Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Емельянова И. Н. Литературное краеведение в приобщении читателей к донской культуре // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 228-230. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=272

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Библиотеки Ростовской области

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРИОБЩЕНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К ДОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Областная детская библиотека им. В. М. Величкиной в течение многих лет приобщает своих читателей к донской культуре, используя возможности литературного краеведения.

В начале 90-х гг. на материалах фонда библиотеки областной Институт повышения квалификации работников образования подготовил программу по литературе с региональным компонентом, которая успешно используется сейчас в большинстве школ города и области.

Вслед за ней в библиотеке была создана своя оригинальная программа для дошкольников и младших школьников «А я живу на Дону». Среди 14 тем этой программы три были посвящены Дону литературному.

Логическим продолжением работы с этой программой стало создание следующей — «История края в лицах» (для учащихся 5 — 9 кл.), которая включает в себя 44 темы, из них 12 — литературные.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями — отруби их, и дерево погибнет». Взяв на вооружение эту народную мудрость, отдел «Отрочество» создал программу «Древо жизни», с помощью которой мы пытаемся создать у читателей представление о родной культуре как исполинском дереве, ветви которого, сколько бы ни расходились в стороны, имеют одни истоки, одни корни. «Древо жизни» — это и чудо-дерево, и древо познания.

Особая веточка на нашем «Древе» — краеведческая, ее представляет клуб «Богатый колодезь». В названии клуба заложен глубочайший смысл. Колодезь — это символ мудрости, чистоты, неисчерпаемости и богатства донской культуры, форм и содержания работы.

В клубе «на посиделках» читатели знакомятся с богатейшим донским фольклором и донской сказкой, в том числе литературной. «Фольклор — это основа развития нормальной личности и переоценить степень его влияния на формирование духовного мира ребенка невозможно» [1].

С помощью театрализации, яркого музыкального оформления, колоритного донского костюма подростки изучают, проживают народные традиции, обряды, а затем все это выливается в их творческие работы (поделки, рисунки), литературные впечатления.

Бесспорно, «по-своему прекрасен фольклор народов всего мира. Но чтобы оценить его по-настоящему, нужно знать и любить, прежде всего, собственную культуру, содержащую все истоки народной жизни во времени, в пространстве, в истории» [2].

Особый пласт в работе клуба — знакомство с творчеством писателей-классиков, побывавших на Дону, оставивших в своих произведениях яркую память о Донской земле. Здесь мы успешно используем форму литературной гостиной.

Например, к 200-летнему пушкинскому юбилею была проведена гостиная «Поэт в краю степей необозримых», на которой ребята воссоздали атмосферу ожидания приезда А. С. Пушкина в Ростов.

Сценарий этой гостиной опубликован в сборнике «Читаем, учимся, играем» (1999 г., №1).

Традиционна работа с творчеством А. П. Чехова. Здесь и чтение его произведений, и запоминающиеся поездки в Таганрог по чеховским местам, и ежегодный праздник — «С днем рождения, Антон Павлович!» с именинным пирогом, с подарками, с постановкой и декламацией его веселых рассказов.

В творчестве каждого писателя есть свои тайны, загадки, а школьные программы с их временными рамками порой не дают возможности постижения таких тайн. Это обстоятельство и подсказало выбор формы литературного расследования (она построена по типу телепрограммы «Как это было»).

Впервые мы обратились к этой форме при знакомстве с величайшим памятником русской словесности «Слово о полку Игореве» — ведь его события происходили на донской земле. Лейтмотив этого расследования — мы потомки тех русичей, что «сватов попоиша, а сами полегоша». Этапы нашего расследования были таковы: — Кому принадлежит авторство «Слова»? — Чем обусловлен маршрут Игоревой рати? — Где происходила битва русичей с половцами?

Ребята погружаются в мир истории, проживают события, описанные в «Слове», происходит духовное единение поколений земли донской.

Эта же форма используется и при знакомстве с произведениями М. А. Шолохова.

Французский писатель Жюль Гонкур сказал, что писатель может обессмертить все, о чем он пишет. Эти слова полностью могут быть отнесены к творчеству Михаила Александровича Шолохова. Именно он показал боль и славу нашего Дона всему миру в своих рассказах, повестях и в романе «Тихий Дон». Но, пожалуй, ни у одного писателя XX в. не было столько тайн и загадок в жизни и творчестве, как у самого Михаила Александровича Шолохова, над разгадкой которых до сих пор бьются шолоховеды.

Наши литературные расследования посвящены рассказу «Судьба человека» и роману «Поднятая целина».

По отзывам школьных преподавателей литературы, участие детей в этой работе позволило им не только разобраться в сложных исторических процессах, происходивших на Дону, но и ощутить неповторимую свежесть, многоцветье, красочность и сочность языка этих произведений, донской колорит быта, речи, традиций казаков.

Мы считаем, что лучшая форма общения с писателями-современниками — встречи.

Если раньше поводом для таких встреч было издание новых книг, то теперь на суд читателей поэты и писатели выносят еще не опубликованные произведения.

При организации встреч мы использовали такие приемы, как «обрадовать» и «удивить». Так, в подарок писателю В. Е. Кисилевскому силами библиотекарей издана, а читателями проиллюстрирована книга «Приключения ежика Тошки»; поэтессе Н. П. Сапотницкой дети ее же стихами рассказывали о ней самой. Д. М. Долинский затеял с ребятами игру по стихосложению: на заданную тему, каждый по слову. Автору сборника «Легенды Танаиса и Меотиды» Л. Волошиновой был вручен специальный диплом от благодарных читателей.

А результатом этой работы можно считать появление в областной детской газете «Сорока и К°» массы стихов, рисунков и прозаических произведений наших читателей, а также «выпуск» поэтического сборника «Флейта».

Уже не один год Областная детская библиотека им. В. М. Величкиной объявляет областные творческие конкурсы, в которых принимают участие детские, сельские и школьные библиотеки. Были среди них и краеведческие — «Славься Дон!» и «У нас на Дону». Здесь особое место занимала поисково-исследовательская работа читателей-школьников. Прекрасные материалы о своей «малой родине», ее писателях и поэтах в виде стихов, сочинений, докладов, рефератов, рисунков собраны и хранятся теперь во многих детских библиотеках. На заключительные фестивали победителей конкурсов съезжались более трехсот ребят, а библиотека буквально «утопала» в творческих работах детей.

В Ростовской области сейчас идет движение за присвоение детским библиотекам имен донских писателей. Отсюда и такая форма работы, как «Именины» библиотеки.

Так районной детской библиотеке г. Пролетарска было присвоено имя детского писателя Г. П. Аматуни. И каждый год библиотека празднует «Именины», а не дату ее открытия.

Еще один пласт в обширном пространстве литературного краеведения — возвращенное художественное наследие казачьего зарубежья. С ним мы знакомим ребят чаще всего на литературных вечерах, посвященных творчеству Н. Н. Туроверова, Н. Н. Воробьева-Богаевского, Ю. Ф. Гончарова, Н. А. Келина, Ф. Д. Крюкова, П. Н. Краснова.

Свою задачу мы видим в пробуждении и воспитании любви к «малой Родине», а через нее ко всей стране и миру; в формировании у читателей толерантности; в решении проблем восстановления и развития книжного детства; в пробуждении творческого потенциала у детей.

В настоящее время библиотека реализует проект «Книжный ковчег мира — диалог детей через диалог культур», который предполагает изучение, проживание и реализацию культурного опыта читателями через историю книги, библиотеки, гостеприимства на Северном Кавказе.

В рамках этого проекта в библиотеке прошли встречи с детьми армянской, еврейской, греческой, корейской диаспор, живущих у нас на Дону. Разговор здесь шел об истории, о литературе, традициях, обрядах и гостеприимстве каждого народа. Особое место отведено книге, ее роли в культуре каждого народа.

Цель этих встреч — испытать гордость за край, в котором мы живем, чтобы каждый мог сказать: я — еврей, я — армянин, я — кореец, я — русский, и я живу на Дону! Все программы и проекты прошли через «творческую лабораторию» нашей библиотеки, обеспечены методическими материалами и спроецированы на область.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тумилевич Т. И. Фольклор как часть современной культуры // Материалы Южно-Российской научно-практической конференции «Культура — истинная духовная ценность». — Ростов-на-Дону, 2001. — С. 157-158.
  2. См. то же.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"