Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Губанова Е. Г., Мумикова С. И. Земля Этелькузу, или Тайны учебных пособий // Донской временник. Год 2008-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2007. Вып. 16. С. 226-228. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=958

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2008-й

Рецензии на краеведческие книги

Е. Г. Губанова
Светлана Ивановна Мумикова

 

ЗЕМЛЯ ЭТЕЛЬКУЗУ, ИЛИ ТАЙНЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

 

Сколько учебных пособий по истории Донского края и казачества, предназначенных для общеобразовательных учреждений Ростовской области, вышло в свет! Много потрудились М. П. Астапенко, Ю. Н. Круглов, есть «История донского казачества» (под редакцией профессора А. В. Венкова), «История Донского края» К. Г. Малыхина …

Увы, большинство авторов имеют смутное представление о том, каким должен быть современный учебник. Часто пособия, претендующие на звание школьного учебника, представляют собой научно-популярные издания, посвящённые разным периодам истории Донского края [1]. Другая часть изданий – это курсы лекций для высшей школы, почему-то предназначенные для общеобразовательных учреждений [2]. Появляются издания, напичканные спорными, а то и псевдонаучными положениями, которые преподносятся читателю как единственно верные [3]. Уже несколько лет существует утверждённый региональный компонент федерального стандарта по истории – «История Донского края» [4], в котором определены цели изучения региональной истории, минимум содержания для освоения, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по истории Донского края. Соответственно, пособия должны помогать учителю выполнить данный нормативный документ, то есть содержательно и методически отражать требования стандарта. Однако об этом говорить не приходится. Сей документ то ли неизвестен авторам, то ли они его игнорируют. Рассмотрим несколько учебных пособий.

История донского казачества: учеб. пособие / Отв. ред. д-р ист. наук, проф. А. В. Венков. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2001. То же. 2005.

Издание подготовлено ростовскими учёными и предназначено для казачьих кадетских корпусов и других казачьих учебных заведений, а также может быть использовано при изучении регионального компонента во всех школах Ростовской области. Не ставя под сомнение содержательную сторону материала, хотелось бы остановиться на нескольких моментах. Пособие посвящено истории донского казачества, но первые четыре параграфа к заявленной проблеме отношения не имеют, поскольку рассматривают в хронологическом порядке события от появления на Дону скифов до гибели Золотой Орды. Книга лишена иллюстраций, если не считать цветной вкладки декоративного характера – иначе как объяснишь репродукцию картины современного художника «Амазонка», набор изображений офицеров и рядовых казаков в форме различных полков ХIХ – начала ХХ века? И ни одной карты! Текст представляет собой исключительно авторскую интерпретацию событий, не приведены пояснения, фрагменты источников, с которыми возможно было бы организовать работу учащихся. Задания к параграфам носят в большинстве случаев репродуктивный характер, что позволяет говорить о слабости методического аппарата учебного пособия в целом. Эта слабость во многом вызвана безадресностью пособия: в каком возрасте изучать данный материал – непонятно; указание на то, что курс рассчитан на два года обучения, мало что объясняет.

Малыхин К. Г. История Донского края: учеб. пособие. М. : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д. : Изд. центр МарТ, 2006.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области одобряет: «Допущено в качестве учебного пособия для учащихся средних учебных заведений». Опять вопрос: на какой возраст рассчитана учебная книга? сколько времени требуется на изучение курса? В книге десять глав, страниц по двадцать каждая, деление на более мелкие структурные единицы (параграфы, пункты параграфов и т.д.) не предусмотрено. Автор предлагает собственную периодизацию истории Донского края, выделяя «индоевропейскую эпоху» в истории Дона, «тюркскую эпоху», «казачий период», «Дон в составе Российской империи», «Дон в эпоху первой русской модернизации», «Русская революция 1917 года и гражданская война на Дону», «Дон в 20-30 годы», «Ростовская область в годы Великой Отечественной войны», «Ростовская область в 1945-1991годах», «Ростовская область на современном этапе». Отсутствие единого методологического подхода в отборе содержания отразилось на качестве. Соотнеся тексты книги с обозначенными ранее критериями, нужно признать: она им нисколько не отвечает, являясь эклектичным курсом лекций для студентов, но вовсе не современным школьным учебником истории [5].

Круглов Ю. Н. История Донской земли. Античный период. Начало «тёмных веков». Ростов н/Д. : ПРО-ПРЕСС, 2006.

Здесь адресат назван прямо: это ученик основной школы. Текст доступен пониманию школьников. Хотя лёгкость языка во многих местах сыграла с автором злую шутку. В поисках занимательности Ю. Н. Круглов пометил текст следующими фразами: «Особенностью вождя были рога быков, закрепленные на шлеме» (с. 33), «вал – земленое укрепление, которым укрепляли город…» Пособие грешит безграмотностью (а, ведь, предназначено для детей): Елизоветовское городище (вместо «Елизаветовское», мечем (правильно: мечом), делигаты, торжеще, гарит (то есть: горит – футляр для лука и стрел у скифов…), праобраз рыцаря. Список можно продолжать... Вопросы и задания – под стать тексту, например: «От куда на Дон пришли гунны?» (с. 37). Методическое обеспечение представляет собой набор простеньких вопросов исключительно репродуктивного характера, например:

  1. Кто основал Танаис?
  2. Почему город был основан?
  3. Кто населял Танаис?
  4. Чем занимались жители?
  5. В каких богов верили танаиты?
  6. Как осуществлялось управление городом?
  7. С кем торговал Танаис?
  8. Чем торговал Танаис?
  9. В чем были причины ослабления города?
  10. Кто уничтожил Танаис?

 

 

Встречаются в содержании и весьма спорные утверждения, например, о том, что в III в. н.э. на Дону жили славяне-анты (с. 36), что праславяне встречались с киммерийцами (в VIII в. до н. э.!) (с. 5) и т.д.

Круглов Ю. Н. История Донской земли. Средневековье. Ростов н/Д. : МЕРА, 2006.

Текст перенасыщен терминами, например, протоболгары, прогосударство (с.7-9, 10); перегружен второстепенными фактами: «Со времён, когда угры входили в орду гуннов, за ними сохранилось имя савар-асфалтов. Это имя они получили благодаря своей схожести во внешности с племенами сабиров-савиров. Византийцы называли их турками. Во внешности угры были схожи со многими другими племенами. У них были едины одежды, кочевой быт, вооружение, узоры на одеждах и юртах. Поэтому более просвещённые и развитые народы дали этим племенам одно имя – турки» (с. 15-16). Понять что-либо из этого нагромождения информации трудно даже взрослому. И такого текста много. Ещё два примера.

«Правление Арпада основывалось на отношениях с хазарским каганатом, этим он и ограничивался» (с.21). В чём смысл предложения? Зачем оно приведено?

«Но сосуществование разных религий и народов обеспечило не только уникальное сосуществование трёх мировых религий» (с.32). Что хотел сказать автор?

Отсутствуют карты, поэтому невозможно «привязать» описываемые события к местности. Ну хорошо, «угры нашли себе новые земли, назвав их Этелькузу, что означало земля между двух рек» (с. 20); где это место?

В пособии помещены портреты болгарских вождей Аспаруха, Кубрата, угорского вождя Леведи (с. 10-11, 16) без пояснений, кто же автор данных портретов. Это исторические реконструкции или фантазии художника?

Автор лихо бросает нам спорные с точки зрения науки оценки – например, утверждает, что хазары не имели собственной культуры, а всё заимствовали без изменений у окружающих народов. О Саркеле говорится как о самом крупном хазарском городе, в то время как Саркел – крепость, а крупные хазарские города – это Итиль, Семендер и др.

К своим учебным пособиям Ю. Н. Круглов выпустил так называемые рабочие тетради, опять перепутав все жанры. «Рабочая тетрадь» потому так и называется, что включает в себя исключительно вопросы и задания для учащихся, но никак не авторские тексты, например, «Матушка – степь» [6], Там же на одной странице грубые опечатки, которые просто непозволительны в учебной литературе: «Сорматы» вместо «сарматы», «помошницей» вместо «помощницей», «трудно укрытся» вместо «укрыться»... Рубрики «Это интересно» и «Запомни!» не для рабочей тетради. На страницах 4-5 – текст «Превращения киммерийского коня», где подробно описывается, как конская шкура оборачивалась украшением стен жилища, хвост коня использовался в качестве знака вождя, конский череп устанавливался перед жилищем и служил защитой от злых духов, конское копыто нарезалось тонкими пластинами для превращения одежды в броню. Это «безотходное производство» автор называет превращением коня! После текста помещено задание 2 : перечислите, как ещё киммерийцы использовали лошадей в мирной жизни и в бою. Для перечисления оставлено 14 строчек. Такой принцип формулирования используется и для других заданий.

В брошюре «Практические задания. История Донской земли». (Ч.2. Ростов н/Д. : МЕРА, 2007) Ю. Н. Круглов поместил для учеников 6 класса следующие задания: «Расскажите о причинах появления угорского объединения. Сформулируйте мотивы для каждого из племен. Каков был правовой статус племён в объединении?» (с. 11); «Определите значение города для хазар как для воинства. Сопоставьте функции города и воинство, объяснив их взаимосвязь: воинство-крепость, воинство-ремесленничество, воинство-торговля» (с. 17); «составьте подробный план рассказа… Соблюдите историческую хронологию событий» (с. 21); «Составьте план рассказа, в котором на основе сравнения с другими народами определите основные признаки, которыми структура Золотой Орды качественно отличалась от её предшественников» (с. 30). Интересно было бы услышать ответы самого автора на сформулированные для двенадцатилетних школьников задания.

Круглов Ю. Н. Многоликий мир казачества: учеб. пособие. Ростов н/Д. : БАРО-ПРЕСС, 2007.

«Издание посвящено неизвестным, малоизученным темам казачьего мира. Эта книга – новое слово в изучении истории казачества», – говорится в аннотации. Действительно, новый взгляд автора проявился во многом, но запомнился главой о борьбе бородатых с усатыми. «Бородатых скифов в IV веке до н.э. крепко прижали бреющие бороду сарматы. А почему сарматы брили бороду? А потому что заправляли у них женщины. Они и моду навязывали. Если танаисский грек думал, что бритое лицо – признак просвещения, то для сарматки с безбородым просто удобнее было целоваться, и выглядит безбородый мужчина моложе (с. 76); три века, с ХII по ХIV, усатая Степь атаковала бородатую Русь…(с. 77); Донские атаманы времен Гражданской войны начала ХХ века, всё больше носили усы – атаман Каледин, атаман Африкан Богаевский, возглавлявший казаков, ушедших за границу. А вот их противник казак Подтёлков носил бороду (с. 78)». Комментарии излишни. Стоит, однако, задуматься, что будет твориться в умах школьников, встретившихся с такой «оригинальной» интерпретацией исторического процесса в учебном пособии. Почему, авторы, незнакомые с требованиями к школьной учебной литературе, называют свои опусы учебными пособиями?

Учебно-методическим комплексом по истории Донского края, который соответствует современным критериям, является «Донской край – наш общий дом», состоящий из трёх частей, предназначенных для синхронного изучения региональной и отечественной истории в контексте истории всемирной.

Веряскина О. Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века: учеб. пособие для 5-6 кл. Ростов н/Д., 2004;

Самарина Н. В. История Донского края (XVII-XIX века): учеб. пособие для 7-8 кл. / Н. В Самарина, О. Г. Витюк. Ростов н/Д., 2004;

Кислцын С. А. История Донского края. ХХ век: учеб. пособие для 9 кл. / С. А. Кислцын, И. Г Кислицына. Ростов н/Д., 2004.

Книги имеют, как и положено пособиям, основной и дополнительный тексты, они богато иллюстрированы, причем иллюстрации здесь вовлекаются в образовательный процесс; задания носят разноуровневый характер, среди них много творческих, направленных не на воспроизведение готовой информации, а на анализ, сравнение, высказывание собственных версий и оценочных суждений, то есть на развитие компетентности школьников. Для сравнения (см. выше контрольные вопросы из пособия Ю. Н. Круглова) привёдем задания из учебника О. Г. Веряскиной к параграфу, посвященному Танаису:

Когда и кем был основан город Танаис? Почему он получил такое название? Что отличало улицы древнего города? Чем занимались жители Танаиса?

Среди греческих колоний на карте найдите и обведите синим карандашом г. Танаис. Определите его географическое положение, соотнесите его с другими колониями. На основании п. 4 параграфа 7 отметьте на карте морские пути, ведущие в Танаис. Используя условные обозначения карты, определите ввозимые и вывозимые из Танаиса товары.

Решите кроссворд (помещён кроссворд).

Гибель Танаиса связана с нашествием племён гуннов. Основываясь на описании их внешности, оставленном в 4 веке н. э. Аммианом Марцеллином, служившим в армии Восточной Римской империи и хорошо знавшим гуннов, назовите 7 черт, характерных для представителей этого племени (фрагмент источника).

В 1958 году на северо-западной окраине Нижне-Гниловского городища, расположенного в 24 км от Танаиса, был обнаружен клад статеров (греческих монет). Предположите, как могли попасть греческие монеты в донские степи. Как вы думаете, откуда пришло выражение «внести свою лепту»? Что оно обозначает?

Перед вами фрагмент из романа В. А. Потапова «Факел гонца», рассказывающий об основании Танаиса: (приводится фрагмент источника). Придумайте своё продолжение этой истории.

В каждом греческом полисе на самом видном месте возвышалась плита с надписью. Это была присяга, которую принимали жители, давая клятву охранять свой город, делать его красивей и лучше, а если понадобится, то и защищать его от врагов. Клятва обычно начиналась словами: «Клянусь Зевсом…» Попробуйте написать клятву городу от имени древнего танаита.

Обратитесь к дополнительной литературе и составьте меню богатого танаита на один день. Расспросите маму и бабушку, какие блюда из рыбы готовят в вашей семье?

Разнообразные вопросы охватывают все уровни мыслительной деятельности от репродуктивного до поисково-творческого. Такой методический аппарат соответствует современным требованиям.

Да пусть учебных пособий по истории Донского края будет много и разных! Но любое из них должно соответствовать современному уровню учебной литературы! Опыт показывает: что при написании учебного пособия весьма плодотворен союз учёных и учителей-методистов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Астапенко М. П. История Дона и донского казачества: учеб. пособие для учащихся 5-8 кл. сред. шк. / М. П Астапенко, Е. М. Астапенко. Ростов н/Д. : БАРО-ПРЕСС, 2005.302 с.; Астапенко М. П. Природа и история родного края: кн. Для чтения в начальной шк. 2-е изд, доп. / М. П Астапенко, Е. Ю Сухаревская. Ростов н/Д. : БАРО-ПРЕСС, 2006. 318 с.
  2. История донского казачества: учеб. пособие. / отв. ред. д-р ист. наук проф. А В. Венков. Ростов н/Д. : Терра, 2005. 311 с.
  3. Кузнецов М. А. Учебные программы и методические разработки по учебным курсам: «История донского казачества», «Культура донского казачества и традиции казачьего быта как условие формирования национального самосознания» / Северо-Кавказский науч. центр высш. шк.; научно-образовательный центр Ростовского казачьего округа. Ростов н/Д, 2005. 200 с. На обл.: Учебные планы и программы по истории и культуре донского казачества; Круглов Ю. Н. Многоликий мир казачества: учеб. пособие. Ростов н/Д. : БАРО-ПРЕСС, 2007.
  4. Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 9/1 от 28.12.2004
  5. Малыхин К. Г. История Донского края: учебное пособие. М.; Ростов н/Д., 2006. 256 с.: [рецензия на книгу] / В. В. Наухацкий, А. Е. Иванеско // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № 1. С. 123-127.
  6. Круглов Ю. Н. История Донской земли. Античный период. Начало «тёмных веков» Рабочая тетрадь 1. Ростов н/Д., ПРО-ПРЕСС, 2006. С. 3.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"