Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Боранова Г. Н. Последний рейс Ивана Кулагина// Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 151-153. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=672

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й

Транспорт 

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС ИВАНА КУЛАГИНА

Капитан дальнего плавания Иван Захарович Кулагин

 

85 лет назад произошло событие не только политической, но и экономической для Советского Союза важности – первое плавание советского торгового судна к берегам Северной и Южной Америки. Возглавил эту ответственную миссию один из самых опытных капитанов – капитан дальнего плавания Иван Захарович Кулагин, уроженец посада Азов, сын азовского мещанина Захара Иосифовича Кулагина, выпускник мореходного училища, штурман дальнего плавания, в 1914 году пересёкший экватор.

Иван Захарович Кулагин О Кулагине и его семье известно немногое. Жили они в Азове на улице Успенской (ныне Гоголя), 40. Иван Захарович неоднократно приезжал в родной город, бывала здесь и его жена Евдокия Герасимовна. В Азове постоянно жила сестра Агафья Захаровна Кулагина.

В то время как страны Западной Европы постепенно становились на путь признания советского правительства, влиятельные круги американской буржуазии требовали от России обязательства уплатить долги (имелась ввиду конфискация имущества американских граждан в России после Октябрьской революции).

В 1923 году Москву посетили члены американского Конгресса. Их отзывы сводились к тому, что СССР – страна величайших возможностей. Вопрос о признании Советского Союза оживлённо обсуждался в американской прессе. Всё большее число крупных предпринимателей выступало с заявлениями о том, что отсутствие нормальных отношений между США и СССР неблагоприятно отражается на американской торговле. В ответ на это 6 декабря 1923 г. президент Кулидж обратился с посланием к Конгрессу: «Наше правительство, – писал он, – не имеет ничего против заключения американскими гражданами торговых сделок с русскими. Однако наше правительство не намерено вступать в сношения с правительством, отказывающимся от признания международных обязательств» [3].

Правящие круги США внушали обществу страх перед «красной опасностью». Однако те капиталисты, которые имели дела с Россией, настаивали на возобновлении с ней дипломатических отношений. Настаивали на признании Советского Союза и американские рабочие. В начале 1930-х годов США оставались единственной великой державой, не признавшей СССР, хотя советско-американская торговля развивалась успешно: в 1930 году Советский Союз занял второе, а в 1931-м – первое место в импорте машин и оборудования из США. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены только в ноябре 1933 года [4].

Потом были беспосадочные перелёты из СССР в США через Северный полюс двух экипажей советских лётчиков в 1937 году: Чкалова, Байдукова, Белякова и Громова, Юмашева, Данилина. Но впервые флаг страны Советов появился у берегов Америки в 1925 году Его нёс пароход «Вацлав Воровский». О нём и наш рассказ.

Пароход «Вацлав Воровский» был построен в 1912 году в Англии. Судно средних размеров: длина – 114,3, ширина – 15,9, осадка – 9,5 метров. Мог принимать 7 000 тонн груза и 900 тонн угля, воды, различных припасов.

Купленный в 1921 году посланной Советским правительством за границу «Российской железнодорожной миссией» пароход «Маскенондж» перевозил из Германии и Швеции паровозы и паровозные котлы (согласно воспоминаниям Морозовского Н. Г. – 180 паровозов и 150 котлов) [5]. Получив в июле 1923 года новое имя – в честь погибшего советского дипломата Вацлава Воровского, – пароход стал первооткрывателем путей в Америку для наших судов ещё до официального признания Советского Союза. В качестве посредника судовладельца выступило «Дерутра» – «Немецко-русское транспортное и складское акционерное общество», представлявшее Народный Комиссариат Внешней Торговли СССР во многих странах Европы.

В портах пароход обслуживали, то есть заботились о выгрузке и погрузке грузов, предоставлении причалов, подыскании груза, доставке угля и воды, специальные агенты – представители брокерских фирм, созданных специально для такого обслуживания. За работу агенты получали вознаграждение, обусловленное договором с «Дерутрой». Если капитану требовались деньги – например, для выдачи заработной платы команде, агент выдавал ему эти деньги, за что получал соответствующие проценты, пока «Дерутра» не вернёт ему деньги. Это было удобно: капитану не нужно было возить с собой большие суммы.

После ремонта на верфи в Киле (Германия) в конце января 1925 года «Вацлав Воровский» вышел в бельгийский порт Антверпен, где «Дерутра» подыскала груз на порты США. Рейс к берегам Америки длился семь месяцев.

Впервые советский флаг появился в портах США, Бразилии, Уругвая, островов Барбадос и Тринидад и на Кубе. Команду парохода составляли сорок восемь человек, в основном молодёжь; среди палубной команды матросов – пять штурманов, окончивших мореходные училища.

Плавание прошло успешно во многом благодаря капитану. Они пережили туманы и дожди Ла-Манша – самой оживлённой и аварийно-опасной морской дороги в мире, по которой шли сотни судов в обе стороны. В туманную погоду в середине 20-х годов огромная нагрузка падала на капитана: во время тумана ему полагалось быть на мостике, и это продолжалось сутками – столько, сколько длился туман. Преодолели и шторм в Атлантическом океане, и туманы холодного Лабрадорского течения, и многие другие трудности…

У молодых штурманов началась страдная пора. Они определяли место судна в океане по солнцу и звёздам, составляли синоптические карты согласно получаемым по радио прогнозам. И замечательно справлялись со своими обязанностями [5].

Новый Свет встретил советских моряков негостеприимно. В Норфолке на борту появились полицейские и разместили свои посты на носу, на корме и посредине судна; команде не разрешили спуститься на берег. Такие строгие меры команда объяснила себе тем, что Норфолк являлся военно-морской базой США.

Вацлав ВоровскийПополнив запасы угля, получив свежие продукты, «Вацлав Воровский» вышел в море вдоль восточных берегов Соединённых Штатов. Следующим портом назначения была Саванна (по названию реки). Опять появились полицейские, сход на берег разрешили только капитану, да и то в сопровождении двух полицейских. Капитан запротестовал, а представителю американской фирмы, получавшей груз, заявил, что он в сопровождении полицейских на берег не пойдёт, за «услуги» полицейских, как те требовали, платить не будет, и разгрузка судна начнётся лишь тогда, когда будет разрешён нормальный сход команды на берег. Все расходы, связанные с простоем судна, будут отнесены на счёт получателей груза, не обеспечивших нормальную работу судна [5]. Портовые власти всё же убрали полицейских с борта, разрешили команде выйти в город, – правда, после того как капитан подписал обязательство уплатить за каждого сбежавшего члена команды, если таковые окажутся, тысячу долларов. Но желающих остаться в Америке не нашлось.

После холодного приёма в США и Бразилии – вдруг неожиданная встреча в Монтевидео. На подходе к порту пароход встретили два десятка пассажирских катеров и буксиров, переполненных людьми, размахивавшими советскими и уругвайскими флагами и скандировавшими: «дру-зья, дру-зья!». В порту колыхалось людское море с флагами и букетами цветов. Как писали газеты, «Вацлав Воровский» ожидало свыше 15 тысяч человек. Встреча была организована коммунистической партией Уругвая.

В начале августа судно направилось на Кубу для погрузки сахара на Лондон. Кубинские профсоюзы готовились к дружеской встрече, был создан специальный комитет для встречи, однако кубинское правительство, опасаясь «красной заразы», запретило заход в Гавану. 6 августа «Вацлав Воровский» остановился на рейде Корденас. На палубе организовали полицейский пост, баржи доставляли к борту сахар-сырец. Под давлением общественности 17 августа власти разрешили посетить пароход группе представителей профсоюзов, в которой был и один из основателей компартии Кубы Хулио Антонио Мельи. Встреча получилась дружески тёплой, с угощением. Кубинцы подарили экипажу национальный флаг и портрет В. И. Ленина, а команда вручила им флаг страны Советов. 18 августа команда получила разрешение сойти на берег. Моряки полюбовались красотами Кубы, и 22 августа пароход снялся с якоря.

О посещении Кубы первым советским пароходом в 1925 году вспомнили в связи с кубинской революцией. В 1963-м Фидель Кастро прибыл в СССР с дружественным визитом. К этому времени относятся публикации в центральной прессе, посвящённые плаванию «Вацлава Воровского». Далее путь лежал в Лондон. Советское судно провожали представители профсоюза железнодорожных и транспортных рабочих.

15 сентября 1925 года «Вацлав Воровский» вошёл в Темзу. 24-го закончилась выгрузка сахара-сырца и началась погрузка машин и заводского оборудования. Пользуясь длительной стоянкой, команда подробно ознакомилась с Лондоном. 3 октября начался путь домой, и 10 октября 1925 года пароход прибыл в Ленинград.

Этот рейс показал, что советские судоводители могут водить суда по всем морям и океанам, участвовать в международных перевозках. Что советские люди преданы своей Родине, что ни один из них не подумал искать счастья за морями. Что у Советского Союза немало друзей в мире. На обратном пути Иван Захарович тяжело заболел, ему, по воспоминаниям родных, предложили остаться на лечение за границей, но он отказался, ссылаясь на то, что должен довести судно на Родину. В 1926 году И. З. Кулагин скончался в Ленинграде. Похоронили его в Азове.

А штурманы, прошедшие школу капитана дальнего плавания Кулагина, запомнили его на всю жизнь как отличного моряка, опытного судоводителя и замечательного человека. Николай Григорьевич Морозовский стал контр-адмиралом, Михаил Александрович Морозов – капитаном. Капитан дальнего плавания В. А. Емельянов погиб во время блокады Ленинграда. Константин Александрович Чекин долго плавал на судах Балтийского государственного пароходства за границу, а в 1935 году был мобилизован в Военно-морской флот, командовал подводной лодкой, участвовал в Великой Отечественной войне на Северном флоте, заслужил ордена и медали. Вышел в запас в звании капитана I ранга. Как капитан дальнего плавания работал главным капитаном Мурманского тралфлота [5; 6].

 

ПРИМЕЧАНИЯ, ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Сведения на 1898 год
  2. Архив АМЗ. Выписки из метрических книг Успенской церкви за 1894, 1898, 1910, 1911, 1914 гг.
  3. История дипломатии. М. ; Л. : Госполитиздат, 1945. Т. 3. С. 306.
  4. История России. XX век : учеб. пособие. / отв. ред. В. П. Дмитренко. М. : АСТ, 2001. С. 290–291.
  5. Архив АМЗ. Воспоминания Н. Г. Морозовского.М., 1963.
  6. Архив АМЗ. Воспоминания К. А. Чекина. 1964 г.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"