Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Беленький Г. Л. Свой взгляд на историю // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 208-211. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1409

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й

Донские краеведы

Г. Л. БЕЛЕНЬКИЙ

СВОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

Михаил Алексеевич Вдовин, инженер-железнодорожник, кандидат технических наук, прожил долгую, насыщенную событиями жизнь.

Мы познакомились в 2000 году. Высокий, крепкий, широко шагающий, несмотря на свои семьдесят, – таким он мне запомнился с первой встречи. Нас объединил интерес к истории ростовского трамвая. Я работал тогда с Н. Н. Редьковым, бывшим руководителем Ростовского трамвайно-троллейбусного управления, над книгой, посвящённой 100-летию нашего трамвая – старейшего из ныне действующих видов ростовского городского транспорта. Тогда-то мне и посоветовали связаться со Вдовиным, который к тому времени уже напечатал в газетах фрагменты из своих разработок на эту тему. Слышал я и о том, что Вдовин выступал с докладами о трамвае на научных конференциях в областном музее краеведения.

Наше сотрудничество оказалось весьма конструктивным: некоторые данные, по-дружески предоставленные Вдовиным, позднее были включены в нашу с Редьковым книгу [1]. Интересно, что Ростов – один из немногих городов страны, где истории городского транспорта в целом и каждому из его видов – трамваю, троллейбусу и автобусу – посвящены большие книги.

С того времени и началась моя дружба с Михаилом Алексеевичем. Хотя я знал, что Вдовин – доцент РИИЖТа (нынешнего Ростовского государственного университета путей сообщения), но натруженные руки выдавали в нём рабочего человека. Так и оказалось. После школы Вдовин работал помощником машиниста паровоза, затем учился в РИИЖТе на паровозном, как он тогда назывался, факультете. То есть готовился к работе инженером паровозного депо либо паровозоремонтного завода. И выбрал второе, что легко объяснимо: на Лензаводе, тогда ещё паровозоремонтном, а ныне электровозоремонтном, трудились его дед, отец, мать…

Вообще меня удивляло трепетное отношение Вдовина именно к паровозам, которых тогда уже «на ходу» почти не осталось (правда, был организован сбор экспонатов для будущего музея железнодорожной техники). Запомнилась фраза: «Э-э-э… Да разве он сравнится с электровозом… Нет, паровоз – он живой. Он дышит…». Сразу всколыхнулись мои детские впечатления о паровозах, которые везли меня с мамой в Кисловодск… Бывало, я тоже заворожённо смотрел, как, готовящиеся к рейсу, они начинали «дышать»… Вскоре их заменили электровозы, а паровозы как-то удивительно быстро сошли с путей… Большинство пустили на металлолом. Вдовин говорил об этом с болью.

Проработав пять лет, Вдовин поступил в 1958 году в аспирантуру РИИЖТа, а в 1964-м защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую техническим проблемам эксплуатации подвижного состава железных дорог. Так начиналась его почти тридцатилетняя научно-педагогическая деятельность в одном из лучших транспортных вузов страны. Вдовин написал более пятидесяти научных работ. Основные темы его публикаций в журналах и сборниках связаны с совершенствованием организации деятельности локомотивных депо и ремонтных предприятий МПС.

Я сразу же отметил цепкую память Вдовина: о ростовском трамвае он знал такое, о чём не найти ни в одной книге. Досконально помнил старые, всеми забытые названия улиц Ленгородка. Интересно рассказывал о фашистской оккупации Ростова (тогда ему было одиннадцать-двенадцать лет). Детская память иногда сохраняет такие поразительные детали, что никакому взрослому их не под силу запомнить…

Интерес к истории города проявился у Вдовина ещё в довоенные годы, когда он десятилетним школьником посещал исторический кружок во Дворце пионеров. Делал вырезки из газет, собирал открытки и немногочисленные тогда книги об истории города, вёл дневник, в котором отмечал события в жизни Ростова.

До глубокой старости Михаил Алексеевич носил свой форменный костюм железнодорожника – в нём он чувствовал себя увереннее. Надевал его не только на торжественные мероприятия в том же РИИЖТе, но и в обычное время – идя, например, в библиотеку.

В 1990-е годы, когда Вдовин начал активно заниматься краеведением, возможностей для издания книг у него не было. А вот его статьи редакциями газет и журналов принимались охотно. Публиковался он и в альманахе «Донской временник» [2]. Михаила Алексеевича больше всего интересовала история инфраструктуры нашего города – железные и автомобильные дороги, мосты, трамвайные и троллейбусные линии, водопровод, канализация... Иногда Вдовин вторгался и в другие темы: образовательные и культурные учреждения, сады, парки… Одним из первых стал изучать материалы, связанные с историей Городского сада (впоследствии парк имени М. Горького) [3] и кинотеатра «Красный маяк», когда-то работавшего на Новом поселении [4]. Из его статей мы узнали, например, о том, что Студенческий парк засадили ростовские гимназисты ещё в начале ХХ века в Дни древонасаждения [5], о том, что во время Первой мировой войны раненых российских воинов, доставлявшихся для лечения в Ростовскую городскую больницу (ныне клиника медицинского университета), перевозили с вокзала в специально оборудованных санитарных трамвайных вагонах с «лежачими» местами [6]. Подробно изучил Вдовин обстоятельства гибели начальника железной дороги имени К. Е. Ворошилова (ныне СКЖД) Алексея Игнатьевича Нецветая [7]. Архивные материалы позволили достоверно установить точное место, где начальника дороги убили в 1941 году фашистские диверсанты. Недавно на Большой Садовой на этом месте установили мемориальную доску.

Вдовин часто навещал Государственный архив Ростовской области, Донскую публичную библиотеку. Я видел его за просмотром подшивок старых газет. Иногда мы прямо там и обменивались впечатлениями о найденных фактах…

Именно тогда Михаил Алексеевич рассказал удивительную историю. Мне, начинающему краеведу, было хорошо знакомо имя Александра Михайловича Ильина, автора книги об истории Ростова, вышедшей перед революцией. Лишь в 1990-е годы её, наконец, переиздали. Так вот, Вдовин был внучатым племянником Ильина. Бывая в Москве, где жили близкие родственники Ильина, Михаил Алексеевич имел возможность порыться в домашнем архиве Александра Михайловича и кое-что переписать в свой блокнот. В 1997 году внучка Ильина В. А. Курсанова передала значительную часть этого архива в Ростовский областной музей краеведения. Убедил её в необходимости этого именно Вдовин.

В 1999–2003 годах вышел двухтомник «Ростов-город, Ростов-Дон…» [8]. Первый том с подзаголовком «Два года в прифронтовой полосе». Вдовин одним из первых среди ростовских краеведов посвятил этой теме объёмную книгу, сосредоточившись в первую очередь не на военных операциях, а на жизни города – как в период боёв за него, так и во время гитлеровской оккупации. Второй том – это сборник статей и очерков об истории города, в том числе о малоизвестных эпизодах или о событиях, которые обросли легендами. Например, о происхождении названия улицы 7 февраля (в тот день, в 1930 году, произошёл взрыв мучной пыли на бывшей мельнице Парамонова, приведший к многочисленным человеческим жертвам). Или об истории разрушенной в 1942 году ротонды городского сада, рядом с которой незадолго до Великой Отечественной войны установили два уникальных английских танка – трофеи советских войск в годы гражданской войны и иностранной интервенции (танки вместе с ротондой пострадали при бомбёжке города, а затем были «утилизированы»). Или о выставках военных трофеев Великой Отечественной войны, первая из которых состоялась в Ростовском музее революции (в той самой ротонде) спустя всего лишь два месяца после начала войны. Сейчас трудно поверить в то, что в тяжелейшее время музей продолжал выставочную деятельность…

Важная часть второго тома – раздел о Северо-Кавказской железной дороге. Первым из ростовских исследователей Вдовин рассказал о существовании в 1941–1942 годах Аксайского обходного железнодорожного моста, благодаря которому сообщение с югом страны поддерживалось даже после разрушения гитлеровцами главного ростовского моста.

Как бывший «паровозник», Вдовин затронул и тему подвижного состава российских и советских железных дорог. Писал прежде всего о хорошо знакомых ему как специалисту паровозах серий «Э» и «Л». Не побоялся рассказать и о подробностях крупнейшей в истории СКЖД катастрофы поезда «Ростов – Москва» в Каменске-Шахтинском в 1987 году, унёсшей жизни ста семи человек.

В 2003 году вышел новый капитальный труд – двухтомник «Ворота Кавказа», история Владикавказской – Северокавказской железной дороги с 1863 по 1943 годы [9]. Планировал Вдовин написать и продолжение, доведя повествование до наших дней, но из-за ухудшения здоровья завершить работу не удалось. В книге наиболее подробно написано о событиях Великой Отечественной войны – с привлечением серьёзных документальных источников и в то же время по собственным воспоминаниям. Любимым местом наблюдений для Вдовина-подростка был главный ростовский железнодорожный мост, трагическую и одновременно героическую судьбу которого он наблюдал изо дня в день: бомбёжки, разрушение, восстановление по временному варианту, строительство нового моста – похожего на прежний… Не раз его прогоняли с «наблюдательного поста» милиционеры, однако он приходил снова и снова…

Скажу откровенно: в кругах историков мне доводилось слышать и критические замечания о книгах Вдовина: дескать, слишком много там предположений и недоказанных документами фактов, да и «рискованных», чересчур откровенных утверждений. Но Вдовин писал не научное исследование, он выражал свой взгляд на историю. Открывая сегодня его книги, мы сразу оказываемся под мощным влиянием личности автора. И никак не отнять важного свойства Вдовина – умения ненавязчиво убеждать.

Всё подробней вникая в тему войны, Михаил Алексеевич считал, что раздел «Два года в прифронтовой полосе» нужно развернуть до большой, полноценной книги. И такая книга (да ещё и в двух томах) вышла в 2007–2008 годах, общим объёмом в 1000 страниц! [10]. Название автор сохранил прежнее – «Ростов-город, Ростов-Дон», но теперь это был уже во многом новый труд. Достоянием читателя стали забытые либо полузабытые факты из городской жизни. К примеру, прослеживается схожая судьба двух ростовских подростков – Черевичкина и Головлёва, ставших жертвами террора гитлеровцев. Или, скажем, предлагается интересная, по-своему убедительная, хотя и не всегда совпадающая с официальной, трактовка событий, связанных с первой оккупацией Ростова и с первым мощным контрударом советских войск, завершившимся освобождением Ростова-на-Дону. Автор постарался разобраться в причинах, по которым из текста известной песни «Давай закурим» на долгие годы был изъят куплет с «географической привязкой» к Ростову и Таганрогу…

Михаил Алексеевич постоянно тяготел к общественной деятельности. Казак по происхождению, в 1980-х годах он участвовал в возрождении донского казачества, работал в правлении вновь созданной казачьей станицы Доломановской (в Ростове). Был членом Совета стариков Ростовского округа, занимаясь вопросами охраны окружающей среды. Отстаивал сохранение в Западном жилом массиве «балки Рябинина», которую хотели застроить [11]. Всегда был предельно корректен с коллегами, даже если с ним спорили; мог и уступить, если собеседник приводил весомые аргументы.

Некоторые идеи Вдовина осуществлены. Появился памятник городскому голове Андрею Байкову [12]. В память о ротонде городского сада на её месте – мемориальная доска с рельефным изображением утраченного памятника. Зная о том, что в Ростове до революции был городской (не областной!) музей, Михаил Алексеевич был в первых рядах тех краеведов, кто поставил вопрос о его воссоздании, и его голос был услышан городской администрацией [13].

Вдовин вместе с супругой Нинель Львовной, фармацевтом железнодорожной больницы, воспитал хороших детей. Сергей и Людмила окончили РИИЖТ; дочь, как и отец, связала свою жизнь с Ростовским электровозоремонтным заводом имени В. И. Ленина, проработав там тридцать восемь лет инженером-электриком. Сын вот уже много лет трудится механиком на табачной фабрике. Как рассказывает Людмила Михайловна, родственники иногда даже бывали недовольны тем, что дед столь активен в солидном уже возрасте и живёт по принципу «мне до всего есть дело». Поругивали за то, что домашние проблемы у него всегда были явно не на первом месте. Но, поразмыслив, соглашались: может быть, так и надо жить, чтобы тебя помнили не только дома?

Искренний, доброжелательный, постоянно ощущающий потребность быть в центре событий – таким его помнят родные, коллеги и друзья.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Редьков Н. Н., Беленький Г. Л. Маршрутом из прошлого в будущее. Ростов н/Д : Дон. изд. дом, 2001.

2. Вдовин М. А. Сад нашего предвоенного детства: [из истоpии Hовопоселен. сада (ныне Паpк культуpы стpоителей)] // Донской временник. Год 1999-й. С. 106–107; Его же. Михаил Алексеевич Вдовин : [автобиогр.] // Донской временник. Год 2000-й. С. 118–119; Заплутавшие в названиях : [о топонимике Ростова] // Донской временник. Год 2006-й. С. 209; Чудотворная икона Почаевской Божией Матери : [в Вознесен. храме на Брат. кладбище (Ростов)] // Донской временник. Год 2008-й. С. 64.

3. Его же. Была в городском саду Ротонда... // Приаз. край, 1999. 18 марта. С. 4

4. Его же. «Красный маяк» как светоч культуры в прежней ростовской Нахаловке : [из истории кинотеатра, храма и парка Нового поселения] // Веч. Ростов. 2007. 6 марта. С. 2.

5. Его же. Студенческий парк засадили гимназисты начала ХХ века // Веч. Ростов. 2008. 14 марта. С. 4.

6. Его же. Санитаpные тpамваи // Ва-банкъ по-ростовски. 1997. № 18 (апp.). С. 3.

7. Его же. Тайна гибели А. Hецветая // Звезда. 1997. 1–9 февp. С. 4.

8. Его же. Ростов-город, Ростов-Дон… : ист. повествование. Кн. 1 : Два года в прифронтовой полосе : док. повесть (глазами очевидцев и участников войны). Ростов н/Д : Ростиздат, 1999; То же. Кн. 2 : У самого Тихого Дона. Ч. 1. 2003.

9. Его же. Ворота Кавказа. Кн. 1 : Краткое историческое повествование о развитии путей сообщения на Нижнем Дону и в Приазовье : [в 2 ч]. Ростов н/Д : Ростиздат, 2003. Ч. 1. 430 с.; Ч. 2. [431] с.

10. Его же. Ростов-город, Ростов-Дон… : [Кн. 1] : Два года в прифронтовой полосе : (Глазами очевидцев и участников войны). Ростов н/Д, 2007–2008. Ч. 1. 2007; Ч. 2. 2008.

11. Его же. Зелёные лёгкие города: [о зелёной зоне старого Ростова: Генеральная балка, Ростов-Гора, Студенческий парк, Сычёвая балка, Безбалка, Камышевахская балка, Нахаловка, Змиевская балка, балка Рябинина] // Аргументы и факты на Дону. 1995. № 50 (дек.). С. 6.

12. Его же. Где быть памятнику Андрею Байкову? // Веч. Ростов. 2006. 24 нояб. С. 9.

13. Его же. А ведь был в Ростове исторический музей! // Веч. Ростов. 2006. 16 окт. С. 2.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"