Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Римская З.Н. Донской археологический институт // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 22-24 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m14/1/art.aspx?art_id=207

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й

История учебных заведений Донского края

З. Н. Римская

ДОНСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Из истории

Мало кому известно о существовании в Ростове в 1918-1922 гг. такого высшего учебного заведения, как Археологический институт. А ведь по целям и задачам, по составу преподавателей и студентов, та роль, которую он сыграл в жизни города, за столь короткий срок своего существования, дает нам право говорить о нем, как о явлении неординарном и даже выдающемся.

Ростовский-на-Дону (впоследствии Донской) Археологический институт был учрежден 1 мая 1918 года как частное высшее учебное заведение группой профессоров Донского университета, объединившихся в Общество Учредителей Ростовского-на-Дону историко-археологического института. Основные задачи института учредители видели в научной разработке археологии, истории искусств и археографии со всеми сопредельными дисциплинами, а также в подготовке специалистов для должностей в музеях, библиотеках, театрах и архивах [1].

Институт имел два отделения: истории искусств и археологии. Курс был трехгодичный, два первых года читались лекции по программе института, третий год предназначался специально для практических занятий по одному из предметов, избранных слушателем, и для самостоятельной научной работы под руководством профессоров.

Программа преподавания предусматривала лекции по всем разделам истории, по археологии и этнографии, истории русского искусства и русского театра, истории музыки, музыковедению, библиотековедению, геологии и палеонтологии, эпиграфике, нумизматике, а также чтение древних рукописей.

Сдавшим все установленные на отделении экзамены и зачеты вручали свидетельство об окончании института, а успешно защитившие диссертацию должны были получить звание "ученого историка искусств", "ученого археолога" или "ученого архивоведа".

Плата за обучение составляла 120 рублей в год и вносилась по полугодиям.

Определяя важность и необходимость создания нового вуза и понимая, что без общественной поддержки не обойтись, учредители уже в середине мая провели собрание, пригласив представителей различных культурно-просветительных, научных и общественных организаций, предпринимателей Ростова и Нахичевани. На собрании предполагалось выяснить, "в какой степени каждое из общественных учреждений и частные лица могут оказать поддержку институту материальными средствами, коллекциями, библиотеками, учебно-вспомогательными пособиями, личным советом и содействием" [2].

С докладами о создании Археологического института, его задачах выступили П. М. Придик и А. И. Яцимирский, самые активные члены Общества Учредители и будущие руководители института. "Ростов, Нахичевань и весь прилегающий район чрезвычайно нуждается в культурных работниках и долг всех общественных учреждений поддержать новую высшую школу в Ростове-на-Дону" [3] — эти призывные слова, обращенные к приглашенным, не остались без ответа.

Работа по подготовке к учебному году закипела. Александр "Иванович Яцимирский был командирован в Новочеркасск заказать копии с наиболее выдающихся предметов древности, хранящихся в Донском музее. Директор музея, Х.И.Попов, обещал оказать самое широкое содействие институту и обеспечить его необходимыми научно-вспомогательными средствами. Благотворители передавали институту книги для библиотеки, перечисляли денежные средства. Городская управа письмом от 7 августа довела до сведения руководства института, что новому вузу предоставлены в пользование помещения в Петровском реальном училище: 3 классных комнаты, физическая аудитория и актовый зал. Арендной платы не брали, институт оплачивал только уборку, освещение и воду.

Многообразная помощь позволила институту сформировать библиотеку, музей, открыть кабинет научно-вспомогательных средств, фотолабораторию, реставрационную мастерскую.

К началу первого учебного года было утверждено руководство института: ректор института — А.М. Придик, ученый секретарь — А.И. Яцимирский.

После широкой подготовительной работы, включая рекламу института, начался прием заявлений.

По уставу в институт принимались юноши и девушки, окончившие средние учебные заведения. Программа обучения представляла большой интерес и новый вуз привлек многих. Со всех уголков Всевеликого войска Донского, Кубанской и Терской областей посылались заявления с просьбой зачислить в слушатели. К концу июля 1918 года первоначально намеченный комплект слушателей в количестве 200 человек был заполнен. Заявления же продолжали поступать и поступать. Тогда было принять решение с 10 июля возобновить прием заявлений желающих поступить в институт.

К началу занятий на I курс зачислили 365 слушателей! Большинство из них (217 человек) определились на отделение истории искусств, остальные — на археологическое отделение.

Занятия из-за различных организационных трудностей начались 16 октября. Лекции всегда собирали полные аудитории, да и не мудрено. Ведь читали их очень известные и популярные профессора Донского университета, за плечами которых многочисленные труды, годы работы в университете: историю Греции и античного искусства — А. М. Придик, историю Рима и средних веков — А. Н. Беркут, славяно-римскую палеографию — Я. И. Яцимирский, греческую эпиграфику — А. Ф. Семенов, историю искусств — А. М. Евлахов, геологию и палеонтологию Н. А. Григорович-Березовский, историю музыки, проявивший, себя как активный пропагандист музыки, ставший ректором Донской консерватории М. Ф. Гненн, а также профессора С. И. Вехов, И. И. Замотан, Г. А. Малиновский, А. Ф.Семенов, Я. П. Щелкановцев, приват-доцент А. В.Соловьев.

Среди слушателей института мы встречаем имена известных историков, краеведов, музейных работников: Г. А. Иноземцева, М. Б. Краснянского. С. А. Вязигина, М. П. Гриневой, Л. А. Ширман и др.

С установлением Советской власти на Дону в январе 1920 года, Донской Археологический институт, как частное учебное заведение, был национализирован и с 1 апреля начались занятия уже в государственном вузе. Были открыты новые отделения — этнографии (март 1920 г.) и археографии (сентябрь 1920 г.). Произошли изменения в программе преподавания: некоторые предметы изъяли из программы, но ввели и новые, такие как советское строительство и Конституция РСФСР, новейшие течения в искусстве и задачи пролетарского искусства, социологии. Изменилось руководство института и состав преподавателей. Вместо ушедшего с поста ректора А. М. Придика на эту должность был утвержден А. И. Яцимирский, его заместителем — профессор А. М. Ладыженский. Историю и теорию искусства стал читать профессор Н. Н. Сретенский, русскую историю и археографию — профессор И. П. Козловский, историю архитектуры — известный художник Н. Е. Лансере, историю искусства — заведующий Донским музейным комитетом Н. Ф. Лаврский, социологию — профессор А.М. Ладыженский, археологию — известный краевед А.И.Ильин.

В 1920 году выпуска не было, так как все прослушавшие 2-х-летний курс или остались на третий год для специализации или, гонимые гражданской войной, покинули Ростов.

Если на первых двух курсах продолжали читать теоретические курсы, то на третьем курсе особое внимание обращалось на практические занятия слушателей. Каждое воскресенье проходили занятия в музее, где слушатели института знакомились с музейными предметами, методами их классификации, техникой хранения, или же организовывалось посещение выставок живописи, скульптуры. Слушатели в Публичной библиотеке постигали тонкости работы библиотечных работников, изучали архив бывшей Ростовской таможни, участвовали в раскопках курганов и городищ.

Преподаватели и слушатели Археологического института играли роль организаторов научно-просветительской работы: кружок археологии и истории искусств, музейно-архивные курсы, выставки, конференции, публичные лекции, вечера, дискуссии стали неотъемлемой частью культурной жизни города.

Трудности послевоенного времени подступали со всех сторон. В связи с отсутствием собственного здания институт в последние месяцы пользовался аудиториями Университета. Но вот в последнем открыли рабфак, институту пришлось срочно менять адрес. Сделать это было непросто. Наконец власти выделили Археологическому институту часть здания в Донском архивном управлении. Вид классных комнат произвел на новоселов удручающее впечатление. Они были разгромлены, стекла почти все разбиты, двери, а частью и косяки, вынуты; электропровода порваны. Студенты и преподаватели своими силами отремонтировали помещения. Но этим проблемы не закончились. Зимой занятия проходили при 5º тепла и при свечах. Однако занятия на всех отделениях велись без перерыва, а явка студентов достигала 70% от списочного состава. Правда, количество слушателей сокращалось: если на конец 1920 года было 210 студентов, то на май 1921 года — 161, а на июль 1922 года — 83.

Материальное положение института тоже ухудшалось с каждым днем. Финансирование почти прекратилось, поддержки ниоткуда не поступало. В отчете о работе института в конце 1921 года ректор с горечью писал: "Главным препятствием к развитию Донского Археологического института в Ростове является своеобразие ростовской "культуры" — культуры крупного портового города, торгового, с отсутствием интеллигенции и вообще такой среды, которая так или иначе нуждалась бы в ценностях высшего порядка... Институт остается глубоко одиноким в своей культурно- и учено-просветительной работе" [4].

В январе 1922 года стало известно, что Донской Археологический институт согласно постановления Главпрофобра снят с госснабжения и подлежит закрытию с 1 марта. Объяснялась эта мера чрезвычайными финансовыми затруднениями Республики.

В этих условиях Совет института принял поистине героическое решение. Понимая, прежде всего, трудности студентов, не имеющих возможности завершить образование при закрытии института, преподаватели решили вести занятия до конца учебного года без оплаты труда и без получения академического пайка, обрекая тем самым себя на полуголодное существование.

Занятия продолжались до 1 июля, когда дирекция получила окончательное решение Главпрофобра от 9 июня 1922 года о закрытии с 1 июля института и передаче его имущества Донскому университету. Руководство Археологического института обратилось с просьбой приостановить выполнение решения о передаче имущества, надеясь с улучшением финансового положения на возобновление работы этого "единственного на всем Юго-Востоке специального вуза с высокими культурно-просветительными и научно-исследовательскими задачами" [5]. Но этим надеждам не суждено было сбыться...

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГАРО Ф Р-49 оп. 1 д.21 л.24
  2. ГАРО Ф Р-49 оп. 1 д. 19 л. 2
  3. ГАРО Ф Р-49 оп. 1 д. 19 л. 11
  4. ГАРО Ф Р-49 оп. 1 д. 21 л. 70
  5. ГАРО Ф Р-49 оп. 1 д. 21 л 75

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"