Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Еремеева А. Н. Ростов художественный // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 9. С. 13-16 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=62

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1999-й

История города Ростова-на-Дону 

 

А. Н. Еремеева

1919 ГОД: РОСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Из истории культуры города Ростова-на-Дону в годы Гражданской войны

Одним из городов, выигравших во всех отношениях от страшных пертурбаций последних двух лет, является Ростов-на-Дону. Происшедшие передвижения счастливо отразились на его культурной жизни... (Литературная и художественная жизнь в Ростове // Новая Россия (Харьков). — 1919. — 19 окт.).

Полный человеческих трагедий и разочарований, кровавый 1919 год, как ни парадоксально это звучит, оказался достаточно насыщенным с точки зрения художественной. И центр «Деникин» — Ростов — не только не стал исключением, но и являл собой пример, ярко подтверждающий данный парадокс.

Именно Ростов-на-Дону в 1919 году стал одним из самых притягательных мест для столичных беженцев. В Киеве, Одессе, Харькове, Крыму, куда вначале бежали москвичи и петроградцы, первую половину года у власти были Советы, а в Ростове сосредоточилось деникинское командование. На повестке дня не стояли, как в столицах, голод и холод [1].

В феврале 1919 года в Ростов переместилось из Екатеринодара деникинское осведомительное агентство (Осваг) — крупный пропагандистский центр, привлекавший к работе литераторов, художников, музыкантов, актеров — столичных и провинциальных, в огромном количестве скопившихся в городе.

Вот каким увидел Ростов 1919 года поэт-сатирик В. Клопотовский (Лери):
... Кипел Ростов...
Попавши в случай,
Он дней напрасно не терял
И вместе с жизнию кипучей
Стиль петербургский перенял…

И закружилась в роли новой
— Когда явились на Садовой
Весь Петербург и вся Москва
— Провинциала голова.

Ах, дни легенды той творимой!
И контр-разведка и Осваг,
И «колокольчики» [2], и флаг Руси
Единой Неделимой. Министры, женщины...
Таков был дней деникинских Ростов [3].

Огромное количество беженцев — главным образом, представителей ранее привилегированных сословий, интеллигенции, традиционно стремившихся дать своим детям полноценное образование, стало благоприятной базой для деятельности не только университета и институтов, но и художественных учебных заведений.

Еще с 1918 года в Ростове-на-Дону работало три музыкальных вуза: консерватория местного отделения Русского музыкального общества (создана на основе музыкального училища), частная консерватория бывшего директора музыкального училища, известного в городе музыканта Н. Л. Пресмана, а также Донская музыкально-драматическая филармония с классами музыки, драматического искусства, балета. При активном участии художницы Магдалины Шагинян (сестры известной советской писательницы) в Ростове-на-Дону было открыто художественное училище им. М. А. Врубеля. Там преподавали именитые мастера — М. Сарьян, братья Николай и Евгений Лансере [4].

Важной составной частью деятельности подобных учебных заведений была, помимо подготовки студентов, популяризация искусства. Устраивались симфонические концерты, исторические камерные собрания, посвященные творчеству классиков российской и зарубежной музыки. В качестве солистов выступали преподаватели консерваторий и именитые гастролеры, среди которых были певцы Л. Собинов, П. Цесевич, пианист Ю. Исерлис и др. Активно действовало в направлении пропаганды музыкального искусства общество «Музыкальная библиотека имени Н. А. Римского-Корсакова» и его вдохновитель молодой композитор М. Ф. Гнесин.

Активное участие в музыкальной жизни Ростова-на-Дону принимал С. А. Траилин — композитор с всероссийской известностью, уроженец Дона. Атаман П. Краснов создал «под него» уникальную должность — «состоящего при атамане генерала для поручений по наблюдению за постановкой музыкального дела и пения в частях Донской армии и учебных заведениях Всевеликого войска Донского» [5].

По мере возможности не нарушались, заложенные с дореволюционных времен, традиции художественных выставок. Весной 1919 года группой русских художников совместно с Союзом художников-армян в Ростове-на-Дону была устроена выставка «Лотос» с участием М. Сарьяна, В. Адена, Н. Харитонова, архитекторов Н. Лансере, А. Оля. Было представлено 342 произведения живописи, прикладного искусства, архитектуры (проекты) [6]. Осенью двести шестьдесят две картины и скульптуры были представлены на выставке «Салон» [7].

Гражданская война поставила на повестку дня проведение выставок и несколько иного типа. В мае 1919 года в Ростове-на-Дону открылась выставка памяти Корнилова (впоследствии она - «передвигалась» по другим городам Юга). К процедуре открытия выставки были привлечены не только военное и политическое командование, но и лучшие художественные силы тогдашнего Ростова. На открытии звучали стихи о России, играл оркестр, пел участник знаменитого квартета Кедровых — Н. Кедров, аккомпанировал директор местной консерватории РМО Н. Аверьино. «Гвоздем» художественной части выставки стала картина художника Н. В. Харитонова «Смерть генерала Корнилова», где генерал изображен в момент смертельного ранения. Корреспондент газеты «Приазовский край» сообщил, что уже на выставке начался сбор пожертвований на приобретение этой картины у художника для всероссийского военно-исторического музея. Экспонировался также бюст Корнилова работы скульптора Риха [8].

Как всегда, насыщенной была театральная жизнь города. Труппы хорошо известных дореволюционному Ростову провинциальных антрепренеров теперь были усилены столичными артистами. С нетерпением ожидали обещанного приезда, совершавшей турне по Югу, группы артистов Московского Художественного театра с В. И. Качаловым, О. Л. Книппер-Чеховой, М. Н. Германовой... Гастроли чуть было не сорвались: заранее арендованное помещение театра превратилось в сыпнотифозный госпиталь. Сам генерал А. Лукомский ходатайствовал об освобождении здания для гастролей МХТ, однако освободили лишь один этаж. По понятным причинам артисты отказались от «большой сцены» под очагом инфекции и выбрали Малый театр (название отражало размеры помещения), пригодный лишь для театров миниатюр. Поэтому ограничились концертами, имевшими, правда, большой успех [9].

Большой интерес среди ценителей искусства вызывала деятельность ростовской «Театральной мастерской» [10].

Как грибы после дождя повсеместно появлялись театры миниатюр (многие из них были «однодневками»). Публику здесь развлекали незатейливыми миниатюрами, отрывками из оперетт, романсами, куплетами на злобу дня, фокусами. Именно театры миниатюр наряду с цирком и синематографами были самыми посещаемыми. Они привлекали доступностью репертуара, а также, как отмечали современники, тем, что там необязательно было снимать галоши и головные уборы. Большинство театров миниатюр работало на уровне «кафешантанской» халтуры, но были и вполне профессиональные коллективы, например «Гротеск», отличавшийся блестящим составом исполнителей. Там выступал много десятилетий блиставший на эстраде (российской и советской) конферансье А. Алексеев — мастер экспромта, обаятельный, умный (выпускник университета). Пользовался любовью зрителей и исполнитель песен Виктор Хенкин. Уроженец многонационального Ростова-на-Дону, этнический еврей, начинавший творческий путь в украинских труппах, Хенкин очень органично вписывался в атмосферу своих песен — кавказских, украинских, еврейских, стихов Беранже, соединенных с музыкой. Недаром южнороссийские критики были в большинстве своем благосклонны к нему, называя певца «волшебником», «ювелиром» [11]. В области пантомимы одним из самых известных был Аркадий Бойтлер. С 1916 года он снимался в кино в комических лентах. Уехав после революции на Юг России, работал в театрах миниатюр (в том числе и ростовском «Гротеске»), в юмористических концертных программах, особенно успешно исполняя там комические сценки без слов [12].

В Ростове-на-Дону гастролировали знаменитый певец Леонид Собинов, примадонна российской оперетты В. Пионтковская, побивший все рекорды популярности, исполнитель сентиментальных песенок Александр Вертинский, «король фельетона» Влас Дорошевич, «смехотворец всея Руси» Аркадий Аверченко (он также активно сотрудничал с местными периодическими изданиями, предоставив ростовчанам возможность стать первыми читателями его в духе времени невеселых, хотя и остроумных фельетонов) и многие другие столичные мастера.

Огромное количество развлекательных зрелищ, по мнению некоторых политиков, не соответствовало переживаемому страной моменту. С 5 января 1919 года по приказу атамана П. Краснова на территории войска Донского прекращали работать рестораны и кинематографы. «Пора, наконец, почуять тот страшный запах людской крови, который слышен с позиций и понять, что не время и не место веселью и пьяному разгулу в вашей униженной, опозоренной и разоренной Родине — России» — подчеркивалось в приказе [13]. А 7 марта Войсковых кругом (уже при новом атамане А. П. Богаевском) по докладу комиссии об обороне было принято постановление о закрытии на все время гражданской войны театров, кинотеатров, клубов, преобразовании кафе и ресторанов в столовые, запрещении в общественных местах музыкальных и танцевальных вечеров [14]. Запрещались даже благотворительные спектакли Отдела призрения, труда и искусства. Члены Круга определили свое решение как меру для успокоения узлов на фронте, т.к. развращение тыла угнетающе действует на фронт [15]. В результате введения постановления в действие без работы остались несколько тысяч актеров, режиссеров, музыкантов.

Против закрытия театров выступали профсоюз театральных работников, представители офицерства, доказывавшие, что эта мера только усилит пьянство, а значит деморализацию тыла, пресса, убеждавшая «Катонов и Савонаролл из Новочеркасска», что спектакли поднимают дух населения, а при умелой постановке дела являются могучим средством пропаганды. В итоге в июне запрет на публичные зрелища был снят, и все вернулось «на круги своя».

Несмотря на политическую нестабильность продолжали работать книгоиздательства. Среди новых учреждений такого рода выделим «Единение» и «Аралэзы». «Единение» выпускало в основном учебную литературу. Для школьников были разработаны специальные серии: «Библиотека родиноведения», «Библиотека классиков», «Детская библиотека». Выпускались и музыкальные сочинения, в т. ч. детские пьески М. Гнесина [16]. Книгоиздательство «Аралэзы», судя по отрывочным архивным данным, имело прямое отношение к семье М. С. Шагинян, конкретно — к ее мужу — известному впоследствии искусствоведу, переводчику с армянского, а тогда молодому кандидату исторических наук Я. С. Хачатрянцу [17]. «Аралэзы» выпускали в основном литературу по искусству, в том числе, книги об армянской культуре. Приведем названия некоторых из них: М. Шагинян «Введение в эстетику» (Курс, читанный в Ростовской консерватории в 1918-19 гг.), Н. Лансере, А. Оль, Я. Хачатрянц «Нахичевань-на-Дону» (о старой архитектуре города) с иллюстрациями, «Этюды об армянских художниках» Я. Хачатрянца.

В соответствии с потребностями политики большую часть книжной продукции, издававшейся в Ростове-на-Дону, составляла осваговская «макулатура» — публицистика и художественная литература агитационной направленности. Среди ее авторов — такие известные писатели как Е. Чириков, И. Наживин, И. Сургучев.

Издавались в Ростове-на-Дону литературно-художественные журналы: универсальные, по отдельным видам искусства, сатирические. Одним из интересных и стабильных был журнал «Донская волна» под редакцией известного местного журналиста и литератора В. Севского (В. А. Краснушкина). В. Севский в письме В. Г. Короленко писал, что главная задача «Донской волны» — познакомить казаков с их историей и литературой, собрать свидетельства нынешней борьбы в казачьих краях и уберечь казачество от уклона вправо [18]. В отличие от большинства казачьих изданий, редакция «Донской волны» широко привлекала к сотрудничеству не только местные художественные силы, но и столичных мастеров.

На страницах журнала были представлены исторические исследования о прошлом казачества, мастерские рассказы крупнейших писателей Дона Ф. Крюкова (чье творчество в связи с юбилеем освещалось особенно широко), Р. Кумова, интересные жанровые зарисовки Е. Чирикова, В. Севского, Н. Литвина, П. Т. Герцо-Виноградского (Лоэнгрина), острые фельетоны и сатирические повести известных по столичной периодике А. Ренникова (Селитренникова), В. Амфитеатрова-Кадашева, Е. Венского (Пяткина), Д'Актиля (А. Френкеля), юного казачьего офицера Ф. Пенкова, портреты лидеров антибольшевистского движения (и донцов, и руководителей Добровольческой армии), карикатуры А. Воронецкого, Л. Кудина.

Содержание публикаций не вызывало сомнений в ориентации журнала на идею неделимой демократической России. По данным исследователя А. Кручинина, оккупационные германские войска и гетман Скоропадский запрещали распространять «Донскую волну» на Украине, а атаман П. Краснов признал нежелательным наличие журнала в учебных заведениях Дона [19].

Важной составляющей культурной жизни Ростова-на-Дону были объединения интеллигенции: литературно-артистическое собрание, общество «Музыкальная библиотека им. Римского-Корсакова», объединения любителей драматического искусства... Некоторые кружки носили т.н. «семейный» (домашний) характер. Художники, литераторы, актеры («иногда к ним присоединялись ученые, общественные деятели) собирались на частных квартирах, говорили о литературе, искусстве и разумеется не могли обойти вопросов о современном состоянии России. Об одном из таких кружков, группировавшемся в Ростове-на-Дону вокруг русской феминистки и поэтессы Е. Ф. Никитиной, писал А. Дроздов [20]. Сам активно посещавший заседания, он пришел к выводу, «что вовсе не литература была там своего рода синдетиконом, склеивающим нас в тяжелые минуты, но та исконная тяга интеллигента к интеллигенту, которые устали и измучились» [21].

В конце 1919 года в связи с быстрым продвижением Красной армии на юг началось не только отступление антибольшевистских военных формирований, но и бегство тех, кто не планировал связывать свое будущее со страной Советов. Уехали и многие видные представители Мира искусства (в основном из числа столичных беженцев). С началом 1920 года открылась новая страница не только политической, экономической, но и художественной жизни Ростова-на-Дону, кардинально отличавшаяся от недавнего прошлого.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Молодой, талантливый, безвременно ушедший из жизни донской поэт Филипп Пенков (М. Ф. Филиппенков, 1897—1920) колоритно описал изголодавшегося столичного беженца на Дону:
    «...Недели три здесь ошалелый
    Пил в день три кварты молока,
    Ел сдобный хлеб безумно белый,
    Как в летний полдень облака...»
    (Пенков Ф. Странствующий рыцарь XX века //Дон. волна. — 1918. — 25 декабря.— № 28.— С. 15)
  2. Колокольчиками называли деникинские деньги с изображением Царь-колокола.
  3. Лери. Онегин наших дней: Сатир, поэма.— Берлин: Изд-во Дьяковой, [Б. г.] — С. 57.
  4. Рудницкая Ю. Л. Художники Дона. — С. 6-7.
  5. ГАРО Ф. 102. Оп. 1. Д. 29. Л. 218.
  6. Приазов. край. — 1919. — 21 марта (3 апреля); Выставки советского изобразительного искусства: Справ. Т. 1. (1917-1932). — М., 1966. — С. 51.
  7. Приазов. край. — 1919. — 31 окт. (13 нояб.)
  8. Приазов. край. — 1919. — 14 (27) мая.
  9. Леонидов Л. Д. Рампа и жизнь. Воспоминания и встречи. — Париж, 1955.
  10. Подробнее о «Театральной мастерской» см.: Зайцева Н. Театральная мастерская // Дон. временник. — 1998. — С. 1-2.
  11. Людям старшего поколения хорошо знаком брат Виктора Хенкина — Владимир, исполнитель куплетов и юмористических рассказов, тоже начинавший в театрах миниатюр. Имя Виктора Хенкина почти забыто из-за многолетнего пребывания в эмиграции (1920-1940).
  12. «Молчальник», как окрестила его пресса, с наивным лицом и улыбкой Гуимплена, настолько похоже подражал экранному Чарли Чаплину, уже тогда завоевавшему сердца российского зрителя, что в 20-е годы в Германии с участием Бойтлера выпускались даже не подражания, а довольно ловкие подделки чаплинских фильмов (См.: Островский Г. Одесса, море, кино. — Одесса, 1989. — С. 32).
  13. Приазов. край.— 1919.— 5 (18) янв.
  14. Дон. обл. ведомости (Новочеркасск). — 1919. — 13 (26) марта
  15. Там же.— 17 (30) марта
  16. Приазов. край. — 1919. — 4 (17 янв.), 26 янв. (8 февр.)
  17. В фонде градоначальника Ростова-на-Дону сохранилось прошение от гражданского инженера А. Оля и кандидата исторических наук Я. С. Хачатрянца о выдаче разрешения на выпуск еженедельной газеты «Литературная Неделя» в книгоиздательстве «Аралэзы», представленном «в лице Хачатрянца» (ГАРО Ф. 834. Оп. 1. Д. 8. Л. 377.)
  18. Отдел рукописей Российской государственное библиотеки Ф. 135. Карт. 33. Ед. хр. 36. Л. 1.
  19. Кручинина А. «Донская волна» (К 75-летию со дня выхода первого номера) // Воен. быль. — 1993. — № 2. — С. 10
  20. Дроздов А. Интеллигенция на Дону // Архив русской революции. Т. 2. — М., 1991. — С. 54.
  21. То же.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"