Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Сад у Нахичеванской межи // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 51-59. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1873

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Архитектура Ростова-на-Дону

Л. Ф. Волошинова

САД У НАХИЧЕВАНСКОЙ МЕЖИ

Парк имени Вити Черевичкина в Ростове известен детскими и семейными праздниками, Театром сказок, бассейном, Александровской колонной, ярмарками по продаже саженцев, цветов, сельхозпродуктов. Расположен парк в конце Советской улицы рядом с управлением Северо-Кавказской железной дороги.

Это историческое место, связанное с основанием городов Ростова и Нахичевани-на-Дону, было обозначено уже на картах третьей четверти ХVIII века (планы А. Медера 1768 г., Ф. Вернеза 1780-е гг.) [1], а в описаниях историков и краеведов называется слобода Полуденка или Полудённый стан [2, с. 15]. Населяли её выходцы из Азова после невыгодного для России Прутского мирного договора. Жители занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. Слобода имела несколько кварталов, вытянутых по направлению север-юг, деревянную православную церковь, небольшое кладбище и «укрывища» в склонах донского берега. Вот как пишет об этом краевед Э. Вартанов: «…место это было чрезвычайно рискованным. Сюда из-за Дона с коварным постоянством набегали хищные орды нагайцев. Спасение давала лишь природная особенность этих мест. Слоистый ракушечный известняк донского крутого берега веками пронизывался и вымывался выходами грунтовых вод. За тысячелетия в толще берега образовались естественные лабиринты, что уходили на многие сотни метров вглубь донского правобережья. Здесь в подземельях и приспособился укрываться от бедствий народ Полуденки» [3].

После основания крепости Димитрия Ростовского (1761) слобода становится одним из форштадтов крепости. В январе 1780 года в Полуденке встретили первых армянских переселенцев будущего города Нахичевани. Вскоре полуденцы переселяются в солдатский форштадт крепости к западу от неё. После недолгого проживания в Полуденке крымских армян, на территории к востоку от неё, весной 1781 года происходит торжество освящения нового армянского города. К юго-западу от бывшей Полуденки на спуске к Дону в 1787 году была освящена церковь Св.  Георга [4]. А бывшая слобода превращается в пустующую окраину Нахичевана (с 1838 г. Нахичевань-на-Дону) [2, с. 23].

Из примет нового города здесь возле дороги, ведущей из упразднённой крепости Св. Димитрия Ростовского в 1833 году появляются два шлагбаума-обелиска в виде колонн, установленных на постаментах, обозначающих въезд в армянский город.

Судьба этой окраины переменилась только в начале 1880 года, когда Городская дума определила:

«1) В ознаменовании высокоторжественного дня празднования 25-летия славного царствования Августейшего нашего монарха устроить в Нахичевани сад и поставить колонну с надписью на ней “В память торжества 25-летия славного царствования Государя Императора Александра II в 19 день февраля 1880 года, от Нахичеванского-на-Дону Армянского общества”;

2) Для устройства сада отвести городское место на Георгиевской площади в количестве в длину, т. е. параллельно с дорогой, идущей из Нахичевани в Ростов, 110 сажень, а в ширину, т. е. по направлению к берегу р. Дона 80 сажень;

3) К устройству сада приступить безотлагательно с начала весны настоящего года;

4) На первоначальные работы по устройству сада ассигновать из городских средств на сей 1880 год – 4 тыс. руб. Поручить городской управе в следующем заседании Думы представить проект плана сада и приблизительную смету;

5) По исходатайствованию Высочайшего соизволения на наименования сада «Александровским» и на постановку в нём колонны, Городской управе немедленно представить Думе об ассигновке суммы на проведение в исполнение этого желания» [5, л. 3].

Впоследствии Дума определением от 11 апреля поручила заведовать устройством сада С. Х. Арутюнову и М. Е. Шапошникову; одобрила проект плана [5, л. 15].

В отчёте по устройству сада приводится ряд интересных фактов и подробностей: «…Первоначальный вид местности представлял собой балки, овраги и неровности, значительный уклон к югу, не говоря уже о громадном количестве нечистот, накопившихся в течение многих лет. В виду этого, прежде чем начать какие бы то не было работы, нужно было очистить всю местность и снять значительный слой навоза, мусора и нечистот до почвы.

По исполнению этой, так сказать подготовительной работы, к начатию правильных земляных работ, уполномоченные разбили участок, согласно определения Думы в количестве 110 саж. в длину, т. е. параллельно дороге, и 80 саж. в ширину. При разбивке участка согласно выше приведённому размеру, представлялось затруднение, устранить которое оказалось неизбежным. Затруднение представлялось в том, что при проведении южной линии участка, она захватила значительную часть глубокой балки, засыпка которой потребовала бы весьма больших расходов и долгого времени. Следовало во что бы то ни стало устранить это неудобство; в этих видах направление этой линии было изменено и принято, вместо прямой, кривую линию с южной стороны сада. Подобное же затруднение встретилось и при проведении линии участка параллельно с городом. Линия эта с южной стороны захватила угол ближайшей к городу балки, каковой угол оставлен пока вне участка; балка эта засыпается постепенно навозом и другими материалами и со временем выравнивается, тогда только можно будет включить эту часть в границы сада.

Затем, с южной стороны балки, разделяющей сад на две половины, находилась возвышенность, которую по общему плану, следовало снять в уровень с полотном сада, но работа эта потребовала бы порядочной издержки, а потому заведующие устройством сада признали более выгодным оставить эту возвышенность в своём виде [5, л. 15 об]. <…> так как работа предстояла значительная и сопряжённая с техническими затруднениями, то прежде чем приступить к ней, уполномоченные признали нужным пригласить сведущего по этой части техника и действовать по его указанию. Для этого воспользовавшись случайным пребыванием инженера Грунера в Ростове, по делу Кавказского железнодорожного моста, пригласили его лично осмотреть местность и дать своё заключение технической стороны работ. <…>Заручившись указанием и советами инженера Грунера и под руководством городского техника, уполномоченные приступили к земляным работам по приспособлению местности сада и участок был приведён в такой вид, что возможно было, по одобренному плану приступить к разбивке сада и заготовлению необходимых ям и канав» [5, л. 16 об].

Стоимость всех работ составила 6 479 руб. 50 коп. В их число вошли, помимо земляных работ: устройство сторожевой будки, деревянной ограды, мощение откосов канавы и кюветов. Кроме того в перечень затрат были включены на 1880 год жалованье городского садовника, сторожа, оплата инженеру Грунеру, составившему проект распланировки [5, л. 17].

В июне уполномоченные по устройству сада Арутюнов и Шапошников подали заявление в Городскую думу о необходимости устройства цоколя ограды из аршинного камня [5, л. 13]. А в августе они изложили своё желание засадить сад доброкачественными деревьями разных пород (липа, клён, рябина, тополь, каштаны и. т. п.). В ответ Дума выделила тысячу рублей на посадку деревьев [5, л. 19 об].

В последующие годы сажали деревья, прокладывали аллеи, сделали ограду.

В начале ноября 1892 года Городская дума вернулась к обсуждению установки в саду задуманной памятной колонны. К этому времени городская управа уже имела проект колонны, который был представлен на рассмотрение Думе.

В докладе об этом сообщалось: «По этому проекту колонна имеет 9 аршин вышины, её предположено сделать из гранита. Осуществление проекта в том или другом размере зависит от суммы, которую пожелает ассигновать на этот предмет Городская дума. Как только сумма будет определена, городская управа войдёт с частными предпринимателями в соглашение относительно устройства её. Что же касается места постановки колонны, то, по мнению Городской управы, было бы всего целесообразнее поставить её на главной аллее в кругу, против здания ротонды» [5, л. 25].

Согласно чертежам колонны, разработанным городским архитектором Нахичевани Н. Н. Дурбахом, в конце ноября поступили предложения по её изготовлению от двух Санкт-Петербургских фирм: мастерской гранитных и мраморных изделий купца А. А. Баринова и Бронзово-художественной фабрики В. З. Гаврилова. Их рекомендовал скульптор М. А. Чижов, который в это время выполнял скульптуру императрицы Екатерины II для памятника в Нахичевани [5, л. 29, 30]. Но в начале декабря в управу поступило заявление на изготовление колонны от итальянского подданного С. А. Тонитто, проживающего в Нахичевани, который одновременно выполнял художественный пьедестал для того же памятника [5, л. 27].

Рассмотрев эти предложения, Городская управа поручила работы по сооружению мемориальной колонны С. А. Тонитто, определив их стоимость в 10 850 руб. [5, л. 34]. Так съэкономили средства по доставке, устройству фундамента, монтировке монумента.

3 мая 1893 года городской голова М. И. Балабанов пригласил в городской сад для выбора места постановки колонны уполномоченных Городской думы М. Я. Хлытчиева, А. К. Салтыкова, Л. А. Аладжалова, Г. Х. Бахчисарайцева, И. С. Чарыхова, Д. Е. Ходжаева [5, л. 39].

После определения места и начала работ в Нахичеванскую городскую управу поступило уведомление, что «…завод Д. А. Пастухова принимает на себя отливку из чугуна нижепоименованных частей Александровской колонны, а именно: 1 орла, 1 постамент под ним, гирлянды под каждою из трёх досок со следующими надписями на них: “В память ХХV-летия славного царствования Государя императора Александра II»; “В 19 день февраля 1880 года”; “От Нахичеванского-на-Дону армянского общества”.

Орёл, постамент, гирлянды и надписи будут вызолочены золотом накладным способом. Стоимость всех частей с позолотой их и доставкою в городской Александровский сад – 450 руб. сер.». Условия были приняты и 25 августа все указанные детали доставили к сооружаемой колонне [5, л. 35, 36].

Этим же летом проложили каменную трубу для стока воды из сада. О масштабе работ можно судить по нескольким пунктам сметы, составленной архитектором Н. Н. Дурбахом, в которую вошли: «выемка земли 26,5 куб. саж.; кладка из 400 блоков аршинного камня, кирпичный свод из 20 тыс. штук кирпичей и др.» [5, л. 40]. Местоположение этой трубы, к сожалению, не указывается; логично предположить её в ложбине балки, разделяющей участок сада.

Работы по сооружению Александровской колонны завершились 10 апреля 1894 года. Тогда вокруг установленной колонны разбили мемориальный газон и установили восемь гранитных тумб, соединённых железными цепями. Их выполнил мастер С. А. Тонитто [5, л. 49].

Управа сдавала сад в «арендное пользование». «Весной 1894 г., утверждая постановление на этот счёт, Войсковой наказный атаман кн. Святополк-Мирский, предупредил, чтоб аренда с платой за вход не касалась неогороженной части сада, где гуляли малообеспеченные горожане» [6, с.  40].

Современники так описывали сооружённый монумент: «Колонна в тосканском стиле состоит из цельного красного гранита в 12 аршин вышины на тёмно-сером гранитном пьедестале в 3 аршина вышины. База и капитель колонны сделаны из киевского лабрадора. Колонна увенчана металлическим позолоченным двуглавым орлом. По сторонам колонны поставлены восемь гранитным тумб с подвешенными к ним железными цепями. На гранитном пьедестале колонны надписи…» [7].

Торжество открытия состоялось 18 сентября 1894 года. В тот день открывались сразу два памятника: Екатерине II и Александровская колонна. На торжестве присутствовал Войсковой наказной атаман и представители Нахичеванского городского управления. Вечером в Александровском саду было устроено праздничное гуляние и фейерверк [7].

Сад стал любимым местом отдыха жителей Нахичевани и Ростова. Особенно популярен он был среди гимназистов обеих городов. По праздничным и выходным дням в саду играл военный духовой оркестр и публике предлагались всевозможные развлечения. Зимой возле сада сооружались внушительного размера горки для катания публики в особых вагончиках. Славился сад и своими Пушкинскими вечерами. В огороженной его части проходили выступления приезжих знаменитостей. Как сообщала газета «Приазовский край»: «Антреприза нахичеванского Александровского сада наконец состоялась. Видное участие в ней будет принимать артист г. Давыдов, который предполагает устраивать в саду в течение сезона всевозможные развлечения» [6, с. 40‑41].

Через восемь лет, 24 апреля 1902 года, в той же газете сообщалось о «грандиозном открытии Александровского сада и театра с 1 мая. В сад на открытие были приглашены труппа исключительно для модной комедии и симфонический оркестр. В закрытом театре – большой дивертисмент… с участием первоклассных русских, французских, немецких, итальянских оперных и опереточных артистов и артисток» [8]. На летней концертной сцене намечали ежедневное выступление московского хора, песенников, куплетистов, рассказчиков, танцоров, гармонистов, жонглеров, балалаечников; по праздничным дням – большие гуляния, шествия, фейерверки, бега, скачки и дневные детские гуляния. Во время ежедневных обедов – «дамский оркестр и итальянский квартет мандолистов». В вечернее время, обещала реклама, сад «будет освещён сильным американским светом до 80 фонарей системы Вашингтона … электрическими разноцветными лампочками-эффектами» [8].

Рекламами развлечений пестрели страницы той же газеты в последующие 1900-е годы. К примеру, гастроли примы столичного балета Елены Чекетти (23 июля 1907), выступление знаменитого Анатолия Дурова с крысами и свиньями (14 июля 1907); дебют красавицы испанки Валенсии (25 августа 1907), комические сценки, карнавалы и многое другое.

Большое внимание родителей с детьми привлекали качели и карусели. Но ещё большей популярностью пользовались представления с куклами. К началу ХХ века, получили распространение механические театры, где наряженные куклы выступали под музыку. Были созданы, так называемые, «Виолино-оркестрионы» и «Пиколино-оркестрионы». В Ростове работала мастерская по их изготовлению. Представления с ними устраивались в садах и парках Нахичевани и Ростова рядом с качелями и каруселями. Об этом свидетельствует фотография 1905 года – «Пиколино-оркестрион» в Александровском саду [9, с. 233].

На другой исторической фотографии начала ХХ века ‑ панорама и зелёный массив сада с птичьего полёта. На ней чётко видны шлагбаумы-обелиски на въезде в Нахичевань, между ними трамвайная линия и электрические столбы, тротуар вдоль ограды сады.

 Александровский сад. Нахичевань н/Д. 1900-е гг. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (11016-6).

Сама ограда вдоль 1-й Соборной улицы на каменном цоколе в виде ряда кирпичных, рустованных столбов, увенчанных шарами, и решётчатых кованных металлических секций ограждения между ними. Ограда по Нольной линии по таким же кирпичным столбам, но с деревянными секциями.

Парадный вход предстаёт на другой открытке. За воротами ограды сооружены своеобразные пропилеи из боковых высоких объёмов с пологим  четырёхлотковыми покрытием. Со стороны сада они украшены колоннами и центральной парадной аркой на таких же колоннах. В центре за аркой видно театральное деревянное сооружение с высоким шатром, тут же у входа реклама ‑ «Ресторанъ».

 Нахичевань-на-Дону. Александровский сад. Фото из коллекции автора

Все постройки деревянные предназначены для использования в летний сезон.

Другой уголок сада представлен на открытке, где показан грот из диких камней, на дальнем плане бассейн и беседка. Перечисленные изображения свидетельствуют, что территория сада имела уже богатый массив деревьев и других зелёных насаждений, высокий уровень благоустройства, активно эксплуатируемые деревянные сооружения и павильоны.

Мирное благополучие сада оборвалось в 1914 году. 13 апреля в Александровском саду в результате пожара были уничтожены все крупные постройки вместе с театром [10]. На плане Нахичевани, выполненном четыре года спустя, в границах Александровского сада показан лишь один павильон в юго-восточной части [11].

Это не помешало тому, что в 1917 году «… 19 июня, ‑ сообщала меньшевистская газета “Вперёд”, ‑ Донским комитетом РСДРП был устроен митинг-концерт в пользу избирательного фонда <…>на митинг… явилось свыше 1000 человек. После концертного отделения, исполненного военным оркестром, выступал прекрасно спевшийся хор. <…> На митинге от имени Донского комитета выступали т. Щвейцер, …т. Коломойцев,…т. Виляцер… Митинг затянулся далеко за полночь» [6, с. 41].

Первые годы советской власти ознаменовались в саду демонтажем двуглавого орла и посвятительных досок с пьедестала Александровской колонны.

К 1924 году сад передали в ведение СКОПСа (Северо-Кавказский округ путей сообщения), переименовали в «Сад железнодорожный» [12]. В 1936 году название меняется на сад «Транспортник»» [13], ещё через два года он передаётся в ведение города и называется «Сад пионеров» [14]. При этом сохраняются его границы и планировка. К этому времени 1-я Соборная улица называется Советской, рядом демонтированы шлагбаумы-обелиски, у западной границы разобрана соседняя Георгиевская церковь, напротив – к северу насажен Парк революции. Объединение Ростова и Нахичевани (1928) предопределило включение бывшего Александровского сада в единый зелёный массив скверов и парков, объединяющих исторические центры бывших соседних городов.

О преобразованиях в саду между двумя мировыми войнами сведений не сохранилось. Планировка его, судя по плану 1939 года, оставалась прежней. А приметой новой вневедомственной принадлежности стало то, что сад стал местом гуляний малышей из дошкольных детских учреждений на недавних окраинах Ростова и Нахичевани.

Годы Великой Отечественной войны повергли сад в разорение и запустение. Частично вырубались деревья, а при освобождении в феврале 1943-го разрушение и пожар здания управления Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) способствовал гибели деревьев в соседней части сада. В эти годы балка, пересекающая сад, вернулась в своё первобытное состояние: в неё сбрасывали мусор и нечистоты. У местных жителей это место в конце 1940-х получило нелицеприятное название «говняровка». К этому времени ограду сада разобрали до цоколя. Только в начале 1950-х годов после восстановления здания управления СКЖД началась расчистка и благоустройство Сада пионеров (тогда его уже называют парком).

Редкие фотографии конца 1950-х годов представляют Александровскую колонну, окружённую газонами, и детскую площадку у восточной стороны с небольшими скульптурами детских фигур на невысоких постаментах. В конце 1950-х появился здесь и летний кинотеатр «Спутник». Вдоль восточной, западной и южной сторон устроили невысокое решётчатое бетонное ограждение.

В 1961 году парк ещё раз изменил своё название. Теперь это был Пионерский парк имени 40-летия пионерской организации имени В. И. Ленина. В том же году возле западного входа в парк с Советской улицы установили бюст Вите Черевичкину на высоком постаменте (скульптор Н. В. Аведиков). Это определило его современное название ‑ Парк имени В. Черевичкина (1965). В центральной части парка оформили Аллею пионеров-героев. У администрации парка наладился контакт с Домом пионеров и горкомом комсомола, которые оказывали парку практическую помощь.

К этому времени на склоне в очищенной и благоустроенной балке была устроена деревянная сцена и скамьи на сто человек. В парке начали работать кружок художественной самодеятельности, клубы любознательных, интересных встреч, книголюбов, позднее ‑ юных художников. Открылся филиал областной библиотеки имени Величкиной, шахматно-шашечный павильон. В юго-западном углу парка на спортплощадке общества «Локомотив» работали спортивные секции (бокса, баскетбольная, волейбольная, тенисная) [15].

В 1965 году у южной границы парка в кратчайшие сроки возвели павильон летнего, спортивного зала для проведения концерта Московского балета на льду. Впоследствии павильон получил название культурно-спортивный комплекс «Экспресс» [9, с. 260].

Вскоре в этом же павильоне проходила, так называемая, американская выставка. Она впервые в послевоенное время представляла жизнь США в масштабных цветных фотографиях. Посетителям выдавали яркие значки и цветные иллюстрированные буклеты. 2 мая 1968 года здесь же открылась всемирная выставка «Интерпресс-фото». На ней были представлены 1200 работ фотохудожников из 71 страны [16].

В конце 1960-х годов в юго-восточном углу парка за летним кинотеатром выстроили двухэтажный кирпичный корпус, в котором разместилась Областная станция юных техников. В этом здании помимо работы с подростками в предперестроечные годы проходили интересные выставки. Такой стала в конце 1985 года выставка, посвящённая юбилею Велимира Хлебникова, поэта серебряного века. Организатором её был ростовский художник Олег Облаухов, участник Хлебниковских чтений на родине поэта в Астрахани. Он оформлял первые экспозиции, посвящённые творчеству Хлебникова.

Знаковыми для парка стали 1970-е годы. Тогда парк занял 2-е место во всесоюзном смотре парков культуры и отдыха и был занесён в Книгу почёта ВДНХ в Москве; в 1973 году награждён дипломом 2-й степени за благоустройство [17].

В те годы был составлен первый эскиз генплана парка художником Петром Ибалаковым [18]. Согласно проекту становились главными и оформлялись входы с углов парка, выходящих на улицу Советскую. Возле управления СКЖД устроили декоративную стенку, оформленную рельефом летящих голубей и титульной надписью парка, по другую сторону входа разместили рекламный стенд. Вход на углу Нижне-Нольной улицы фланкировали цветочницы, впоследствии дополненные невысокой декоративной стенкой.

Тогда же бюст Вити Черевичкина перенесли в центр парка на благоустроенную площадку рядом с Аллеей пионеров-героев, оформление которой впоследствии изменялось.

В конце 1970-х в парке воцарились парковые сказочные скульптуры: у северо-западной аллеи выгнулось туловище огромного крокодила с открытой пастью, по соседству чашу фонтана украсила озорная фигурка Буратино на фигурном постаменте, возле нового плескательного бассейна появилась фигура Осьминожки.

Фонтан с скульптурой Буратино. Конец 1960-х гг. Фото из коллекции автора

В 1977 году было принято решение Ростовского горсовета депутатов трудящихся «О разрешении парку культуры и отдыха им. В. Черевичкина строительства летнего Театра-сказок для детей на территории сада» [19]. Ростовский художник-дизайнер П. А. Ибалаков стал автором проекта и окружающего комплекса его оформления, за что был удостоен золотой медали ВДНХ.

Сооружение Театра-сказок взяло на себя Волго-Донское речное пароходство. На его же средства был устроен металлический мост через балку. А Театр-сказок после своего открытия стал первым подобным в стране. Коллектив парка и участники строительства получили за него дипломы ВДНХ первой степени, а директор парка М. А. Самсонова, начальник штаба благоустройства В. Д. Веселов и ряд других энтузиастов были награждены серебряными медалями выставки [17].

Театр-сказок, устроенный в виде ступенчатого амфитеатра, обогнувшего северную оконечность балки, преобразил центральную часть парка. Спуск на сценическую площадку осуществлялся с верхней и боковых аллей. Верхнюю границу амфитеатра ограничивали невысокие помещения, кровельные парапеты которых украшались фигурками сказочных персонажей, этим утверждая общую сказочную идею оформления парка.

После завершения его строительства реконструировали остальную низину балки. Сюда перенесли детские игровые площадки, качели и карусели, городок аттракционов. А на верхней площадке, возле плескательного бассейна, соорудили монорельсовую карусель «Юнга», имитирующую палубу корабля и даже создающую качку. Появились тогда у парка и новые шефы: Крупяной завод, Ростовское производственное химическое объединение имени Октябрьской революции. Были здесь и зоны пионерского и комсомольского действия коллективов соседних школ.

В парке постоянно работал на базе кинотеатра «Спутник» киноклуб «Пионерия», а также танцевальный кружок, изостудия, концертная агитбригада.

В 1986 году в Театре сказок побывали гастролирующие труппы Северо-Осетинского театра со спектаклем «Василиса прекрасная», Пензенского театра с музыкальной сказкой «Красная шапочка»; для взрослой аудитории в субботние вечера были организована творческие встречи с ведущими артистами театров. А участники драмкружка в течение летних каникул показали музыкальные сказки: «Кот в сапогах», «Волшебник изумрудного города», «Золотой ключик».

В том же году по воскресеньям перед ребятами выступали артисты театра кукол со спектаклями: «Иван-царевич и серый волк», «Господин Ау», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» [20].

В конце 1970–1980-х годов парк окончательно сложился как зона для детей и семейного отдыха. Популярностью пользовались лекторий «Природа нашего края», праздники «Птицы наши друзья», «Сохраним природу – сохраним жизнь», выставки цветов, встречи с голубеводами и работниками Дома природы.

Вторая половина 1980–1990-х стали испытанием для парка. Резко сократилось финансирование. Не было предприятий и организаций-шефов, которые всегда приходили на помощь. Знаковым эпизодом тех лет стало восстановление утраченного навершия Александровской колонны в виде двуглавого орла и памятных досок на её пьедестале (скульпторы Д. Бегалов и А. Скнарин). Средства предоставил глава фирмы «Ростов» Ю. Рошкован.

5 сентября 1994 года состоялась церемония торжественного открытия Александровской колонны.

 Александровская колонна в парке имени В. Черевичкина. 1990-е гг.

В 2000-е годы значительный участок в юго-западном углу парка занял многоэтажный корпус «Парк-сити». Это строительство отразило губительную тенденцию в деятельности администрации Ростова отдавать участки исторических парков города под точечную застройку. Практически одновременно администрация города отводила участки под застройку на территории парков имени В. Черевичкина, 1 мая, М. Горького.

В связи с этим хочется напомнить, что в 2007 году питерские градостроители, разрабатывая новый генеральный план Ростова, назвали территории исторических парков в центре города неприкосновенным фондом грядущих поколений. Они объясняли это недостаточностью, по санитарным нормам, зелёных территорий в центре города и невозможностью их расширения.

Детский парк, пережив лихие 90-е, остался парком имени Вити Черевичкина. На его территории в мае и сентябре проходят выставки-продажи цветов и саженцев, ярмарки сельхозпродуктов. Но сохранилась главная сфера его деятельности ‑ зона детского и семейного отдыха.

Ныне, благодаря сотрудникам администрации парка и новым спонсорам, реконструирован плескательный бассейн с прилегающими подсобными помещениями и навесами; обновлена Аллея пионеров-героев, установлена на каменном цоколе-парапете невысокая ажурная ограда по южной, восточной и западной сторонам сада, отремонтирован Театр-сказок и детский городок.

Сегодня парк имеет своё лицо, своих посетителей и благотворителей, грамотных, заинтересованных в своём деле руководителей.

При этом от чиновников администрации города нередко можно услышать странные предложения об отдачи парка в концессию частным лицам. Это звучит абсурдно с точки зрения его исторической ретроспективы. Ведь сад был основан по инициативе городского сообщества, его благоустройство и озеленение выполнялось за счёт средств городского бюджета.

Парку сегодня, как никогда, нужна поддержка городских сообществ и меценатов. Необходима реконструкция деревьев и озеленения, восстановление малых архитектурных форм, возрождение Театра сказок. Рядом с Аллеей пионеров-героев логично было бы увидеть стенды, посвящённые основанию Александровского сада, сооружению мемориальной колонны, строительству Театра сказок. Хочется пожелать парку возродить дружбу с городскими театрами: профессиональными и самодеятельными. Пусть оживут здесь детские праздники, в которых сказочных героев представят сами дети, а зрителями будут их родители, близкие и друзья.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чеботарёв Б. В. Новые картографические материалы по истории Ростова-на-Дону и окрестных селений второй половины XVIII века // Изв. Рост. обл. музея краеведения. Вып. 1(3). Ростов н/Д, 1959. Прил.: Карта 2 (к с. 58) План крепости Димитрия Ростовского. 1768 г.

2. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван : Айастан, 1988.

3. Вартанов Э. Донские хроники: донские армяне как факт истории и этно-фикция; хроники. Ростов н/Д., 2016. С. 183.

4. Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана. Пер с арм. Ш. М. Шагиняна. 1986 г. Ростов н/Д. : Книга, 2005. С. 70.

5. ГАРО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 245.

6. Цит по.: Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 1. Ростов н/Д., 1994.

7. ГАРО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 491. Л. 139.

8. Приазовский край. 1902. 24 апр. (№ 106). С. 1.

9. Ростов-на-Дону : Страницы истории (1749‑2009). Ростов н/Д. : Омега Паблишер, Золотое сечение, 2009.

10. Пожар в «Луна-парке» // Приаз. край. 1914. 14 апр. (№ 96). С. 3.

11. ГАРО. Ф-2613. Оп. 1. Д. 140. Л. 1.

12. Весь Ростов и Нахичевань н/Д. в кармане : адрес. и справ. указ. Ростов н/Д., 1925. С. 264.

13. Справочник по городу Ростову-на-Дону. Ростов н/Д., : Азово-Черномор. краев. хоз. изд-во,1936. С. 244.

14. ГАРО Ф. Р-2613. Оп. 1. Д. 173. Л. 1.

15. ГАРО. Ф. Р-4096. Оп. 1. Д. 275. Л. 2, 7, 9.

16. Тягленко Г. Всемирная выставка «Интерпресс-фото» в Ростове // Веч. Ростов. 1968. 6 апр. С. 4.

17. Колобова О. Мир детской радости // Веч. Ростов. 1984. 27 сент. С. 3.

18. Скобцова Г. С. Из века в век : История РХУ в лицах. Ростов н/Д., 2009. С. 319.

19. ГАРО. Ф. Р-1817. Оп 4. Д. 1782. Л. 164.

20. Там же. Ф. Р-4096. Оп. 1. Д. 927. Л. 99.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"