который был болен ногами с полгода; ноги, наконец, Димитрию свело и вдобавок oни высохли; приве­зённый к Источнику, во время служения молебна с водоосвящением Димитрий почувствовал облегчение, а по приезде домой стал ходить и чрез месяц совершенно выздоровел. 5 сентября по этому случаю служили благодарственный молебен и литургию.

6. Гундоровской станицы казак Даниил Петров Дыбов исцелился от лихорадки, продолжавшейся с августа до праздника Троицы. Дорогою к Криничке, вёрст за 70, его два раза начинала мучить лихорадка, но после отхода из Кринички более не повторялась. Май 1851 г.

7. Харьковской губернии, Старобельского уезда, слободы Штурмовки, крестьянская вдова Иустиния Евстафиева Дьячкова, 44 лет, исцелилась от падучей болезни. 1851 г.

Этот 1851-й год, по свидетельству пожилых обывателей посёлка Петровского (при Источнике), сохранился в памяти всех, особенно благодатным годом, ознаменованным многими выдающимися чудесами проявления силы Божией в Криничке.

8. Таганрогского округа, слободы Екатериновки, крестьянская дочь Марфа Иоаннова Штола, 16 лет, более года так страдала ревматизмом, что ей свело правую ногу. В мае 1853 года она с родными приехала в Криничку и после молебна почувствовала приятный зуд в ноге; когда же её в купальне при Источнике облили водою из ведра, она тотчас же стала па ногу, а на третий день сама без посторонней помощи могла идти. Женщина эта ещё после 1882 года жива была и здорова; болезнь её с тех пор не повторялась.

9. Екатеринославской губернии, Мариупольскаго уезда, греческого поселения Большой Каракубы, священник о. Кирилл Трифильев в мае месяце 1860–61 года был у Бабинского источника и служил с другим священником литургию; после молебна Божией Матери в каплице о. Кирилл и его товарищ облились, по обычаю, водою из Источника (в особой, для того устроенной купальне) и что же? О. Кирилл, три года страдавший грудной болезнью, сопровождавшеюся сильными коликами и почти непрерывным кашлем, с необыкновенно тяжёлым дыханием, не дававшим ему возможности 10 саженей пройти без отдыха, в купальне же почувство­вать облегчение и исцеление. Лично о. Кирилл, почтеннейшнй старик, передавал о. Митрофану Дамаскииу (священнику в Криничке с 1880–1891 г.) об исцелении своём следующее: когда я, вошедши в купальню, разделся и стал лить па себя воду, то после первого ведра, вылитого в один раз, я почувствовал невыразимый холод, от второго приятное щекотание по всему телу, от третьего сильный жар и как бы стремление паров с головы (самой маковки), необыкновенно приятная теплота во всём теле, и в тоже время я чувствовал, что в груди моей, как бы что-то осунулось вниз и первый раз почти за три года вздохнул свободно; на другой же день я уже свободно стал дышать и даже версты по две мог ходить свободно. С тех пор болезнь о. Кирилла более не повторялась и поныне (после 1882 г.) о. Кирилл служит на том же месте в Большой Каракубе и не чувствует такой усталости, какая была 20 с лишком лет назад.

Эти 6 случаев записаны Д. Крыловым в его брошюре «Бабинский Источник» с таким заключением: «за верность двух последних исцелений о. Митрофан ручается своим священством и готов дать письменные доказательства достоверности исцелений от самых лиц, которые получили помощь от Царицы Небесной» (17–18 стр.)

10. Продолжение рассказа крестьянина Порфирия Морозова «Другой раз я сильно заболел, когда мне было 35 лет (значить, около 1874 года). У меня болела голова, ноги, руки и спина; болезнь продолжалась месяца два; с месяц я ничего не ел и не вставал с постели; быть живым я не думал и тут я решил, во что бы то ни стало, ехать в Криничку. С Божьей помощию привезли меня к Источнику Царицы Небесной; отслужили молебен, облили меня св. водой и здесь же я почувствовал себя бодрей. В обратной дорогё; мне было гораздо легче, а по приезде домой, чрез недолгое время, я стал совершенно здоровым.

Этот случай своего выздоровления я опять почитаю единственно милостью ко мне Царицы Небесной, проявляемой к нам грешным в св. воде Живоносного Источника (Ц.-Пр. Лет., л, 47).

11. Казак Кубанской области, Кисляковской станицы, Павел Игнатьев Савоцкий сообщил следующее. Ровно 30 л. тому назад (по расчётам, приблизительно, в 1876 году), когда мне было 13 лет, со мной случилось несчастие я потерял способность двинуть хоть одним членом и говорить. На первых днях после этого несчастья рот и губы обратились в сплошной струп, – все думали, что рот мой зарос. Отец говорить, что в таком состоянии я находился 32 дня. Наша станичница, исцеленная от припадка далеко раньше этого, посоветовала моему отцу отвезти и меня в Криничку, где и она получила исцеление. И мы решили поехать. Перед выездом мне разрезали струп на губах, прочистили во рту и в дороге только меня кормили молоком. Это было первое мое питание за 32 дня. До сих пор я мог только видеть, слышать и понимать, что вокруг меня делается, а меня считали мёртвым, я боялся, чтобы меня не зарыли, а об этом шли уже разговоры. Желая убедиться, жив ли я, мне буквально тыкали в глаза и я не мог ими мигнуть; и слыша и понимая всё, лишь усиленным дыханием старался показать, что я жив. На дороге в Криничку я стал шевелить только пальцами. Приехали в Криничку; отслужили молебен. После молебна (покойная теперь) старушка, известная Андреевна, облила меня святой водой и я в первый раз закричал. Столбняк со мной прошёл, я стал опять говорить (хотя сильно заикался, чего со мной до болезни не было), а когда я приехал домой, скоро начал и ходить. Через лето я опять был в Криничке и после этого я уже перестал заикаться и сталь совершенно здоровым. Это исцеление я всецело приписываю благодатной помощи Живоиосной Царицы Небесной.

Сообщение это сделано в присутствие священника о. Петра Преснякова (которым и записано) и диакона Петра Полякова. Здесь же была и свидетельница чуда, казачка той же станицы Анна Иоаннова Сергиенкова, родная тётка получившего исцеление.

Далее рукою самого Савоцкого подписано: „Пред Царицей Небесной свидетельствую, что всё записанное со мной было и записано верно. Казак Павел Игнатьев Савоцкий. 1906 года 13 апреля. (Ц.-Пр. Лет., л. 40).

12 Священник Таганрогского Алексеевского приюта. Владимир Зарубин говорил мне: (записано о. Стефаном Дмитревским в Криничке с 1891–1897 г.), что он питает особое благоговение и уважение к сему (Бабинскому) Источнику, так как. здесь прозрела его родная сестра.

13. При псаломщике Ив. Попове и церковном старосте М. Кириллове Лазуренкове, в I892 году апреля 30 дня, урядник Мигулинской станицы, жительствующий в городе Новочеркасске, Кузнецов Памфил Георгиев заявил, что он, страдая опухолью ног и болезнию всего тела, так, что ему нельзя было ни ходить, ни лежать, после троекратного обливания, в течение 3 дней, святою водою из сего Бабинского Источника, по выслушании молебнов Живоносной Источнице, совершенно стал здоров, как он выразился: «переродился», ноги стали здоровы, опухоли не стали и всё тело как бы никогда не болело. Этот Кузнецов являлся опять в Криничку 1894 года апреля 25 дня и хвалился здоровьем своим. (Запись того же священника Дмитревского в Ц.-Пр. Лет., л. 8 об. и 9).

14. Жена казака Новочеркасской станицы Евдокия Феодорова Золотарёва рассказала мне (свящ. о. П. Преснякову в 1906 г. 24 мая) об исцелении её Сына Михаила, ныне ученика 2 кл. Новочеркасской классической гимназии.

От самого своего рождения, в продолжении 7 месяцев он никогда не брал груди, а в конце этого времени у него начались припадки и конвульсии, как младенческое. Наконец он совсем стал недвижим. В ночь под Петра и Павла мне приснился сонь. Вижу я церковь, от неё много ступеней к низу, а внизу стоить деревянная часовня. В этой часовне колодезь; устье его обставлено иконами. И из самого колодца я слышу голос: «привези своего ребёнка к Живоиосной Источнице, будет жив». Этот голос я слышала подряд три раза. Я испугалась, вздрогнула и проснулась. Толкаю мужа и рассказываю ему свой сон. Наутро я рассказала; этот сон своей матери, и она сказала мне, что я видела Криничку. Расположение местности я видела во сне точь-в-точь как есть на самом деле. 29-го же июня мы поехали в Криничку. Сильно была я поражена, когда увидела наяву Криничку: она точно такая же виделась мне и во сне. Отслужили молебен Царице Небесной, водой из-под креста окропили малютку, он тотчас же уснул.

От Кринички мы уехали к сестре мужа в Чалтырь; всю дорогу, вёрст 18, наш мальчик спал. В Чалтырь я попробовала дать мальчику молока ложечкой, он принял; и с тех же пор он стал здоров. Это было в 1894 году. Все это записано мною со слов с Священник Пётр Пресняков. Евдокия Феодорова Золотарёва. (Ц.-Пр. Лет., л. 41 об. и 42).

15. Казачка Кисляковской станицы, Куб. об., Анна Константиновна Маковецкая рассказала нам (записано свящ. П. Пресняковым) о том, как молитвы пред нашей иконой Царицы Небесной и обливание водой из Её Живоносного Источника исцелили её сына Симеона Стефановича Маковецкого. «Сначала у него были припадки, как мы думали от испуга. Эти припадки были сперва слабые, а потом всё сильнее и сильнее. Так шло лет 10, а потом припадки стали настолько сильны, что он перестал и ходить и без всяких чувств лежал недели 4. Наш станичник Павел Савоцкий, посоветовал нам повезти нашего Семёна в Криничку. Надеясь на помощь Царицы Небесной, мы и поехали. Вёрст за 55 до Кринички наш сын начал сильно беспокоиться и даже кидался бежать от подводы, а дома мы его давно не видели на ногах, – он лежал недвижим. Чем ближе к Криничке, тем беспокойнее и буйнее делался наш сын. Но в самой Криничке он был уже покоен; отстоявши молебен и облившись водою, не подвергался припадкам месяца 4, а потом припадки, хоть и слабее, опять повторялись. Через год опять мы были в Криничке, служили молебен, обливали нашего сына Семёна водой, и с тех пор он совершенно выздоровел и теперь (в 1906-м году) пришёл возблагодарить Царицу Небесную за Её чудесную помощь. Это было в 1902 году весною.

Сообщение это сделано при том же священнике (Пресняковом) и диаконе (Поляковом). Здесь же был и слышал всё рассказанное казак Павел Савоцкий, который и свидетельствует верность записи (своею собственноручною подписью).

16. Казак Кисляковской станицы, Кубан. обл., Евфимий Иаковлев Гулик, сообщил следующее: в 1902 году я ужасно заболел. Началось с того, что у меня заболела спина, потом голова и, наконец, вся внутренность моя, как мне казалось, горела; так было больно. Вскоре я потерял сознание и лежал без памяти недели 2. Отцу моему добрые люди посоветовали дать обещание поехать в Криничку и помолиться там. Если бы сын мой поднялся, я и завтра поохал бы туда, сказал мой отец. И в этот же день я поднялся на ноги и пришёл к памяти. А дня через три меня (ещё всё-таки) больного повезли в Криничку. Помолясь Царице Небесной, меня облили водой из Источника, и я стал здоров, сейчас же по приезде домой пошёл на работу. Верю и утверждать решаюсь, что своим теперешним здоровьем обязан Живоносновской Царице Небесной.: Во время моей болезни и после моего выздоровления меня часто посещал казак нашей же станицы Павел Савоцкий, который своей подписью удостоверяет справедливость всего, что я сообщил священнику Петру Преснякову. Казак Павел Савоцкий (Цер. Пр. Лет. л. 40 на об. ил. 41).

17. Евдокия Феодорова Золотарёва (упоминавшаяся ранее казачка Новочеркасской станицы) 19-ть лет страдала болью зубов. Ни домашние средства, ни доктора не могли оказать никакой помощи. Прошлый (1905-й) год, на 3-й день (праздника) Св. Троицы она приезжала в Криничку; отслужила молебен и, по совету моей жены, мочила водой из Источник лицо и брала воду в рот. И ту же минуту зубы её совершенно перестали болеть. Молебен совершал я, видел её лицо, распухшее от боли; а теперь вижу её совершенно здоровой, и она со слезами благодарит Царицу Небесную за Её благодатную помощь. Священник Пётр Пресняков. Евдокия Феодорова Золотарёва. 1906 .г. 24 мая (л. 42 об.)

18. Мария Иоанновна Черкасова, 56 лет, мещанка Орловской губ., Севского уезда, заявила следующее: 9 лет тому назад у меня появилась тяжелая болезнь в груди, и вызывала невольный крик. Болезнь эта сильно мучила меня; я просила смерти, как избавления от этой ужасной муки. Одна женщина, по имени Анастасия, живущая в г. Ростове, фамилии её не знаю, посоветовала мне сходить в Криничку отслужить молебен и облиться водой из Источника. Я послушалась её и в 1906 году, в мае месяце, была там, отслужила молебен Царице Небесной и облилась два раза водой. Мне сразу стало легче, а в настоящее время я совершенно здорова; выздоровление своё я считаю помощию Царицы Небесной. Со слов Марии Иоанновой Черкасовой в присутствии священника о. Петра Преснякова записал и. д. псаломщика Кирилл Попов (там же л. 44 об.)

Сей раз, 14 августа (1912 г.), я исполнил прошлогоднее обещание. Я думал прошлый ещё год побывать у Источника, но сначала холера, свирепствовавшая у нас, а потом болезнь моих ног помешали мне исполнить мое желание, и я просил Царицу Небесную сохранить мое здоровье до лета следующего года, чтобы ещё раз, и должно быть посланий, побывать в Криничке. И благодарение Ей, Моей Крепкой Заступнице и Скорой Помощнице! Она и эту мою просьбу услышала. Пойду теперь домой и буду спокойно ожидать разлучения души моей с телом, а это уже так близко чувствую я», закончил свой рассказ 72 летний старик Порфирий Морозов, неграмотный. Запись сделана диаконом П. Поляковым на 47 л. летописи Ц.-Прих.

20. Рассказ казака города Новочеркасска, служащего на Сулиновском заводе, Михаила Александровича Калашникова, об исцелении его родной дочери Клавдии, 12 лет.

В ноябре 1910 года, приблизительно числа 10-го, Клавдия заболела ногами: появились колики, ломота. Обращались к местным врачам заводскому и земскому; они определили, что у больной Клавдии аппендицит, воспаление слепой кишки (червообразного отростка) и для излечения этой болезни признавали необходимой операцию. Но благодаря малокровию больной операцию делать было большим риском.

Был я с Клавдией после в Новочеркасске у нескольких докторов, все они признавали ту же болезнь и то же лечение – операцию. Потом я обратился в лечебницу на Московской ул., там назначен был консилиум из семи врачей, который испытывал её болезнь в течение 4 дней; консилиум определил ту же болезнь и неизбежность операции, но по слабости больной в оперативном лечении было отказано, а потому положение Клавдии признали безнадёжным. Диагноз консилиума поставлен был в апреле месяце 1911 года.

Из Новочеркасска я привёз дочь домой и здесь до 9-го мая 1911 года продолжал лечить её местный, который сам считал лечение своё бесполезным, предвидя близкую смерть девочки.

Лет 15 тому назад я как-то был в Криничке, и вот, в такую тяжелую для меня пору, я вспомнил про неё. 8 и 9-е мая дни праздничные (8-го было воскресенье); я воспользовался этими днями отдыха для меня, и мы с женой и больной Клавдией отправились к Живоносному Источнику. Приехали мы 8-го вечером; службу вечернюю не захватили, но подоспели только к акафисту Св. Николаю. По окончании акафиста Клава исповедалась. На другой день, 9 мая, были у обедни, Клава причастилась Св. Таин. После обедни, в каплице мы служили молебен Царице Небесной о здравии больной с освящением воды на голове Клавы. Потом облили ее водой из Живоносного Источника...

Дня через четыре по приезде домой, утром, часа в 4, я, лёжа па постели, услышал, кто-то говорит мне (как казалось жена, голосом женским): «ты сделай костыли, может быть больная пойдёт»! На эти слова я как-то не обратил сразу внимания серьезного и пошёл на работу в заводь. В обед придя домой, я стал спрашивать жену свою, что она мне говорила утром про костыли. Та отказалась, что утром она ничего не говорила со мной, а о костылях даже и не думала. Мы тогда всё-таки решили привести в исполнение чей-то „неведомый" совет. Сделали костыли и поставили Клаву на них так, чтобы только пальцами ног можно было касаться земли, а потом ежедневно понемногу я сам укорачивал костыли, о чём больная не знала. Дня через 4 я заметил, что один костыль Клава носит свободно, не опираясь на него; я спрятал его; она стала ходить с одним. По прошествии 5 дней я попросил детей незаметно как-нибудь для Клавы спрятать и последний костыль, а сам за этим наблюдал. Когда дети спрятали костыль, я позвал Клаву к себе, она кинулась за костылём, его не оказалось вблизи; тогда она, перекрестившись (сама Клава так говорит), опираясь о стенку пришла ко мне. С этой минуты Клава стала ходить без костылей и посторонней помощи. Сейчас она, слава Богу, совершенно здорова, прошлый год она училась в местной приходской школе.

Всего болела Клава около 7 месяцев; месяца два она во время болезни ходила, а пять месяцев лежала в постели, так что и сидеть для неё было невозможно, были сильные пролежни. Получила полное выздоровление по возвращении из Кринички дней (разумеется, постепенность, продолжительность выздоравливания) за 13–14. Выздоровление дочери моей Клавдии почитаю чудесным исцелением по молитвам пред Живоносным Источником Царицы Небесной, и в это я твердо верю и изложенное здесь со слов моих диаконом Петром Поляковым в присутствии псаломщика Кирилла Попова подтверждаю своею подписью. „Михаил Александрович Калашников и получившая исцеление Клава Калашникова" (собственноручно). (Ц.-пр. Лет., л. 49–50 в августе 1912 года).

По личной справке в лечебнице О-ва Донских врачей, находящейся теперь в собственном помещении на Ратной улице, оказалось, что Клавдия Калашникова, 11 л., была больна вышеназванной болезнию, в лечебнице записана 26–28 апреля 1911 г., но лечения никакого не показано.

Итак, из года в год в течение уже более 70-ти лет при Бабинском Целебном Источнике в Криничке несомненно совершается нечто необычное: глубоко верующие люди, по милости Божией и заступлением Царицы Небесной, получают от чудодейственной воды его исцеление или облегчение многоразличных своих недугов, телесных или душевных. Но почему не все непременно болезни здесь исцеляются? Отчего не каждый страждущий выздоравливает и укрепляется? Зачем не всякая молитва здесь удовлетворяется и каким образом не все бывающее в Криничке богомольцы получают соответствующую помощь?!.

Спросить или подумать так даже искренне верующему Человеку весьма естественно. Но и ответ на такое недоумение тоже очевидный и не менее естественный: в противном случае исцеления стали бы явлением, делом естественным, и чуда уже не было бы!

Отчасти это можно уяснить себе хотя несколько из слов Спасителя, записанных Апостолом Лукою в 25–27 стихах 4 главы его Св. Евангелия: «Много вдов было в Израиле во дни Илии (пророка), когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина».

Да не окажут только эти словеса Господни такого же действия на кого-либо, какое они произвели на первых слушателей, которые, но замечание такого же Св. Евангелиста, «исполнились ярости» (4 гл., 28 ст.)! Да не будет и тени подобного сему, по крайней мере, среди православных!

С сердечным сокрушением можно лишь разве продолжить начатое Спасителем сравнение. В последующее время немало разных преступников пред законами Божескими и гражданскими несли заслуженную кару и предавались даже смертной казни; но сколько из них оказались подобными благоразумному евангельскому разбойнику?!. Так же точно, многое множество людей разнообразно страдают от многочисленных (нередко, притом, заслуженных, во всяком случай, лично приобретённых) недугов; но кто может похвалиться, что он имеет веру, хотя бы такого размера, как горчичное зерно?.. Есть ли, тлеет ли ещё в наших сердцах хоть искра любви к Божественному, церковному?..

Невольно вспоминается к слову семейство одного пожилого грека, получившего не так давно большое облегчение в Криничке от поразившего его, наверное, паралича. Говорят, что года два тому назад его принуждены были снимать здесь с брички на полсти, на войлоке; а в 1913-м году, летом, он уже сам, хотя медленно, с большим трудом, дошёл с палочкою до Каплицы. И вот тут-то его дети и внуки, даже самые маленькие, расположились на коленях по каменному помосту перед закрытой ещё часовней, припадали головами к камню и со слезами плакали все «прямо навзрыд» от радости и благодарности к Богу за поправление здоровья своего, очевидно, любимого отца и дедушки! Эта ли молитва к Богу не дойдёт?!.

Но к сожалению. часто ли приходится замечать и наблюдать такой подъём душевных сил и чувства в себе и в окружающих?!.

Сознавая свое недостоинство, смиренно преклоняясь пред неисповедимыми судьбами и неиспытанными путями Небесного промысла, перестанем, благочестивые читатели и слушатели, чрезмерно допытываться и разбирать подробно: почему, что и как всё происходить с нами в нашей жизни? При виде особых случаев проявления всемощной и непостижимой для силы Божией, даже при одном только известии о чём-либо подобном, полезнее гораздо и спасительнее для нас, воскликнут с Псалмопевцем и Царём Давидом: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты eси Бог, творяй чудеса Един» (Псал. 76, 14–15).

Отсюда, значить, известность и нашего Бабинского Целебного Источника не только в Донской области, но и далеко за пределами её, дело Божие; но никак не человеческое. Это, несомненно, «от Господа, а потому и дивно в очах наших» (Mф. 21, 42)!

Слава и благодарение Господу Богу, Триединому, сотворившему всё и доселе творящему с нами не по беззакониям милости своей и человеколюбию!

Преблагословенна и Ты, благодатная Богородице Дево, источившая воду, спасительную, жаждущим во здравие и утешение!

Мы же непрестанно будем воспевать: «Радуйся, всех скорбящих Радосте; радуйся, Живоносный и Многоцелебный Источниче наш!»

Источник: Алексий, иерей. Чудеса в Криничке // Донские епархиальные ведомости, 1914. № 16 (1 июня). С. 685–688; № 17 (11 июня). С. 757–763; № 18 (21 июня). С. 805–811

См. также: Алексий, иерей. Криничка; Описание Кринички; Гость Кринички – наказной атаман Покотило ; Сокольский Э. А. Прозрение.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"