| Киричек М. С. Многоликий Рузин // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 135-136. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=539
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й
Краеведы Ростовской области
Маргарита Сергеевна Киричек
МНОГОЛИКИЙ РУЗИН
таганрогский краевед Александр Львович Рузин
Для Таганрога, города с удивительной историей, стало характерным, что его изучением, краеведением занимаются наряду с профессионалами — музейными работниками и историками — так называемые краеведы-любители. Их имена знают не только в городе, но и за его пределами по многочисленным публикациям, это А. И. Николаенко, О. П. Гаврюшкин, Г. Т. Шмульян, Ю. Н. Андрианов, К. П. Петровский и др. Эти люди самозабвенно отдают своему увлечению все свободное время, порой в ущерб здоровью и материальному благополучию. К их числу можно отнести и недавно ушедшего из жизни Александра Львовича Рузина.
Инженер
7 марта 1931 г. в одной из больниц г. Ростова-на-Дону работавшая там врач акушер-гинеколог Сарра Матвеевна Крассик родила мальчика, которого назвала Александром. Сарре Матвеевне в то время было уже 38 лет, она была незамужней, и, чтобы прекратить пересуды (в качестве отца ребенка называли женатого и занимавшего видное положение человека), ей пришлось уйти с работы и уехать из города.
С трехмесячным сыном на руках Сарра Матвеевна приехала в Таганрог и поселилась в семье своей старшей сестры Розы и ее мужа Л. А. Рузина. А дальше судьба так распорядилась, что Роза через три года умерла, Сарра с маленьким Шуриком оставалась рядом с Львом Абрамовичем, и как-то совершенно естественно они стали его второй семьей. Брак был зарегистрирован, мальчик усыновлен. О том, что Л. А. Рузин ему неродной отец, Александр не подозревал много лет.
Лев Абрамович тоже был врачом, по специальности уролог-дерматовенеролог, заведовал отделением 1-й Совбольницы, Сарра Матвеевна трудилась в 3-й городской амбулатории. Семья была по тем временам довольно обеспеченной. Отец был широко эрудированным человеком, знал несколько языков. Мальчика воспитывали в лучших традициях дореволюционных интеллигентных семей. Приходящие учительницы обучали его не только письму, чтению и счету, но и французскому языку, хорошим манерам. Когда подошло время идти в школу, Сашу отдали в самую лучшую — образцовую среднюю школу № 10. Учился он без охоты, но проявлял способности к рисованию, и родители прочили ему будущность художника. Однако в его судьбу, как и в судьбу всей страны, вмешалась война.
В 1941 г. Саша Рузин окончил только два класса. Мать была сразу мобилизована и в звании военврача 3-го ранга направлена в эвакогоспиталь, где ей пришлось сменить специальность акушера-гинеколога на хирурга-травматолога. Отец по возрасту мобилизации не подлежал, но тоже перешел на работу в госпиталь.
При эвакуации из Таганрога мать взяла десятилетнего сына с собой. Поскольку эвакогоспиталь нередко менял местоположение, учился Александр урывками в школах Махачкалы, Кутаиси, Саранска. Ко времени возвращения в Таганрог (1944 г.) он окончил 5 классов. Война наложила отпечаток на подростка: от прежнего «пай-мальчика» мало что осталось. Учился он неровно, дерзил учителям. До 10-го класса сменил три школы, а к выпускным экзаменам допущен не был из-за четверки по поведению.
Благодаря маминым связям удалось определить его на подготовительные курсы при Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта. Через год Рузин сдал экзамены экстерном и поступил на паровозное отделение механического факультета РИИЖТа.
Александр Львович окончил институт в 1955 г., получив специальность инженера-механика путей сообщения. По направлению отработал два года в Архангельске и вернулся в Таганрог. Прошел путь от помощника машиниста паровоза (наездив 25 тыс. км и получив права на управление локомотивом) до заместителя начальника депо «Таганрог».
Когда на СКЖД стали переходить на электротягу, и нужно было переучиваться, Рузин оставил железную дорогу и пошел работать в ГСКБ по зерноуборочным комбайнам (1963 г.). Новый инженер-конструктор в курс дела вошел быстро, лично разработал несколько узлов моторно-ходовой части для СШ-75 «Таганрожец», комбайнов СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос». Последние перед пенсией 25 лет Александр Львович отдал заводу им. Димитрова (АО «Тавиа»), конструируя штампозаготовительную оснастку самолетов Бе-12, Бе-30, ТУ-142.
Артист
Помимо инженерной работы, дававшей ему средства к существованию, была у Рузина другая, гораздо более важная для него сторона жизни, требовавшая полной отдачи свободного времени, физических и душевных сил и приносившая ему огромное удовлетворение. Речь идет об участии Рузина в спектаклях на самодеятельной и даже профессиональной сцене.
«Заболев» театральным искусством еще в школьные годы, он оставался верен ему более полувека. В 1944 г. 15-летний Александр пришел в таганрогский Дом пионеров и школьников, стал заниматься одновременно в кружках изобразительного искусства и театральном. Он играл небольшие роли в спектаклях, рисовал эскизы костюмов и декораций (кстати, вместе со своим другом Николаем Бутом — будущим народным художником СССР).
В 1946 г. по рекомендации руководства ДПШ Рузин был временно введен в состав труппы городского театра им. А. П. Чехова для исполнения роли рабочего-подростка в пьесе «Далеко от Сталинграда». Пьеса с большим успехом шла в 1947 — 1949 гг. Опыт работы рядом с профессиональными актерами очень много дал начинающему артисту.
Вскоре Александр вновь вышел на эту прославленную сцену в роли Барона в пьесе М. Горького «На дне», правда в постановке драмкружка школы им. Чехова. Игра Рузина неоднократно высоко отмечалась, он стал дипломантом I Всероссийского фестиваля самодеятельного художественного творчества учащихся. Скорее всего, чрезмерное увлечение театром послужило одной из причин возникавших в то время конфликтов в школе.
Но это была подлинная страсть, не прошедшая и в зрелые годы. Обладая незаурядным талантом, Александр Львович занял место одного из ведущих актеров народного театра драмы при ДК комбайностроителей. На его счету более ста ролей, в том числе Арбенин («Маскарад»), Яго («Отелло»), Рихард Зорге («Пресс-атташе из Токио») и др. Даже после выхода на пенсию А. Л. Рузин продолжал аккуратно ходить на репетиции и играть, пока позволяло здоровье.
Краевед
К увлечению краеведением Александр Львович пришел поздно. Интерес к истории родного города был у него и раньше, но захлестывали другие дела, и он никогда не думал, что вначале станет рабочим корреспондентом газет, а затем всерьез займется краеведением.
Когда-то, еще во время работы в ГСКБ, Рузину поручили написать заметку в заводскую многотиражку на какую-то злободневную тему. Неожиданно его материал имел успех, что пробудило желание писать еще. Вскоре статьи А. Рузина (в основном критические) на различные социально-бытовые и общественно-политические темы стали печататься не только в заводской газете, но и в «Таганрогской правде». А после выхода на пенсию Александр Львович был уже одним из активнейших общественных корреспондентов городской газеты.
Здесь в редакции А. Рузин познакомился с группой краеведов-любителей и подключился к работе над рубрикой «Летопись нашего города», выходившей в начале 90-х гг. А в 1996 — 1997 гг. он уже самостоятельно вел ежедневную рубрику «Сегодня в истории Таганрога». Одновременно публиковались в газетах «Таганрогская правда», «Таганрогский вестник», «Ветеран», «Грани месяца» его материалы, в основном краеведческого характера.
Особо хотелось бы отметить две работы А. Рузина: «Ностальгия по светлому прошлому» (Таганрог. вестн. — 1994. — 2- 23 апр.) и «50 лет назад» (Таганрог. вестн. — 1994. — 27 авг.). Они автобиографичны, но содержат массу событий и примет Таганрога первых послевоенных лет.
В 1994 г. А. Л. Рузин был удостоен звания «Лауреат премии имени И. Д. Василенко» (III степ.), учрежденной редакцией «Таганрогской правды» для общественных корреспондентов. Позже он был награжден Почетным дипломом за активное сотрудничество в издании ежемесячного календаря «Грани месяца».
Несколько лет Александр Львович работал над «Хронологией Таганрога», охватывавшей 300-летнюю историю города. Копии рукописи он передал в библиотеку им. А. П. Чехова и в Краеведческий музей.
До самых последних дней, уже будучи больным, Александр Рузин жил интересами родного города, сопереживал всем событиям, в нем происходящим. Скончался он 28 ноября 2002 г., оставив на рабочем столе неоконченные рукописи.
Несколькими разными гранями обозначена жизнь Александра Львовича Рузина, поэтому, кроме его близких (жены, дочери, внучки), о нем будут помнить инженеры и актеры, журналисты и читатели, а также его коллеги-краеведы.
|