Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Скребов Н. М. Критик по призванию // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 142-143. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m15/4/art.aspx?art_id=257

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й

 Персоналии

Н. М. СКРЁБОВ

КРИТИК ПО ПРИЗВАНИЮ

Владимир Владимирович Тыртышный

Пять лет отсутствовать в литературной, театральной, художественной критике Владимир Тыртышный никогда бы себе не позволил. Только смерть, наступившая 27 декабря 1997 года, смогла разлучить его с любимым делом. Критика была его призванием, побуждавшая к повседневному аналитическому, исследовательскому труду. Смолоду и до последнего вдоха, даже больной, теряющий зрение, он продолжал следить за культурной жизнью области и страны, много читал, писал, размышлял. Искал и находил достойных оппонентов для излюбленных споров о творчестве художников и писателей, о театре и кино, о Пушкине, Маяковском, coвpeменной поэзии...

Родился Владимир Владимирович Тыртышный 28 июня 1929 года в Краснодаре. Там, на Кубани, лихое время не пощадило корни его старинного рода казаков-черноморцев. Дед был раскулачен, отец репрессирован, сам Владимир, подростком переживший фашистскую оккупацию, испытал немало невзгод в послевоенное время.

В Ростове В. Тыртышный жил с 1948 года. Окончив историко-филологический факультет РГУ, избрал профессию журналиста. Вернее, она избрала его как человека ярко талантливого, глубоко эрудированного, самобытно мыслящего.

Всюду, где работал Тыртышный, он был на своем месте. И в противочумном институте, где редактировал научные труды, и в газете «Комсомолец» (ныне «Наше время»), и на студиях кинохроники, телевидения, и на кафедре журналистики родного университета он выделялся на общем фоне своей неординарностью, оригинальным складом ума, редкостной цельностью натуры. Он всегда оставался самим собой, и этого было достаточно для особой притягательной силы, распространявшейся и на старших коллег, и на сверстников, и особенно на молодую творческую интеллигенцию.

Литератор-шестидесятник, он органично вписался в незабвенную эпоху спектаклей «Современника» и «Таганки», знаменитого вернисажа художников МОСХа, фильмов Калатозова и Чухрая, Германа и Тарковского, песен Окуджавы и Галича, Высоцкого и Визбора, дерзкого новаторства плеяды молодых поэтов.

Все это предопределило эстетические и этические приоритеты в творчестве журналиста и критика Владимира Тыртышного. Едва ли не главным из них стало искреннее внимание к поискам талантливых молодых земляков, сближение с ними, порой перераставшее в патернализм, похвально именуемый наставничеством. Не случайно в программе «земляки», прозвучавшей в эфире радио «Дон-ТР» через год после смерти В. В. Тыртышного, люди разных творческих профессий, достигшие солидного положения в донской культуре, подчеркивали важную роль критика Тыртышного в своем становлении. Заслуженный артист России Александр Габ, откровенно признав, что на пути к этому статусу неизменно чувствовал поддержку Владимира Владимировича, вспоминая свою тюзовскую молодость в те самые 60-е годы:

— Он стоял у истоков ТЮЗа. С 1964 года он был постоянным критиком, членом худсовета театра. Он был именно критиком молодежного направления. В рецензии «О тех, кто победил» на спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» он писал о восторге, гордости, которую вызывает диалог молодых героев Ленинградской блокады. Каково было читать это мне, игравшему заглавную роль... Он всегда следил за актером, видел те маленькие ступеньки, которые растущему актеру приходилось преодолевать на своем пути. Хотелось соответствовать тому образу, который создавал критик Тыртышный в своих суждениях о пьесе и ее воплощении на тюзовской сцене...

По-своему продолжил эту мысль известный ростовский живописец Виталий Коробов:

— У многих художников молодых, зрелых он бывал в мастерских. О многих он писал. Но не обо всех. Многие хотели, чтобы он о них написал. Но Тыртышный долго готовился, как бы примерялся к художнику, смотрел — можно ли написать о нем что-то интересное. Даже в газетной статье он хотел написать что-то настоящее, чтобы статья не вышла фальшивой, чтобы не было за нее потом стыдно, чтобы она носила характер анализа, своего отношения, своего взгляда — взгляда Тыртышного на художника. Он входил в материал сложно, сомневался, по нескольку раз приходил, смотрел... Последняя наша встреча была у меня в мастерской в 93-м году. Он пришел и сказал, что долго не писал обо мне, поинтересовался, чем живу, что пишу. И потом напечатала большую статью в «Приазовском крае» под названием «Красота и добро — близнецы». Помимо чисто художественных размышлений об изобразительном искусстве были всегда у нас интересные разговоры о литературе, о поэзии. Он очень любил спорить, отстаивал свою точку зрения. Многих молодых художников он поддержал, многих защитил. Он был очень порядочный человек, профессионал с глубоким чувством ответственности за все, что писал и делал.

Задолго до того, как стать ведущим теле- и радиожурналистом, заслуженным работником культуры России, благотворное влияние и поддержку старшего коллеги вовремя испытала Елена Смирнова:

— Я Владимиру Тыртышному обязана своей самой первой серьезной наградой в журналистике. Он был заведующим отделом газеты «Комсомолец», и по его инициативе, с его подачи тогда, в 67-м году, я была выдвинута на журналистскую премию имени Николая Погодина. Эту первую премию я получила благодаря тому, что Володя не просто представил меня к награде, но и работал, и помог мне получить за очерк высокую оценку. Потом мы много с ним работали, я всегда с интересом следила за всем, что он писал, как высказывался о молодых поэтах, актерах, художниках...

Была у Владимира Тыртышного пожизненная любовь к Маяковскому. Своего выдающегося тезку Владимир Владимирович знал, что называется, от корки до корки наизусть, имел свое отношение к каждой строке поэта и великолепно передавал это слушателям при чтении.

Он не копировал, не подражал.

Четкое слово и жест неброский —

Просто он сам собой выражал

Это явление: Маяковский.

И незаметно было, чтоб в нем

Нервы натянутые дрожали —

Просто горел он тем же огнем,

Что выжигал слова на скрижали.

Филолог по образованию, журналист по профессии, критик по призванию, Владимир Тыртышный был человеком такой духовной величины, которая неизменной «видится на расстоянии» грустного пятилетия без его живого присутствия среди нас.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"